Судья Сергеева А.А. Дело № 33-238/12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Антипиной Т.Ф., судей Осиповой А.А., Румянцевой Т.Г., с участием прокурора Андросовой Ю.А., при секретаре Васильевой И.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2012 года кассационную жалобу представителя ответчика Герасимова А.З. на решение Верхоянского районного суда от 30 ноября 2011 года, которым по делу по исковому заявлению Верхоянского межрайонного прокурора в интересах Б. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального образования «Верхоянский район» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья,
постановлено:
Иск Верхоянского межрайонного прокурора удовлетворить.
Взыскать с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) сумму субвенций в размере .......... рублей с перечислением указанной суммы в расчетный счет Муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) за пределами предоставленных Муниципальному образованию «Верхоянский район» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей в течении 3 месяцев.
Обязать Муниципальное образование «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) с момента предоставления субвенций предоставить жилое помещение Б. в виде квартиры общей площадью не менее 32 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Румянцевой Т.Г., пояснение представителя казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З., заключение прокурора Андросовой Ю.А., полагавшей решение суда отменить и вынести новое решение, которым обязать МО «Верхоянский район» предоставить жилое помещение, судебная коллегия
установила:
Прокурор Верхоянского района в интересах Б. обратился в суд с иском к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального образования «Верхоянский район» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья, ссылаясь на то, что Б. состоит в очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено в связи с недостаточным выделением финансирования со стороны Казны Республики Саха (Якутия) МО «Верхоянский район». Просил суд взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу муниципального образования «Верхоянский район» РС(Я) субвенции в размере .......... рублей, перечислить сумму субвенции в размере .......... рублей на расчетный счет муниципального образования «Верхоянский район» РС(Я) в течение 3 месяцев, обязать муниципальное образование «Верхоянский район» РС(Я) с момента предоставления субвенций предоставить жилое помещение, площадью не менее 32 квадратных метров.
Представитель Министерства финансов РС(Я) с иском не согласился, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ввиду нарушения норм материального права, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления; Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не несёт непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильём, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного не предоставления жилого помещения; причины не предоставления жилого помещения указанным категориям лиц связаны с бюджетными правоотношениями, участниками которых указанные лица не являются и взыскание с государственного органа субвенции на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения.
В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 N 353-ФЗ апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу указанного Закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Судом правильно установлено, что Б. имеет право на предоставление ей жилого помещения в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, не имеет закреплённого за нею жилого помещения.
Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, взыскивая с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Верхоянский район» субвенцию на приобретение жилого помещения Б., исходил из того, что имуществом, предназначенным для восполнения нарушенных прав по исковым требованиям являются средства соответствующего бюджета, составляющие казну Республики Саха (Якутия).
Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Верхоянский район».
Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень участников бюджетного процесса приведён в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене.
В связи с тем, что суд правильно установил обстоятельства дела, но неправильно применил норму материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Верхоянского района о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенции на приобретение жилья Б. в пользу муниципального района «Верхоянский район» и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Верхоянский район» предоставить Б. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 3 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма», жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Верхоянского районного суда от 30 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Верхоянского межрайонного района в интересах Б. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального образования «Верхоянский район» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья, отказать.
Обязать муниципальный район «Верхоянский район» предоставить Б. жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Председательствующий Антипина Т.Ф.
Судьи Осипова А.А.
Румянцева Т.Г.