Судья Ноговицына И.С. Дело № 7-73/11г.
РЕШЕНИЕ
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дмитриевой Л.А.,
при секретаре Черепановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
23 июня 2011 г.
жалобу Министерства финансов РС (Я) на решение Якутского городского суда РС (Я) от 13 мая 2011г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении члена Единой комиссии по размещению заказов для государственных нужд РС (Я) Государственного комитета РС (Я) по торговле и материально-техническим ресурсам Матвеевой Афгалины Афанасьевны,
постановлено:
Постановление первого заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 9 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении члена комиссии по размещению заказов для государственных нужд РС (Я) Государственного комитета РС (Я) по торговле и материально-техническим ресурсам Матвеевой Афгалины Афанасьевны прекратить.
Заслушав пояснения Матвеевой А.А., её представителя Местниковой Т.И., представителя Министерства финансов РС (Я) Баишевой А.В., суд
установил:
12.02.2010 года состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе, по результатам которой по лоту № ... Единой комиссией принято решение не допустить к участию в аукционе ООО «Сибирское топливо» в связи с тем, что ООО «Сибирское топливо» в составе заявки не представлено решение об одобрении крупной сделки.
По результатам проверки, проведенной Министерством финансов РС(Я), было установлено, что такой отказ является незаконным, поскольку указанная сделка для ООО «Сибирское топливо» не является крупной.
Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, образует правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Постановлением первого заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № № ... от 9 февраля 2011 года член Единой комиссии по размещению заказов для государственных нужд РС (Я) Государственного комитета РС (Я) по торговле и материально-техническим ресурсам Матвеева А.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере .......... руб.
Решением Якутского городского суда РС (Я) от 13 мая 2011 г., вынесенным по жалобе Матвеевой А.А., постановление первого заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № № ... от 9 февраля 2011 года было отменено.
Якутский городской суд РС (Я) установил, что сделка для ООО «Сибирское топливо» является крупной на основании того, что сумма лота составляет 74 % от стоимости активов Общества, т.е. более 25 % стоимости имущества Общества. Исходя из этого, суд пришел к выводу о прекращении производства по делу в отношении ООО «Сибирское топливо» за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов РС (Я) обратилось с жалобой, указывая на то, что крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности Общества. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Сибирское топливо» является «Розничная торговля моторным топливом», дополнительным видом деятельности является «Оптовая торговля моторным топливом». ООО «Сибирское топливо» должно было быть допущено к участию в аукционе, т.к. поставка топлива для Общества является сделкой, совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности и решения об одобрении крупной сделки в данном случае не требуется. Просят решение суда отменить, оставив постановление первого заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № № ... от 9 февраля 2011 года без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РС (Я) Баишева А.В. жалобу поддержала.
Матвеева А.А., её представитель Местникова Т.И. с жалобой не согласились, просят оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения Матвеевой А.А., её представителя Местниковой Т.И., представителя Министерства финансов РС (Я) Баишевой А.В., суд приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Матвеева А.А. является членом Единой комиссии по размещению заказов для государственных нужд РС (Я) Государственного комитета РС (Я) по торговле и материально-техническим ресурсам.
Единой комиссией было отказано в участии в аукционе ООО «Сибирское топливо» в связи с тем, что ООО «Сибирское топливо» в составе заявки не представлено решение об одобрении крупной сделки.
Министерство финансов РС (Я) исходило из того, что сделка для ООО «Сибирское топливо» не является крупной, совершается обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности, а значит комиссия требовала документы, не предусмотренные законом, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Якутский городской суд РС (Я), напротив, решил, что сделка является крупной и на этом основании пришел к выводу о законности требований Единой комиссии в части предоставления решения об одобрении крупной сделки.
Между тем, с выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Из приведенного следует, что указанными положениями Закона № 94-ФЗ установлена обязанность участника размещения заказа представления в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или совершении крупной сделки только в тех случаях, если указанное требование предусмотрено законом или учредительными документами и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечение исполнения контракта является крупной сделкой, в иных случаях представление такого разрешения не требуется.
При этом в соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не является крупной сделка, совершаемая в процессе обычной хозяйственной деятельности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Сибирское топливо» основным видом деятельности общества является розничная торговля моторным топливом, а дополнительным видом деятельности - оптовая торговля моторным топливом. Данные критерии выработаны сложившейся судебной практикой высших судов для квалификации сделки, осуществляемой в процессе обычной хозяйственной деятельности и не были в полном мере исследованы Якутским городским судом.
Кроме того, Минэкономразвития РФ, ФАС РФ в письме от 19.08.2009 г. № ... разъяснили, что непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах названного решения означает, что для такого участника данная сделка не является крупной и отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением указанного решения является нарушением части 2 статьи 12 Закона № 94 -ФЗ. При этом суд принимает во внимание, что ФАС РФ в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" исполняет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.
В связи с этим судебное решение от 13.05.2011 г. по данному делу не может быть признано законным и обоснованным, поскольку постановлено без учета вышеприведенных норм законодательства. Также формулировка самого решения, изложенная в резолютивной части судебного акта (о прекращении постановления первого заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № № ... от 9 февраля 2011 года) не соответствует положениям ст. 30.7 КоАП РФ, предусматривающим виды решений, которые вправе вынести судья по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Следовательно, данное решение подлежит отмене в силу
Вместе с тем суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, составляет один год.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Матвеевой А.А. дела об административном правонарушении, имели место 12 февраля 2010 г.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 12 февраля 2011 г.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, виды решений, которые вправе вынести судья по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении предусмотрены частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа пункта 3 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности, выносится решение о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 13 мая 2011 г. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении члена Единой комиссии по размещению заказов для государственных нужд РС (Я) Государственного комитета РС (Я) по торговле и материально-техническим ресурсам Матвеевой Афгалины Афанасьевны отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий: Л.А. Дмитриева
Копия верна.
Судья Верховного суда
Республики Саха (Якутия) Л.А. Дмитриева