о взыскании субвенции для приобретения жилья



Судья Соколовская Л.В.             Дело № 33-695/12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Антипиной Т.Ф., судей Осиповой А.А., Румянцевой Т.Г., с участием прокурора Шкиндер Г.Л., при секретаре Комюстюровой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 27 февраля 2012 года кассационную жалобу представителя ответчика Герасимова А.З. на решение Оймяконского районного суда от 28 ноября 2011 года, которым по делу по иску заместителя прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах Б. к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья,

постановлено:

Исковые требования заместителя прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) – удовлетворить.

Взыскать с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» сумму субвенции ******** (********) рублей ******** копеек за пределами предоставленных Муниципальному образованию «Оймяконский улус (район)» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей.

Перечислить сумму субвенции в размере ******** (********) рублей ******** копеек на расчетный счет Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» в течение 3 месяцев.

Обязать Муниципальное образование «Оймяконский улус (район)» с момента получения субвенции, предоставить Б. отдельное жилое помещение площадью не менее 32 кв.м.

Заслушав доклад судьи Румянцевой Т.Г., пояснение представителя казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З., заключение прокурора Шкиндер Г.Л., полагавшей решение суда отменить и вынести новое решение, которым обязать МО «Оймяконский район» предоставить жилое помещение, судебная коллегия

установила:

Прокурор Оймяконского района в интересах Б. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья, ссылаясь на то, что Б. состоит в очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, однако до настоящего времени ему жилое помещение не предоставлено в связи с недостаточным выделением финансирования со стороны Казны Республики Саха (Якутия) МО «Оймяконский район». Просил суд взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу муниципального образования «Оймяконский район» РС(Я) субвенции в размере ******** рублей ******** копеек за пределами предоставляемых МО «Оймяконский район», обязать муниципальное образование «Оймяконский район» РС(Я) с момента предоставления субвенций предоставить отдельное жилое помещение, площадью не менее 32 квадратных метров.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требовании в части суммы субвенции, просил суд взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу Администрации МО «Оймяконский район» субвенции в размере ******** рублей ******** копеек.

Представитель Министерства финансов РС(Я) в судебное заседание не явился, в письменном возражении на исковое заявление просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ввиду нарушения норм материального права, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления; Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не несёт непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильём, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного не предоставления жилого помещения; причины не предоставления жилого помещения указанным категориям лиц связаны с бюджетными правоотношениями, участниками которых указанные лица не являются и взыскание с государственного органа субвенции на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.

Судом правильно установлено, что Б. имеет право на предоставление ему жилого помещения в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, не имеет закреплённого за ним жилого помещения.

Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, взыскивая с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Оймяконский район» субвенцию на приобретение жилого помещения Б., исходил из того, что имуществом, предназначенным для восполнения нарушенных прав по исковым требованиям являются средства соответствующего бюджета, составляющие казну Республики Саха (Якутия).

Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Оймяконский район».

Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень участников бюджетного процесса приведён в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.

    При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене.

    В связи с тем, что суд правильно установил обстоятельства дела, но неправильно применил норму материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Оймяконского района о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенции на приобретение жилья Б. в пользу муниципального района «Оймяконский район» и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Оймяконский район» предоставить Б. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 225-З N 457-III "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)" жилое помещение, общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

    Решение Оймяконского районного суда от 28 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Оймяконского района в интересах Б. к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья, отказать.

Обязать муниципальный район «Оймяконский район» предоставить Б. жилое помещение, общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.

Председательствующий:                    Антипина Т.Ф.

Судьи:                         Осипова А.А.

                             Румянцева Т.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200