кассационное определение



Судья ФИО2                                

                           Верховный Суд

              Республики Ингушетия

                          Кассационное определение

<адрес>                                                                              ДД.ММ.ГГГГ      

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия в составе:

Председательствующего                                                   ФИО11

Судей                                                                                   ФИО12

                                                                                            ФИО8

при секретаре судебного заседания                                 ФИО3

рассмотрела ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФК по РИ на решение Малгобекского городского суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 в Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО13 ФИО8, судебная коллегия

                                                                                                                                                                        

    

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в результат перестрелки в ходе специальной операции, проводившейся правоохранительными органами в <адрес>, ее мужу- ФИО7, находившемся в это время во дворе своего дома по адресу: <адрес>, <адрес> было причинено огнестрельное ранение головы, приведшее к полной слепоте, а в дальнейшем к смерти. Считает, что смерть ее мужа стала следствием нарушения сотрудниками, проводившими специальную операцию, требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Смерть мужа стала для ее семьи трагедией. Она осталась со своими детьми без единственного кормилица, у нее нет средств на содержание детей, их дальнейшее образование и строительство жилья. Страдания детей из-за смерти отца держат ее в постоянном нервом напряжении, что привело к ухудшению состояния ее здоровья. У нее постоянные головные боли, бессонница, головокружение, боли в сердце. Причиненный ей вред вышеуказанными действиями сотрудников правоохранительных органов она оценивает в 10 000 000 рублей, которые требует взыскать с ответчика.

          В судебном заседании ФИО1 поддержала свои исковые требования в полном объеме.

        ПредставительКазны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ ФИО5 требования ФИО1 не признал.

         Суд вынес вышеназванное решение.

В кассационной жалобе УФК по РИ услана РР ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе удовлетворении исковых требований.

        Проверив материалы дела, выслушав представителя УФК по РИ ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, ФИО1, просившую об оставлении без изменения решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

         В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

          В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судом установлено, что при проведении спецоперации правоохранительными органами в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ во дворе двух домовладений без номеров, расположенных по <адрес>, группа лиц, вооруженных огнестрельным автоматическим оружием и самодельными гранатами, с целью убийства сотрудников УФСБ РФ по ЧР произвели в них выстрелы. В ходе указанной перестрелки ФИО7 причинено огнестрельное ранение головы, приведшее к полной слепоте. Впоследствии согласно свидетельству о смерти, выданного отделом ЗАГС за от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия находит правомерным вывод суда о том, что при проведении спецоперации сотрудники правоохранительных органов нарушили требования ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» согласно которой, органы (должностные лица) осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина.

Более того, соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Указанные требования должностными лицами правоохранительных органов, проводившими спецоперацию не были исполнены, а также нарушены требования ст.20 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жизнь, ст.52 Конституции РФ - права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; ст. 53 Конституции РФ - каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или (бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской или казны муниципального образования.

С учетом изложенного обоснованны доводы истицы о том, что в результате смерти мужа ей причинены нравственные и физические страдания, поскольку на ее иждивении осталось 5 несовершеннолетних детей, сама истица не работает, нет источника дохода на содержание детей. Следовательно, в силу ст. 151 ГК РФ моральный вред подлежит денежной компенсации, который суд правомерно оценил в 500 000 рублей.

         При таких обстоятельствах, обжалуемое судебное решение суда основано на требованияхзакона и оснований для его отмены или изменения не имеется, а доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.

         На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

          ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО1 в Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:                                                    ФИО14

                

Судьи :                                                                                       ФИО15

                                                                                                      

                                                                                                       ФИО8