Судья Холмогорова Л.И Дело № 33-2171/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 02 июля 2012г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Никодимова А.В., Скакуна А.И.
при секретаре Никитине В.В.,
с участием прокурора Ким Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда от 11 мая 2012 года, которым по делу по иску Якутского природоохранного прокурора к Окружной администрации г.Якутска об обязании принятия мер по организации ликвидации несанкционированного места складирования отходов,
постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска принять меры по организации сбора, вывоза отходов с земельного участка, расположенного на территории г.Якутска в районе .......... шоссе, согласно схеме земельного участка, на обустроенный полигон размещения отходов, расположенный по Вилюйскому тракту, 9 км, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Якутский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к окружной администрации г.Якутска об обязании принять меры по организации ликвидации места несанкционированного складирования отходов. Требования обосновал тем, что на территории Октябрьского округа г.Якутска в районе .......... шоссе выявлена несанкционированная свалка объемом 600 куб.м. Указывая на неправомерное бездействие со стороны собственника земельного участка по соблюдению действующего законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии прокурор просит обязать принять меры по организации сбора, вывоза отходов с указанного земельного участка на обустроенный полигон размещения отходов.
Судом принято вышеуказанное решение, законность и обоснованность которого оспаривается ответчиком. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права. По мнению апеллятора, Окружная администрация г.Якутска является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность должна быть возложена на лиц, производящих отсыпку земельного участка отходами древесины и строительным мусором.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, истцом с привлечением специалистов Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами на территории городского округа «г.Якутск».
Согласно акту Якутского комитета охраны природы от 09 февраля 2012г. на территории Октябрьского округа г.Якутска в районе .......... шоссе зафиксирована несанкционированная свалка из отходов производства и потребления – отходы древесины, прочие строительные и бытовые отходы площадью 800 кв.м., примерный объем обнаруженной несанкционированной свалки составляет более 600 куб. м.
Согласно информации Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 20 февраля 2012г. указанный земельный участок по видам публичной собственности не разграничен, в пользование конкретным лицам не отведен. Таким образом, в соответствии со ст.19 ЗК РФ земельный участок, находится на территории городского поселения и находится в муниципальной собственности.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в ст. 11 ФЗ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз. 2 ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Таким образом, органом местного самоуправления полномочия, возложенные на него законом, осуществляются с нарушением закона. Неисполнение администрацией требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы в жалобе о том, что Окружная администрация г.Якутска является ненадлежащим ответчиком несостоятельны, поскольку решение вопросов, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов, возложено законодателем на органы местного самоуправления городского округа.
Доводы на неправильное толкование судом норм ст. 56 ГПК РФ необоснованны, так как в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обязанность (бремя) доказывания включает в себя необходимость представления, исследования и оценки доказательств. Так, истец должен доказывать факты основания иска, а ответчик - факты, обосновывающие возражения против иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда от 11 мая 2012 года по делу по иску Якутского природоохранного прокурора к Окружной администрации г.Якутска об обязании принятия мер по организации ликвидации несанкционированного места складирования отходов оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Никодимов А.В.
Скакун А.И.