кассационное определение



Судья Магомедов Т.М. Дело № 22-731

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 31 мая 2011 года.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан

в составе:

председательствующего Увайсова Б.З.,

судей Ибрагимова И.М. и Асхабова А.А.,

при секретаре Магомедове Г.М.,

рассмотрела в судебном заседании от 31 мая 2011 года кассационное представление государственного обвинителя помощника прокурора Левашинского района ФИО13 на постановление Левашинского районного суда от 19 апреля 2011 года, которым в отношении Ибрагимова Ш.К. изменено принудительного лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа на амбулаторное принудительное лечение.

Постановлением Левашинского районного суда от 16 декабря 2010 Ибрагимов Ш.К. был освобожден от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 318 ч.2 УК РФ, и к нему применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Постановлением Левашинского районного суда от 19 апреля 2011 года по ходатайству главного врача РПД МЗ РД ФИО14 принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре в отношении Ибрагимова Ш.К. была заменена на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Заслушав доклад судьи Ибрагимова И.М., объяснения законного представителя Ибрагимова Ш.К. Магомедовой Н.Н. и защитника - адвоката Уцумуева А.Д., просивших постановление оставить без изменения, мнение прокурора Алиева М.Р., полагавшего постановление отменить по доводам кассационного представления, судебная коллегия, -

УСТАНОВИЛА:

В кассационном представлении государственного обвинителя помощника прокурора Левашинского района ФИО15 ставится вопрос об отмене постановления суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указав на то, что судом при изменении в отношении Ибрагимова Ш.К. меры медицинского характера не учтены все обстоятельства дела, не соблюдены требования ст.102 УК РФ, освидетельствование Ибрагимова Ш.К. проведено при отсутствии ходатайства лечащего врача Ибрагимова Ш.К. о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера, а также самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника, судом не выяснены все основания, повлекшие изменению принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа за короткий промежуток времени, истекшего с момента его назначения судом 16 декабря 2010 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия находит постановление суда подлежащим отмене.

Согласно ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Положения данной статьи уголовно-процессуального закона не допускают отказ суда (судьи) от рассмотрения и оценки всех обстоятельств дела, касающихся существа рассматриваемого судом вопроса. В постановлении суда должна содержаться мотивировка всех выводов путем указания на конкретные основания принятого решения.

Эти требования уголовно-процессуального закона судом нарушены.

В силу положений ст. 445 УПК РФ, суд при рассмотрении ходатайства об изменении принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, обязан убедиться в обоснованности заключения комиссии врачей-психиатров, а также в том, что в психическом состоянии Ибрагимова Ш.К. произошли такие изменения, при которых возникла необходимость его перевода со стационара на амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра.

В обоснование своего решения об изменении Ибрагимову Ш.К. меры медицинского характера судья в постановлении сослался на заключение комиссии врачей-психиатров, а также на показания допрошенных в судебном заседании самого Ибрагимова Ш.К., его законного представителя и защитника и представителя РПД МЗ РД, а свои выводы и решение судья мотивировал в постановлении тем, что судом установлено, что состояние здоровья Ибрагимова Ш.К. в период лечения изменилось в сторону улучшения, поэтому необходимость дальнейшего применения к нему назначенной судом меры медицинского характера отпала.

Однако данные выводы не основаны на материалах дела и не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку судьей не учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на принятое судом решение.

По смыслу ст. 102 УК РФ в ее взаимосвязи с положениями ст. ст. 97, 98, 99, 101 УК РФ назначенная лицу принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть изменена судом на более мягкую лишь в том случае, если в его психическом состоянии произошли изменения, которые связаны с необходимостью принудительного лечения в иной мере медицинского характера. Более мягкой мерой принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа является принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа, а для последней – амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Исследуя вопрос о наличии оснований для применения, продления, изменения или прекращения применения к лицу принудительных мер медицинского характера, суд обязан проверить в судебном заседании обоснованность выводов специалистов-психиатров о наличии у лица психического расстройства и его возможных последствиях и в зависимости от психического состояния лица принять надлежащим образом мотивированное решение по делу. При этом суд должен располагать данными о том, что характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в применяемых принудительных мерах.

Вместе с тем, судом не исследованы все указанные и другие обстоятельства и не выяснено наличие законных оснований для изменения меры принудительного лечения в отношении Ибрагимова Ш.К., также и в постановлении суда не изложены аргументированные доводы и доказательства, свидетельствующие о том, что после того, как к Ибрагимову Ш.К. было применено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа, его психическое состояние улучшилось и он стал не представлять повышенную опасность для себя или других лиц, не приведены данные о том, что характер психического расстройства Ибрагимова Ш.К. требует таких условий его лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены именно при амбулаторном принудительном наблюдении и лечении, а не принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа, являющегося более мягкой мерой принудительного лечения относительно принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Не приведено таких данных и в заключении врачей-психиатров, на которое сослался судья в постановлении.

Согласно ч. 5 ст. 445 УПК РФ, если медицинское заключение не раскрывает все необходимые для правильного принятия решения вопросы или вызывает сомнение, то суд по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе может назначить судебную экспертизу, истребовать дополнительные документы.

Комиссия врачей в обоснование своего заключения об изменении Ибрагимову Ш.К. меры принудительного лечения указала, что он в настоящее время «может быть переведен на принудительное амбулаторное лечение». Однако в указанном заключении не содержится сведения о "лечебно-реабилитационных мероприятиях", которые назначались Ибрагимову Ш.К. врачами-психиатрами, причинах и основаниях изменения психического состояния больного в столь короткий промежуток времени с момента применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа 16 декабря 2010 года и по день освидетельствования 28 марта 2011 года.

Между тем, выяснение указанных вопросов имело существенное значение для правильного разрешения вопроса об изменении принудительных мер медицинского характера в отношении Ибрагимова Ш.К., поскольку только на основании таких объективных сведений и только на основании сравнения результатов обследования и лечения больного, а также заключений прошлых экспертиз, в которых содержатся сведения о психическом состоянии Ибрагимова Ш.К., а также выводов медицинского заключения врачей-психиатров РПД позволило бы суду сделать объективный вывод о наличии или отсутствии у Ибрагимова Ш.К. изменения психического состояния, при котором возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера или его продлении.

При указанных обстоятельствах являются заслуживающими внимание доводы кассационного представления о том, что судьей оставлены без внимания указанные обстоятельства, для выяснения которых необходимо назначить судебно-психиатрическую экспертизу, что существенно влияет на выводы суда при решении вопроса об изменении Ибрагимову Ш.К. принудительной меры медицинского характера.

Кроме того, суд не проверил полномочия РПД МЗ РД на внесение в суд ходатайства об изменении принудительной меры медицинского характера в отношении Ибрагимова Ш.К., также не выяснил вопрос о том, что является ли РПД МЗ РД тем учреждением, отнесенным к психиатрическому стационару специализированного типа, в котором исполняются судебные решения о применении к лицам, совершившим общественно-опасные деяния, и который в соответствии со ст. 445 УПК РФ наделен полномочиями внесения ходатайства об изменении меры медицинского характера.

В материалах дела отсутствуют сведения о приведении к исполнению и об исполнении постановления суда от 16 декабря 2010 года, а также о направлении Ибрагимова Ш.К. на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа, который должен с учетом результатов применения принудительных мер медицинского характера в отношении Ибрагимова Ш.К., его состояния здоровья в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о переосвидетельствовании, и по результатам которого ходатайствовать об изменении, прекращении либо продлении срока принудительного лечения с соблюдением правил подсудности, предусмотренных ст. 396 и 397 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия,-

ОПРЕДЕЛИЛА:

Постановление судьи Левашинского районного суда от 19 апреля 2011 года отменить и дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе суда, удовлетворив кассационное представление государственного обвинителя.

Председательствующий

Судьи