ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Магас Дата обезличена года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе председательствующего ФИО5, судей ФИО4-Б. и ФИО3, при секретаре ФИО2, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника МРУ ФМС России ФИО1 на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от Дата обезличена года по делу по иску Межрегионального управления ФМС России к ФИО12 о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО5, объяснения представителя МРУ ФМС России по доверенности ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, ответчика ФИО12, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Начальник МРУ ФМС России ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО12 о взыскании в доход федерального бюджета денежных средств в размере 851 873 рубля.
В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО8, ФИО7 и ФИО6 полностью поддержали требования доверителя по мотивам, изложенным в заявлении, тогда как ответчик ФИО12 иск не признал.
Решением суда от Дата обезличена года в удовлетворении требований истца отказано.
В кассационной жалобе начальник МРУ ФМС России ФИО1, считая данное судебное решение незаконным и необоснованным, постановленным на основе неполно исследованных материалов дела и противоречащим фактическим обстоятельствам, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в ином составе суда.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из смысла статей 19, 27 части 1, 40 и 55 части 3 Конституции Российской Федерации следует, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, осуществляет свое право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства по своему усмотрению, имеет право на жилище, не может быть произвольно лишен жилища, и указанное право может быть ограничено только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для достижения перечисленных выше целей.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах», вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его и членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Убедительная правовая позиция содержится и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года № 15-5, согласно которой непосредственно из Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку для восстановления своих нарушенных прав.
В связи с изложенным Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим Постановлением Номер обезличен от Дата обезличена года утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
В силу разъяснений пунктов 2 и 3 данногоусийской Федерации ложенным, иция содержится и в Постановлении Положения средства на строительство, восстановление или приобретение жилья на территории Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия выделяются лицам, признанным органами миграционной службы вынужденными переселенцами, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, изъявившим желание вести строительство, восстановление разрушенного жилья самостоятельно либо на договорной основе или изъявившим желание приобрести жилье.
Как следует из материалов дела, жителю РСО-Алания ФИО12, вынужденно покинувшему постоянное место проживание в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, наделенному органами миграционной службы соответствующим статусом и утратившему принадлежавшее ему жилье, на основании проектно-сметной документации на строительство жилого дома по адресу: ..., ..., и копии постановления администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличен о выделении земельного участка Межрегиональным управлением ФМС России оказана государственная поддержка на жилищное обустройство в размере 851 873 рубля.
Впоследствии, обращаясь в суд с вышеупомянутыми требованиями, истец утверждал, что государственная поддержка на жилищное обустройство ответчиком получена по сфальсифицированным документам, и в обоснование своих доводов ссылался на ответ администрации ... о том, что в книге регистрации постановлений администрации данного населенного пункта отсутствуют сведения о выделении ФИО12 земельного участка постановлением от Дата обезличена года Номер обезличен.
Между тем, исследованными в судебном заседании и неопороченными сторонами доказательствами - копиями кадастрового паспорта от Дата обезличена года за Номер обезличен на земельный участок, свидетельств от Дата обезличена года за Номер обезличенНомер обезличенАБ 039023, 06-АБ 039021 и 06-АБ 039022 о регистрации права собственности подтверждается то обстоятельство, что собственниками земельного участка и возведенного на нем жилого дома, расположенных по ..., ..., являются ФИО12 и член его семьи, а приобщенный к тем же материалам дела акт приемки выполненных работ свидетельствует о том, что предоставленную государственную поддержку ответчик получил в установленном законом порядке и использовал строго по назначению, то есть для жилищного обустройства своей семьи.
Объективные доказательства, свидетельствующие о получении ответчиком вышеназванной названной государственной поддержки на основании сфальсифицированных документов истец суду первой инстанции не представил. Не представлены такого рода доказательства инициатором иска и суду кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции, приведенный в обоснование необходимости отказа в удовлетворении исковых требований МРУ ФМС России судебная коллегия находит основанным на требованиях закона и установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах, а доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного решения считает несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела в связи, с чем оснований для отмены оспариваемого судебного акта не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 6 августа года по делу по иску Межрегионального управления ФМС России к ФИО12 о взыскании денежных средств оставить без изменения, кассационную жалобу заинтересованной стороны без удовлетворения.
Председательствующий ФИО5
Судьи ФИО4
ФИО3
Копия верна:
Судья ФИО5в