Судья Боргеева Н.А. Дело № 33-590/12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Антипиной Т.Ф., судей Осиповой А.А., Румянцевой Т.Г., с участием прокурора Шкиндер Г.Л., при секретаре Комюстюровой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2012 года кассационную жалобу представителя ответчика Герасимова А.З. на решение Нерюнгринского городского суда от 07 ноября 2011 года, которым по делу по иску прокурора г.Нерюнгри в интересах Г. к Правительству Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Нерюнгринский район» о предоставлении субвенций на приобретение жилья,
постановлено:
Удовлетворить исковые требования прокурора г.Нерюнгри.
Взыскать с Правительства Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет Казны Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального образования «Нерюнгринский район» сумму субвенций ******** руб. за пределами, предоставленных Муниципальному образованию «Нерюнгринский район» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям-сиротам и обязать перечислить указанную сумму в трехмесячный срок на расчетный счет Муниципального образования «Нерюнгринский район».
Обязать Муниципальное образование «Нерюнгринский район» с момента предоставления субвенций предоставить Г., _______ года рождения, уроженки .........., зарегистрированной в .........., жилое помещение площадью не менее 32 кв.м.
Заслушав доклад судьи Румянцевой Т.Г., пояснение представителя казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З., заключение прокурора Шкиндер Г.Л., полагавшей решение суда отменить и вынести новое решение, которым обязать МО «Нерюнгринский район» предоставить жилое помещение, судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Нерюнгри в интересах Г. обратился в суд с иском к Правительству Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет Казны Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Нерюнгринский район» о предоставлении субвенций на приобретение жилья, ссылаясь на то, что Г. состоит в очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено в связи с недостаточным выделением финансирования со стороны Казны Республики Саха (Якутия) МО «Нерюнгринский район». Просил суд взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу муниципального образования «Нерюнгринский район» РС(Я) субвенции в размере ******** рублей за пределами предоставляемых МО «Нерюнгринский район», обязать муниципальное образование «Нерюнгринский район» РС(Я) с момента предоставления субвенций предоставить отдельное жилое помещение, площадью не менее 32 квадратных метров.
Представитель Министерства финансов РС(Я) с иском не согласился, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ввиду нарушения норм материального права, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления; Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не несёт непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильём, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного не предоставления жилого помещения; причины не предоставления жилого помещения указанным категориям лиц связаны с бюджетными правоотношениями, участниками которых указанные лица не являются и взыскание с государственного органа субвенции на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения.
В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 N 353-ФЗ апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу указанного Закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. Кассационная жалоба поступила 12 декабря 2011 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Судом правильно установлено, что Г. имеет право на предоставление ей жилого помещения в силу ч. 2 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, не имеет закреплённого за нею жилого помещения.
Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, взыскивая с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Нерюнгринский район» субвенцию на приобретение жилого помещения Г., исходил из того, что имуществом, предназначенным для восполнения нарушенных прав по исковым требованиям являются средства соответствующего бюджета, составляющие казну Республики Саха (Якутия).
Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Нерюнгринский район».
Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень участников бюджетного процесса приведён в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене.
В связи с тем, что суд правильно установил обстоятельства дела, но неправильно применил норму материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г.Нерюнгри о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенции на приобретение жилья Г. в пользу муниципального района «Нерюнгринский район» и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Нерюнгринский район» предоставить Г. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 225-З N 457-III "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)" жилое помещение, общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нерюнгринского городского суда от 07 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Нерюнгри в интересах Г. к Правительству Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Нерюнгринский район» о предоставлении субвенций на приобретение жилья, отказать.
Обязать муниципальный район «Нерюнгринский район» предоставить Г. жилое помещение, общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Председательствующий: Антипина Т.Ф.
Судьи: Осипова А.А.
Румянцева Т.Г.