Постановление Президиума



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г. Махачкала 21 апреля 2011 года

Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мирзаева Р.М.,

членов президиума Сулейманова С.М., Гончарова И.А., Августиной И.Д., Алиева М.Н., Гаджиевой Ш.В., Гарунова И.З., Магомедова М.Г.,

рассмотрел по надзорной жалобе представителя администрации МР «Дербентский район» Неметуллаевой С.Ш. гражданское дело по иску Нифталиева Н.Н. к администрации МР «Дербентский район» о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности поста­вить земельный участок на кадастровый учет.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Авгу­стиной И.Д., выслушав объяснения представителя администрации МР «Дер­бентский район» Неметуллаевой С.Ш., просившей отменить судебные поста­новления, объяснения представителя Нифталиева Н.Н. - адвоката Абдуллаева Н.З., просившего оставить без изменения судебные постановления, прези­диум

у с т а н о в и л :

Нифталиев Н.Н. обратился в суд с иском к админи­страции MP «Дербентский район» и территориальному отделу № 22 по Дер­бентскому району Управления «Роснедвижимость» по Республике Дагестан о признании за ним права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный <адрес>, признании незаконными отказа территориального отдела № 22 по Дер­бентскому району Управления «Роснедвижимость» по Республике Дагестан в утверждении землеустроительного дела и постановления администрации MP «Дербентский район» № 245 от 10 июня 2010 г. «О признании недействи­тельным постановления главы администрации Дербентского района № 333 от 25 октября 2001 г. «Об изъятии и предоставлении земельного участка гр.Нифталиеву Н.Н.»», возложении на указанный территориальный отдел обязанности утвердить землеустроительное дело и поставить его земельный участок на кадастровый учет.

В обоснование своих требований истец указал, что постановлением ад­министрации МР «Дербентский район» № 333 от 25 октября 2001 г. «Об изъ­ятии и предоставлении земельного участка гр. Нифталиеву Н.Н.» из заболо­ченных неиспользуемых земель <адрес> были изъяты <данные изъяты> га земель и предоставлены ему для организации пункта тор­говли лесоматериалами. В 2001 году он завез на этот участок грунт в количе­стве 150 рейсов автомашин, участок был подготовлен для организации и функционирования лесоторговой базы, на нем им были возведены помеще­ния и места для хранения стройматериалов. Эта база работала в течение 3,5 лет. В впоследствии он решил приподнять уровень земельного участка на уровень федеральной автодороги «Кавказ» и возвести на нем капитальные строения, в связи с чем снес ранее возведенные на участке строения. В начале 2010 года он предоставил в территориальный отдел № 22 по Дербентскому району Управления «Роснедвижимость» по Республике Дагестан на утверждение землеустроительное дело, однако ему было отказано в утверждении дела, сославшись на то, что в постановлении о предоставлении земельного участка не указан вид права на земельный участок и на другие недостатки. Все указанные недостатки, за исключением недостатка, выразившегося в отсутствии в постановлении вида права на земельный участок, он устранил, однако, этот недостаток не является препятствием для утверждения землеустроительного дела и постановки участка на кадастровый учет. Отказ в утверждении землеустроительного дела и постановке земельного участка на кадастровый учет лишает его возможности оформить участок в собственность.

В ходе рассмотрения дела ему стало известно, что постановлением ад­министрации МР «Дербентский район» № 245 от 10 июня 2010 г. «О призна­нии недействительным постановления главы администрации Дербентского района № 333 от 25 октября 2001 г. «Об изъятии и предоставлении земель­ного участка гр. Нифталиеву Н.Н.»» постановление администрации МР «Дер­бентский район» № 333 от 25 октября 2001 г. было признано недействитель­ным. Постановление администрации MP «Дербентский район» от 10 июня 2010 г. № 245 нарушает его право на участок, отмена первоначального по­становления лишает его возможности оформить свои права на участок, кото­рым он пользуется и владеет более 9 лет.

Администрация МР «Дербентский район» обратилась в суд со встреч­ным иском к Нифталиеву Н.Н. о сносе самовольно возведенного последним на спорном участке строения, указав, что на земельном участке <адрес> Нифталиевым Н.Н. осуществлена самовольная постройка. Указанный уча­сток Нифталиеву Н.Н. на местности не отводился, разрешение на строитель­ство им не получено. Соответствующие документы на предоставленный ему участок Нифталиевым Н.Н., несмотря на то, что с момента вынесения поста­новления о предоставлении ему участка прошел длительный период, не оформлены, участок не прошел кадастровый учет, за этот земельный участок Нифталиев Н.Н. не платил земельный налог. Спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому мог быть предоставлен только в целях ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок Нифталиеву Н.Н. под объект торговли был предоставлен незаконно. В связи с этим постановление о предоставлении земельного участка Нифталиеву Н.Н. администрацией МР «Дербентский район» постановлением от 10 июня 2010 г. № 245 отменено, Нифталиеву Н.Н. было предложено снести само­вольно возведенное им строение, однако, последний отказывается снести строение.

Решением Дербентского районного суда от 16 августа 2010 г., остав­ленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 3 ноября 2010 г., исковые требования Нифталиева Н.Н. удовлетворены, постановление администрации MP «Дербентский район» за № 245 от 10 июня 2010 г. «О признании недействительным постановления главы администрации Дербент­ского района № 333 от 25 октября 2001 г. «Об изъятии и предоставлении зе­мельного участка гр. Нифталиеву Н.Н.»» признано недействительным с мо­мента его издания, за Нифталиевым Н.Н. признано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный возле селения <адрес> на территори­альный отдел № 22 по Дербентскому району Управления «Роснедвижи­мость» по Республике Дагестан возложена обязанность поставить на кадаст­ровый учет земельный участок, предоставленный Нифталиеву Н.Н. поста­новлением администрации Дербентского района № 333 от 25 октября 2001 г., и выдать кадастровый паспорт, администрации Дербентского района отка­зано в удовлетворении ее встречных требований о сносе самовольной по­стройки размером 3,5 x 3,2 на земельном участке площадью <данные изъяты>, располо­женном <адрес>.

В надзорной жалобе представитель администрации МР «Дербентский район» Неметуллаева С.Ш. просит отменить судебные постановления по тем основаниям, что судом допущены существенные нарушения норм матери­ального и процессуального закона, без устранения которых невозможно пра­вильно разрешить спор.

Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан Шихге­реева Х. И. от 10 марта 2011 г. надзорная жалоба передана на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции - Президиума Верховного суда Республики Дагестан.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изме­нения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Удовлетворяя требования Нифталиева Н.Н., суд правильно посчитал, что земельный участок предоставлен Нифталиеву Н.Н. в установленном по­рядке на основании постановления администрации Дербентского района от 23 октября 2001 г. за № 333 «Об изъятии и предоставлении земельного уча­стка гр. Нифталиеву Н.Н.».

Согласно ст.15 Закона Дагестанской ССР от 16 мая 1991 г. (ред. от 29 июня 1993 г.) «О земле» районные Советы народных депутатов изымают и предоставляют во владение, пользование и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением земель, указанных в пунктах 1, 2 и 4 данной статьи.

Полномочия Советов народных депутатов осуществляются соответст­вующими местными администрациями. (Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287).

Согласно ст.27 Земельного кодекса РСФСР для строительства про­мышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предостав­ляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, земле­пользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Согласно ст.28 Земельного кодекса РСФСР предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в ме­стный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со ст.23 ЗК РСФСР правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайст­вом о предварительном согласовании места его размещения, обосновав при­мерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов, собствен­ники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и орга­низаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологи­ческие и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформля­ются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необхо­димых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются карто­графические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевла­дельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РСФСР.

Рассмотрение ходатайств о предварительном согласовании места раз­мещения новых и расширения действующих промышленных предприятий, предназначенных для обеспечения союзных и республиканских потребностей или имеющих межрегиональное значение, осуществляется при наличии со­гласия Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик, входящих в состав РСФСР, на строительство или расширение указанных предприятий, а предназначенных для обеспечения краевых, областных, окружных (авто­номных округов) потребностей и не связанных с производством и переработ­кой продукции сельского хозяйства, - согласия краевых, областных, авто­номных областей, автономных округов Советов народных депутатов.

Местные Советы народных депутатов информируют население о воз­можном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непо­средственной демократии.

Граждане, общественные организации, объединения и органы террито­риального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.

При предоставлении земельных участков в местах проживания и хо­зяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, местный Совет на­родных депутатов решает вопрос о проведении референдума о предоставле­нии земельных участков под объекты, затрагивающие интересы указанных народов. По итогам референдума Совет народных депутатов принимает соот­ветствующее решение.

Предварительное согласование места размещения объекта или его рас­ширения проводится в сроки:

для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих со­гласования с Верховным Советом РСФСР, - до шести месяцев;

для объектов, не связанных с производством и переработкой продук­ции сельского хозяйства и требующих согласования с Верховными Советами республик, входящих в состав РСФСР, краевыми, областными, автономных областей и автономных округов Советами народных депутатов, - до трех ме­сяцев;

для объектов местного значения - до одного месяца.

Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, ко­торое является основанием для проведения проектно - изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Копия решения местного Совета народных депутатов о предваритель­ном согласовании места размещения объекта выдается предприятию, учреж­дению, организации, заинтересованным в этом согласовании, в семидневный срок с момента его принятия.

