ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Магас 12 мая 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе председательствующего ФИО119, судей ФИО122 и ФИО123 при секретаре ФИО116, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заявителей по доверенности ФИО117 на решение Магасского районного суда от 1 ноября 2010 г. по делу по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО124 ФИО11 ФИО125, ФИО12-ФИО126 ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17-ФИО127, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21-ФИО128, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39-ФИО129, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО56 ФИО130, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62-ФИО131, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73-ФИО132, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО133, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО103 ФИО134, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111. ФИО112-ФИО135, ФИО113, ФИО114 и ФИО115 о признании неправомерным бездействия Правительства Республики Ингушетия, возложении обязанности формировать реестр жилых помещений, пострадавших в результате землетрясения и признании пострадавшими в результате землетрясения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО119, объяснение представителя Правительства Республики Ингушетия по доверенности ФИО118, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 и другие вышеперечисленные заявители обратились в суд с вышеупомянутыми требованиями и ссылались на то, что 11 октября 2008 г. на территории Южного Федерального округа, в том числе и Республики Ингушетия, произошло землетрясение, в результате которого их домам причинен ущерб, и они пришли в негодность. Факт землетрясения зафиксирован государственной метеослужбой. Заявители утверждали, что 23 октября 2008 г. Председатель Правительства РИ обратился на имя Председателя Правительства РФ с просьбой о выделении в распоряжение Правительства республики 1 300 000 000 (один миллиард триста миллионов) рублей на проведение аварийно-спасательных работ, на оказание пострадавшему населению единовременной материальной помощи, на обеспечение граждан, лишившихся жилья, государственными жилищными сертификатами и оказании помощи гражданам в восстановлении частных домов, имеющих сильное повреждение. Постановлением Правительства РИ утвержден реестр жилых домов, поврежденных в результате указанного землетрясения на территории г.г. Карабулак, Малгобек, Назрань, а также Малгобекского, Назрановского и Сунженского районов республики. Также, указанным постановлением утвержден сводный список граждан на получение жилищных сертификатов. Заявители указывали, что неоднократно обращались в адрес местных органов власти с просьбой направить соответствующую комиссию для обследования поврежденных домов и дальнейшего включения их в реестр и списки, но их обращения заинтересованной стороной оставлены без внимания. В этих условиях, в целях защиты своих прав, они обратились в адвокатуру за правовой помощью. Правительство РИ на адвокатский запрос сообщило, что постановлением от 19 января 2009 г. № 8 утвержден сводный список семей граждан, лишившихся жилья в результате известного землетрясения и в Минрегионразвития РФ направлены реестры жилых домов и сводный список семей, лишившихся жилья в результате землетрясения. Однако, как утверждали заявители, в указанном ответе отсутствуют сведения о причинах задержки направления данных материалов в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство строительства РФ, в целя их дальнейшей передачи в Министерство финансов РФ для выдачи жилищных сертификатов.
В судебном заседании представитель заявителей ФИО117 поддержала требования доверителей по мотивам, изложенным в заявлении.
Участвовавшая в суде первой инстанции в качестве представителя Правительства РИ ФИО118 заявила ходатайство об отказе в удовлетворении требований заявителей, в связи с пропуском ими срока обращения в суд в порядке ст. 256 ГПК РФ.
Решением суда в удовлетворении требования ФИО1 и других заявителей отказано.
В кассационной жалобе представитель заявителей ФИО61, полагая указанное решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и вынести по делу новое судебное решение об удовлетворении требований ее доверителей.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть как законным, то есть принятым в точном соответствии с действующими нормами материального и процессуального права в момент рассмотрения и разрешения спора, так и обоснованным, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Как усматривается из материалов дела, 26 июля 2010 г. ФИО1 и другие вышеперечисленные заявители обратились в суд с заявлением о признании неправомерными действий Правительства РИ, выразившихся в отказе направить в МЧС РФ сводные списки граждан Республики Ингушетия, лишившихся жилья в результате землетрясения, происшедшего 11 октября 2008 г., в целях их дальнейшего направления в Министерство финансов РФ для выдачи государственных жилищных сертификатов.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в порядке ст. 256 ГПК РФ, суд счел, что о возникновении права на получение денежных средств последние узнали в начале 2009 г., в период представления в Правительство Республики Ингушетия соответствующих правоустанавливающих и других документов на жилые дома, принадлежащие им и разрушенные при указанных выше обстоятельствах.
Данный вывод соответствует ч.1 ст. 256 ГПК РФ, согласно которой гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих в течение 3-х месяцев, когда ему известно о нарушении его прав и свобод.
Подтверждением тому служат и содержащиеся в заявлении пояснения ФИО1 и других заявителей о том, что после представления заинтересованной стороне необходимых правоустанавливающих документов, они неоднократно обращались в органы исполнительной власти республики с просьбой направить комиссию для обследования разрушенных домов в целях дальнейшего включения их в списки и реестр жилых домов, однако данные обращения оставлены без внимания.
Указанный вывод суда также согласуется с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному постановлением Правительствам РФ от 28 января 2006 г. № 47, согласно которым орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, непригодными для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений непригодными для проживания граждан.
Не противоречит упомянутый вывод и разъяснениям, приведенным в п.п. 46 и 51 этого же Положения, обязывающим комиссию рассматривать поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации, принимать решение и в 5-дневный срок направлять заявителю по одному экземпляру распоряжения и заключения.
Согласуется названный вывод суда и с п.п. 2 и 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008года №750, разъясняющими, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не позднее одного месяца с даты, возникновения указанной чрезвычайной ситуации.
При этом, как указано в названных Правилах, по поручению Председателя Правительства РФ или одного из заместителей Председателя Правительства РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации для осуществления компенсационный выплат физическим и юридическим лицам.
Из вышеперечисленных федеральных нормативных правовых актов следует, что предусмотренные законом сроки для формирования списков семей граждан, лишившихся жилья в результате землетрясения и выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, на которые претендуют заявители, также истекли.
В этой связи, доводы представителя заявителей, приведенные в кассационной жалобе в обоснование незаконности и необоснованности обжалуемого судебного постановления, не могут быть признаны состоятельными, они проверялись в судебном заседании и обоснованно отвергнуты, поскольку опровергаются материалами дела.
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт является законным, обоснованным и оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 1 ноября 2010 г. по делу по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО136 ФИО11 ФИО137 ФИО12-ФИО143, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17-ФИО138, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21-ФИО139, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39-ФИО142 ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО56 ФИО140, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62-ФИО141, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73-ФИО144, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО145, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО103 ФИО146, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112-ФИО147, ФИО113, ФИО114 и ФИО115 о признании неправомерным бездействия Правительства Республики Ингушетия, возложении обязанности формировать реестр жилых помещений, пострадавших в результате землетрясения и признании пострадавшими в результате землетрясения, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителей без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи