Постановление Президиума



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г. Махачкала 21 апреля 2011 года

Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мирзаева Р.М.,

членов президиума Сулейманова С.М., Гончарова И.А., Мамаева И.М., Августиной И.Д., Алиева М.Н., Гаджиевой Ш.В., Гарунова И.З., Магомедова М.Г.,

рассмотрел по надзорной жалобе главы администрации МО «Ахвах­ский район» Магомедшарипова И.Д. гражданское дело по иску Ахмедова Ш.Ш. к администрации МО «Ахвахский район» о взыскании компенсации за утраченное в результате стихийного бедствия имущество.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Авгу­стиной И.Д., выслушав объяснения представителей администрации МО «Ах­вахский район» Магомедрасулова М.М., Алиева З.З., просивших отменить судебные постановления, объяснения Ахмедова Ш.Ш., просившего оставить без изменения судебные постановления, президиум

у с т а н о в и л :

Ахмедов Ш.Ш. обратился в суд с иском о признании незаконными действий (бездействия) администрации МО «Ахвахский район» и взыскании с администрации МО «Ахвахский район» <данные изъяты> рублей материального ущерба и <данные изъяты> рублей положенной ему материальной помощи.

В обоснование своих требований Ахмедов Ш.Ш. указал, что в результате ливневых дождей и селевых потоков, прошедших в июне-июле 2009 года в <адрес>, его дом стал непригоден для проживания. Он сразу обратился в органы местного самоуправления с заявлением, в котором просил обследовать его дом и в установленном порядке представить документы в необходимые инстанции. Поскольку его заявление ответчиком было оставлено без соответствующего реагирования, он был вынужден обратиться в суд с требованиями обязать ответчика обследовать его жилой дом и представить документы в СЧС Республики Дагестан для включения в представляемые в Правительство Республики Дагестан списки пострадавших от стихийного бедствия лиц. Решением суда от 21 октября 2009 г. его требования были удовлетворены. Стихийное бедствие имело место в двух населенных пунктах Ахвахского района - селениях <адрес>, в связи с чем, по его мнению, оно является стихийным бедствием межмуниципального характера. Причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия ответчик не отрицает, оно подтверждается и соответствующими актами обследования, проведенного представителями как сельской, так и районной администраций, справками ГО ЧС Ахвахского района и МЧС Республики Дагестан. Незаконные действия (бездействие) именно ответчика привели к неполучению им финансовой помощи, оказываемой лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий.

Согласно ст.18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. В соответствии со ст.ст.24-25 указанного Федерального закона финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 г. утверждены Правила выделения бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Дагестан и постановлено рекомендовать администрациям муниципальных районов создавать резервные фонды для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. При этом определено, что на оказание единовременной материальной помощи муниципальным образованиям бюджетные средства выделяются из расчета 5 тыс. рублей на одного человека, но не более 25 тыс. рублей на семью, на оказание материальной помощи в связи с утратой имущества - до 50 тыс. рублей, а на выплату компенсации за утраченное жилье – с учетом площади утраченного жилья в пределах социальной нормы по Республике Дагестан, но не более площади ранее занимаемого жилья. Согласно данным похозяйственной книги села общая площадь его жилого дома составляла 105 кв.м., а по данным приказа Министерства регионального развития РФ от 31 марта 2010 г. № 145 стоимость одного квадратного метра жилья составляет 22.750 рублей.

Решением Ахвахского районного суда от 17 августа 2010 г., оставлен­ным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан 17 ноября 2010 г., постановлено:

«Удовлетворить исковое заявление Ахмедова Ш.Ш., признать незаконными действия (бездействие) администрации МО «Ахвахский район» по непредставлению документов Ахмедова Ш.Ш. на выплату компенсации в СЧС Республики Дагестан в связи с утратой имущества и домовладения.

Взыскать в пользу Ахмедова Ш.Ш. с бюджета администрации МО «Ахвахский район» компенсацию за материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей и единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей».

В надзорной жалобе главы администрации МО «Ахвахский район» Ма­гомедшарипова И.Д содержится просьба об отмене принятых по делу судеб­ных постановлений по тем основаниям, что домостроение Ахмедова Ш.Ш. повреждено не в результате произошедшего 12 июля 2009 г. стихийного бедствия. Ахмедов Ш.Ш. ранее обращался в администрацию МО «Ахвахский район» с заявлением, в котором просил обследовать состояние его дома и оп­ределить ущерб, причиненный в результате обрушения скалы и камнепада, произошедшего 29 января 2008 г. Жилой дом истца построен в 1940-м году, устарел и находится в аварийном состоянии. Повреждения домостроения истца получены в результате ранее произошедших, но не относящихся к ка­тегории стихийных, бедствий, дождей и селевых потоков и в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 г. «О классифика­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отно­сятся к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, не выходящих за пределы одного поселения, ликвидация которых производится силами и средствами сельского поселения. В соответствии с методическим рекоменда­циями по оформлению документов для выделения средств по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедст­вий для обоснования выделения компенсационных средств необходимо за­ключение Госстроя РФ. Согласно заключению ГПИ «Даггражданпроект» (специализированной организации Госстроя РФ в Республике Дагестан) не­возможным для дальнейшей эксплуатации признано только одно домострое­ние, в связи с чем администрация района не имела право включать Ахмедова Ш.Ш. в представляемый в Правительство Республики Дагестан список лиц, пострадавших от стихийного бедствия. Приведенные обстоятельства судом в полной мере не исследованы и не оценены. Кроме того, при разрешении спора судом не применено Постановление Правительства Республики Дагестан № 100 от 1 июня 2001 г., которым установлен порядок выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Дагестан.

Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан Гаджиева Б.Г. от 28 марта 2011 г. надзорная жалоба передана на рассмотрение в су­дебном заседании суда надзорной инстанции - Президиума Верховного суда Республики Дагестан.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изме­нения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм процессуального и материального права, повлиявшие на ис­ход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита на­рушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие основания по делу имеются.

Суд допустил ошибку в применении норм материального права, не­правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение по делу.

Согласно ст.18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Однако указанная правовая норма, на основании которой судом удов­летворены исковые требования, не определяет порядок и механизм реализа­ции указанных прав, в связи с чем суду необходимо было руководствоваться нормативными актами, регламентирующими такой порядок.

Судом установлено, что Ахмедову Ш.Ш. принадлежит жилой дом по­лезной площадью 105 кв.м., расположенный в сел.<адрес> Ахвахского района.

Согласно акту комиссии администрации МО «Село Кудиябросо» от 21 октября 2009 г. в результате обследования домостроения Ахмедова Ш.Ш. установлено, что оно пострадало в результате ливневых дождей со сходом селевых потоков 11, 12 и 29 июля 2009 г. и находится в аварийном состоянии, т.е. проживание в указанном доме невозможно.

Указанному акту судом не дана оценка в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 67 ГПК РФ.

Суд не определил в качестве юридически значимых обстоятельств и не исследовал вопросы о том, в каком порядке подлежит определению степень повреждения жилого дома в результате стихийного бедствия, какова степень повреждения жилого дома Ахмедова Ш.Ш., каков состав его семьи.

Суд возложил обязанность по выплате Ахмедову Ш.Ш. компенсации на администрацию МО «Ахвахский район», посчитав, что надлежащим от­ветчиком по заявленным требованиям является администрация данного му­ниципального образования.

При этом вопрос о характере чрезвычайной ситуации, причинах по­вреждения жилого дома истца суд надлежаще не исследовал.

Из акта о повреждении жилого дома Ахмедова Ш.Ш. следует, что он составлен 21 октября 2009 г. должностными лицами администрации МО «<адрес>», имамом сельской мечети, председателем совета джамаата (л.д.22).

Вопрос о компетентности данной комиссии суд не исследовал.

Из ответа администрации МО «Ахвахский район», справки по резуль­татам обследования жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяй­ства и социальной сферы, поврежденных в результате стихийных гидрологи­ческих явлений, произошедших на территории Ахвахского района 12 июля 2009 г., следует, что масштаб разрушений значительный, в опасной зоне от возможного повторного обрушения скалы и камнепада, схода селевых пото­ков с реальной угрозой безопасности населения, подлежащего отселению, находятся 127 семей, где проживает 760 человек.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены усло­вия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не вы­ходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), со­ставляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) состав­ляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории од­ного поселения или внутригородской территории города федерального зна­чения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в резуль­тате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших со­ставляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате ко­торой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории од­ного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба состав­ляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 че­ловек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба состав­ляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате кото­рой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер ма­териального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

С учетом установленных в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации критериев, суду надлежало исследовать вопрос о том, какую территорию затронуло стихийное бедствие, какое количество пострадавших граждан и какой размер материального ущерба причинен в результате ливневых дождей с градом и схода селей в июле 2009 года.

Эти обстоятельства имеют значение для правильного определения над­лежащего ответчика по заявленным истцом требованиям.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 1 июня 2001 г. № 100 (в ред. от 5 мая 2008 г.), действовавшим на момент наступле­ния указанной чрезвычайной ситуации, утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно указанным Правилам средства на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций выделяются из резервного фонда Правительства Республики Дагестан.

Средства из резервного фонда выделяются на финансирование меро­приятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориаль­ного уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций.

Основанием для выделения средств из резервного фонда является ре­шение Правительства Республики Дагестан, в котором указываются общий размер ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении средств для финансирования аварийно - восстановительных работ на пострадавших объектах в решении Правительства Республики Дагестан указывается пообъектное распределение этих средств (п.5 Правил).

Средства из резервного фонда выделяются республиканским органам исполнительной власти, администрациям районов и городов для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

а) проведение поисковых и аварийно - спасательных работ в зоне чрез­вычайной ситуации;

б) проведение неотложных аварийно - восстановительных работ на объектах жилищно - коммунального хозяйства, социальной сферы, энерге­тики, промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства, пострадав­ших в результате чрезвычайной ситуации;

в) закупка, выпуск из государственного материального резерва, дос­тавка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочеред­ного жизнеобеспечения пострадавших граждан;

г) развертывание и содержание временных пунктов проживания и пи­тания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;

д) оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;

е) оказание гуманитарной помощи;

ж) оказание пострадавшим гражданам материальной помощи в связи с утратой имущества;

з) оказание единовременной материальной помощи, компенсационные выплаты за утраченное имущество, поврежденное и разрушенное жилье гражданам, пострадавшим в результате террористического акта или проведения контртеррористической операции;

и) выполнение неотложных мероприятий по предупреждению возмож­ных чрезвычайных ситуаций.

За счет средств резервного фонда разрешается выплата компенсаций в соответствии с социальными нормами за жилье, утраченное в результате чрезвычайной ситуации (п.6 Правил).

Указанные нормы материального права не были применены судами.

Суд определил размер компенсации на основании приказа Министер­ства регионального развития Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 145, которым средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья на 2 квартал 2010 г. в Республике Даге­стан определена в размере 22.750 рублей.

Данный нормативный правовой акт подлежит применению к правоот­ношениям, возникающим в связи с предоставлением социальных выплат за счет средств федерального бюджета, т.к. этим приказом утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений.

Судом не установлено, что Ахмедову Ш.Ш. выплаты подлежат за счет средств федерального бюджета.

Нормативный акт, регламентирующий основания и объем оказания ма­териальной помощи лицам, пострадавшим в результате данного стихийного бедствия, судом определен и применен не был.

С учетом изложенного, суду надлежало привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц администрацию сел.<адрес> Ахвахского района, Правительство Республики Дагестан и с их участием исследовать указанные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л :

Надзорную жалобу главы МО «Ахвахский район» Магомедшарипова И.Д. удовлетворить.

Решение Ахвахского районного суда от 17 августа 2010 г. и кассацион­ное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 17 ноября 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий Р.М. Мирзаев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200