ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯО П Р Е Д Е Л Е Н И Ег. Магас 31 марта 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе председательствующего ФИО6, судей ФИО9., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу временно исполняющего обязанности начальника МРУ ФМС России ФИО10 на решение Карабулакского районного суда от 16 февраля 2011 г. по делу по заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия МРУ ФМС России.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО6, объяснения заявителя ФИО1, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 и члены его семьи (всего 3 человека) обратились в суд с заявлением о признании неправомерными действий МРУ ФМС России, выразившихся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании указанный заявитель поддержал свои требования, тогда как представитель заинтересованной стороны по доверенности ФИО5 в удовлетворении данного заявления просил отказать.
Заявители ФИО2 и ФИО3, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в суд не явились.
Решением суда требования заявителей удовлетворены.
В кассационной жалобе временно исполняющий обязанности начальника МРУ ФМС России ФИО11 считая данное судебное решение незаконным и необоснованным, постановленным на основе неполно исследованных материалов дела и противоречащим фактическим обстоятельствам, просит его отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с вышеупомянутым требованием, заявители указывали, что до осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г. постоянно проживали в с. Октябрьское, Пригородного района, РСО - Алания. В связи с названным конфликтом вынужденно покинули место жительства и временно обосновались на территории Республики Ингушетия, где органами миграционной службы им предоставлялся статус вынужденного переселенца, который они регулярно продлевали. При очередном обращении в МРУ ФМС России их уведомили об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением ими государственной поддержки на восстановление жилья.
Участвовавший в судебном заседании глава семьи заявителей ФИО1, не отрицая поэтапное получение в 2002-2004 г.г. государственной поддержки на восстановление разрушенного жилья в размере 787 900 рублей, вместе с тем пояснил, что использовать полученные денежные средства по назначению они не имеют возможности, так как с. Октябрьское закрыто для возвращения лиц ингушской национальности и все строительно-восстановительные работы запрещены, что в свою очередь является препятствием их обустройству и основанием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
Суд признал убедительными доводы, приведенные заявителями в подтверждение неправомерности действий МРУ ФМС России, выразившихся в отказе в продлении очередного срока действия статуса вынужденного переселенца, и их требования удовлетворил.
Данный вывод суда согласуется с нормами федерального законодательства.
Так, согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, судом и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В силу ч. 1 ст. 27 этого же Основного закона, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изменениями на 23 июля 2008 г.), вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации, а согласно п. 4 ст. 5 этого же Закона, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Между тем, как бесспорно следует из материалов дела, и в этой части не оспаривается заинтересованной стороной, ФИО1, несмотря на утрату принадлежащего жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, обустраиваться на территории Республики Ингушетия не намерены. Подтверждением тому служат как пояснения заявителей, в том числе и в суде кассационной инстанции, настаивающих на возвращение к месту постоянного жительства, так и отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих об их обустройстве на месте вынужденного временного проживания, отказе от возвращения к месту постоянного проживания и о передаче в ведение Администрации с. Октябрьское, принадлежащего им и разрушенного при указанных обстоятельствах домовладения, вместе с приусадебным участком.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, а доводы жалобы заинтересованной стороны не состоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 16 февраля 2011г. по делу по заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия МРУ ФМС России оставить без изменения, кассационную жалобу заинтересованной стороны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи