Постановление Президиума



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г. Махачкала 19 мая 2011 года

Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мамаева И.М.,

членов президиума Сулейманова С.М., Гончарова И.А., Гаджиевой Ш.В., Августиной И.Д., Гарунова И.З., Алиева М.Н., Магомедова М.Г.,

рассмотрел по надзорной жалобе представителя министерства внутренних дел по Республике Дагестан Таимова О.М. гражданское дело по иску Магомедова З.О. об обязании МВД по Республике Дагестан выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гаджиевой Ш.В., объяснения представителя МВД по Республике Дагестан Таимова О.М., просившего принятые по делу судебные постановления отменить, президиум

у с т а н о в и л :

Магомедов З.О. обратился в суд с иском об обязании МВД по Республике Дагестан выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование своих требований Магомедов З.О. указал, что он, в период с 22 февраля 1996 г. по 2 марта 1996 г., совместно с другими работниками Избербашского ГОВД был командирован в распоряжение оперативного штаба г.Кизляра в связи с совершением боевиками нападения на г.Кизляр. В сентябре 1999 г. он также был командирован в Буйнакский район для ликвидации вооруженных бандформирований и охраны общественного порядка в Кадарской зоне Республики Дагестан. Однако приказ о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий не был издан, а на его неоднократные обращался в кадровое управление МВД по Республике Дагестан он получал отписки.

Решением Избербашского городского суда от 9 июня 2010 г. постановлено:

«Обязать МВД по Республике Дагестан выдать Магомедову З.О., <данные изъяты> удостоверение ветерана боевых действий.»

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 18 августа 2010 г. решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель МВД по Республике Дагестан Таимов О.М. просит принятые по делу судебные постановления отменить, ссылаясь на неправильное применение и толкование судами норм материального права. В надзорной жалобе указывается, что в деле отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие право Магомедова З.О. на получение удостоверения ветерана боевых действий. Судами не учтено, что гарантии и компенсации ветеранам боевых действий предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории где введено чрезвычайное положение либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.

Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К. от 27 апреля 2011 г. надзорная жалоба Таимова О.М. вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - Президиума Верховного суда Республики Дагестан.

Доводы жалобы заслуживают внимания.

Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения судами по делу допущены.

Судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права, а именно приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» и постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».

Согласно п.3 Инструкции «О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной вышеназванным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. № 282, основанием для выдачи удостоверений сотрудникам органов внутренних дел, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., является документально подтвержденный факт прохождения службы, работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождение сотрудников в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года - факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.»

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.

Суд неправильно истолковал этот приказ МВД России и сделал вывод, что допустимыми доказательствами, подтверждающими факт участия Магомедова З.О. в зоне вооруженного конфликта в г.Кизляре, является приказ начальника Избербашского ГОВД от 21 февраля 1996 г. №40 «О направлении Магомедова З.О. в командировку в г.Кизляр с 22 февраля 1996 г., сроком на 10 дней», и справка и.о. начальника ОВД по Кизлярскому району Иванова В.И. (л.д.6, 18). Однако, в соответствии с п.3 вышеуказанной Инструкции, эти документы допустимыми доказательствами не являются.

Кроме того, доказательств, подтверждающих, что г.Кизляр в период командировки Магомедова З.О. (с 22 февраля 1996 г. по 2 марта 1996 г.) был отнесен к зоне вооруженного конфликта, также не имеется.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам ОВД предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Судами указанный подзаконный акт также истолкован неправильно. Доказательств, подтверждающих, что во время командировки в г.Кизляр или в Буйнакском районе Магомедов З.О. фактически выполнял боевые задачи, а именно приказы командиров, начальников штабов, оперативных и иных групп, а с августа 1999г. - приказов руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона о производстве дополнительных выплат за каждый день фактического участия в боевых действиях, в деле не имеется.

Суд сослался на приказ МВД по Республике Дагестан от 19 октября 1999 г., согласно которому за добросовестное выполнение служебных обязанностей и проявленный профессионализм в работе по ликвидации вооруженных бандформирований и охрану общественного порядка в Кадарской зоне Буйнакского района Магомедову З.О. выдана денежная премия в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 7). Однако этот приказ не подтверждает факт непосредственного участия Магомедова З.О. в боевых действиях в Буйнакском районе во время командировки. Доказательств, подтверждающих, что эта территория была отнесена к зоне вооруженного конфликта или на территории района было введено чрезвычайное положение, также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л :

Надзорную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан Таимова О.М. удовлетворить.

Решение Избербашского городского суда от 9 июня 2010 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 18 августа 2010 г. отменить.

Вынести по делу новое решение.

В удовлетворении заявления Магомедова З.О. об обязании Министерство внутренних дел по Республики Дагестан выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать.

Председательствующий И.М. Мамаев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200