Судья Мухина Е.А. Дело № 33-69/12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Васильевой В.Г., судей Громацкой В.В., Холмогорова И.К., с участием прокурора Самойловой В.В., при секретаре Алексеевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2012 года кассационную жалобу представителя ответчика Герасимова А.З. на решение Верхневилюйского районного суда от 23 ноября 2011 года, которым по делу по исковому заявлению прокурора Верхневилюйского района в интересах Е. к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции в пользу администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» на приобретение Е. жилого помещения, общей площадью не менее 32 кв.м.
постановлено:
Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенцию в пользу администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» на приобретение Е. квартиры, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., пояснение представителя казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З., заключение прокурора Самойловой В.В., полагавшей решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение, судебная коллегия
установила:
Прокурор Верхневилюйского района в интересах Е., указывая, что Е. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено в связи с тем, что органом государственной власти Республики Саха (Якутия) не в полном объёме профинансированы переданные муниципальному району «Верхневилюйский улус (район)» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обратился в суд с иском к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции в пользу администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» на приобретение Е. квартиры, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ввиду нарушения норм материального права, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления; Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не несёт обязательств непосредственно перед конкретными субъектами по обеспечению жильём, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного не предоставления жилого помещения; причины не предоставления жилого помещения указанным категориям лиц связаны с бюджетными правоотношениями, участниками которых указанные лица не являются и взыскание с государственного органа субвенции на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Судом правильно установлено, что Е. имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, не имеет закреплённого за ней жилого помещения.
Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, взыскивая с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» субвенцию на приобретение жилого помещения Е., исходил из того, что обязанность по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью на условиях социального найма возложена на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. За пределами выделенных средств субвенций, органы государственной власти Республики Саха (Якутия) несут ответственность за предоставление жилого помещения остальным нуждающимся детям-сиротам, в том числе Е.
Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)».
Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень участников бюджетного процесса приведён в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене.
В связи с тем, что суд правильно установил обстоятельства дела, но неправильно применил норму материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Верхневилюйского района о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенции на приобретение жилья Е. в пользу муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)» предоставить Е. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 3 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма», жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Верхневилюйского районного суда от 23 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Верхневилюйского района о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» субвенции на приобретение жилья Е. отказать.
Обязать муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)» предоставить Е. жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Председательствующий В.Г. Васильева
Судьи В.В. Громацкая
И.К. Холмогоров