Судья Гаврильев В.М. Дело № 33-492/12
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Якутск 13 февраля 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Антипиной Т.Ф., судей Румянцевой Т.Г., Шадриной Л.Е. при секретаре Комюстюровой А.А., с участием прокурора Шкиндер Г.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального района «Томпонский район» на решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 01 декабря 2011 года, которым по делу по исковому заявлению прокурора Томпонского района в интересах К. к Администрации Муниципального района «Томпонский район», Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья детям-сиротам, возложении обязанности предоставить жилое помещение
постановлено:
Иск прокурора Томпонского района в интересах К. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), муниципальному району «Томпонский район» о взыскании субвенции на приобретение жилья детям-сиротам, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать муниципальный район «Томпонский район» предоставить К. на праве собственности жилое помещение общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Антипиной Т.Ф., заключение прокурора Шкиндер Г.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Томпонского района в интересах К. обратился в суд с иском к Муниципальному району «Томпонский район», Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить К. жилое помещение общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, указывая, что К. является сиротой, с _______ года состоит на учете как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено, чем нарушены её конституционные права на жилище и требования федерального законодательства,
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации МР «Томпонский район» обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации; муниципальное образование «Томпонский район» переданные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, осуществляет в пределах выделенных субвенций в полном объеме.
Дело рассматривается в кассационном порядке, так как в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2012г.), рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. Кассационная жалоба подана 27 декабря 2011 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявления прокурора о предоставлении К. жилого помещения основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона.
Судом установлено, что К. относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С _______ года она состоит на учете, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что на момент рассмотрения дела, согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на муниципальное образование «Томпонский район» обязанности по предоставлению К. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами является правильным.
Судом в полном объеме исследованы и получили оценку обстоятельства, касающиеся порядка финансирования расходов на реализацию государственной гарантии по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из федерального бюджета в виде субсидий и из бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
Доводы кассационной жалобы несостоятельны. Выводы суда соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального права не допущено. Отсутствие возможности предоставить жилое помещение в связи с недостаточным финансированием переданных муниципальному району государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не может служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку само по себе отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Доводы кассационной жалобы о том, что К. обеспечена жильем, не подтверждаются материалами дела. Кроме того, в суде первой инстанции представитель ответчика пояснил, что К. будет предоставлено жилое помещение при наличии субвенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 01 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Антипина
Судьи: Т.Г. Румянцева
Л.Е. Шадрина