Судья Довбыш Г.В. Дело № 33-1853/12
Апелляционное определение
г. Якутск 06 июня 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующей Антипиной Т.Ф., судей Шадриной Л.Е., Сыреновой С.Н.
при секретаре Васильевой И.Н., с участием прокурора Долганова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2012 года, которым по делу по исковому заявлению прокурора Ленского района в интересах Ш. к администрации Муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия), Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья детям-сиротам, предоставлении жилого помещения
постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах Ш. о взыскании субвенции с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального образования «Ленский район» отказать.
Обязать муниципальное образование «Ленский район» Республики Саха (Якутия) предоставить Ш. жилое помещение общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной МО «Ленский район».
Заслушав доклад судьи Антипиной Т.Ф., пояснения представителя Министерства финансов РС (Я) Герасимова А.З., заключение прокурора Долганова Г.В. судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленского района в интересах Ш. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Ленский район» РС (Я), Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить Ш. жилое помещение общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, указывая, что Ш. является сиротой, с _______ года состоит на учете как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ему жилое помещение не предоставлено, чем нарушены его конституционные права на жилище и требования федерального законодательства,
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель МО «Ленский район» РС (Я) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации; муниципальное образование «Ленский район» переданные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, осуществляет в пределах выделенных субвенций в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства финансов РС (Я) просил решение суда оставить без изменения. Прокурор в своем заключении не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, явившихся на судебное заседание, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявления прокурора о предоставлении Ш. жилого помещения основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона.
Судом установлено, что Ш. относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С _______ года он состоит на учете, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З N 457-III "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) " дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что на момент рассмотрения дела, согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
к государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на муниципальное образование «Ленский район» РС (Я) обязанности по предоставлению Ш. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами является правильным.
Судом в полном объеме исследованы и получили оценку обстоятельства, касающиеся порядка финансирования расходов на реализацию государственной гарантии по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из федерального бюджета в виде субсидий и из бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны. Выводы суда соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального права не допущено. Отсутствие возможности предоставить жилое помещение в связи с недостаточным финансированием переданных муниципальному району государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не может служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку само по себе отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Антипина
Судьи: Л.Е. Шадрина
С.Н. Сыренова