В случае несогласия собственника земли, землевладельца, землеполь­зователя, арендатора с указанным решением он может обжаловать его в деся­тидневный срок в вышестоящий Совет народных депутатов, а затем в суд, решение которого является окончательным.

Финансирование проектно - изыскательских работ до принятия Сове­том народных депутатов решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда (при возникновении спора) не допус­кается. Иной порядок предварительного согласования места размещения объекта в республиках, входящих в состав РСФСР, может устанавливаться в соответствии с законодательством этих республик.

Предварительное согласование места размещения объекта не произво­дится в случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производ­ства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сель­ских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и про­ектами планировки и застройки, а также при предоставлении (передаче) зе­мель гражданам.

Аналогичная норма предусмотрена ст.14 Закона ДССР «О земле».

Согласно ст.8 Закона ДССР «О земле» земля предоставляется в бес­срочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. Временное пользование землей может быть краткосрочным - до 5 лет и долгосрочным от 5 до 25 лет. Аренда земли у Советов народных депутатов может быть краткосрочной - до 5 лет и долгосрочной - на более длительный срок.

В постановлении о предоставлении Нифталиеву Н.Н. земельного уча­стка не указан срок землепользования, следовательно, земельный участок ему предоставлен на праве бессрочного (постоянного) владения.

Суды правильно исходили из того, что постановление о предоставле­нии Нифталиеву Н.Н. земельного участка принято в пределах полномочий администрации Дербентского района.

В деле имеется согласие бывшего землепользователя ФИО на изъятие земельного участка (л.д.57). Из акта от 27 июля 2001 г., подписанного руководителем Дербентского райкомзема, главным архитектором Дербентского района, председателем МВК по экологии и природопользованию, главным инспектором госпожнадзора, главным врачом санэпидемстанции, ФИО следует, что произведен выбор земельного участка для предоставления предпринимателю Нифталиеву Н.Н.

Из материалов дела не следует, что имеется спор о границах земель­ного участка между Нифталиевым Н.Н. и соседними землепользователями.

Из материалов дела также следует, что на отведенном для предприни­мательских целей земельном участке Нифталиевым Н.Н. построено капи­тальное строение из кирпича размерами 3,5 x 3,2 м.

Постановлением администрации MP «Дербентский район» № 333 от 25 октября 2001 г. «Об изъятии и предоставлении земельного участка гр. Нифталиеву Н.Н.» земельный участок предоставлялся для организации пункта торговли лесоматериалами.

Из справки МРИ ФНС России № 3 по Республике Дагестан от 17 июля 2010 г. следует, что Нифталиев Н.Н. в качестве индивидуального предпри­нимателя <данные изъяты> состоял на налоговом учете с 29 января 2001 г. по 1 января 2004 г. (л.д.21).

Из материалов дела усматривается, что Нифталиев Н.Н. произвел рас­ходы по освоению спорного земельного участка, завез на участок грунт.

На основании указанных норм материального права и изложенных фактических обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу относи­тельно того, что у Нифталиева Н.Н. возникло субъективное право на спор­ный земельный участок.

Вместе с тем, признавая за Нифталиевым Н.Н. право собственности на спорный земельный участок, суд не привел в решении норму материального права, предусматривающую безвозмездное предоставление в собственность земельного участка, предоставленного для осуществления предприниматель­ской деятельности.

Судебная коллегия ошибочно сослалась на п.9.1 ст.3 Федерального за­кона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку данная норма регламентирует порядок оформления прав на земельные участки, ра­нее предоставленные гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ин­дивидуального жилищного строительства. Нифталиеву Н.Н. спорный зе­мельный участок был предоставлен для другой цели.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Согласно п.12 ст.3 указанного Федерального закона РФ предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответст­вует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бес­срочного) пользования земельными участками.

В связи с изложенным, оснований для признания за Нифталиевым Н.Н. права на бесплатное получение в собственность спорного земельного участка у судов не имелось.

При новом рассмотрении дела суду надлежит уточнить исковые требо­вания, проверить доводы возражений ответчика относительно того, что спорный земельный участок не может быть передан в собственность Нифта­лиева Н.Н. и за плату, т.к. подпадает под полосу отвода автомобильной до­роги М-29 «Кавказ».

Для правильного разрешения возникшего земельного спора суду над­лежит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное го­сударственное учреждение «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказ­ских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства».

Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л :

Надзорную жалобу представителя администрации МР «Дербентский район» Неметуллаевой С.III. удовлетворить.

Решение Дербентского районного суда от 16 августа 2010 г. и опреде­ление Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Респуб­лики Дагестан от 3 ноября 2010 г. отменить и дело направить на новое рас­смотрение в тот же суд.

Председательствующий Р.М. Мирзаев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200