ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН г. Махачкала 25 августа 2011 года Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Мирзаева Р.М., членов президиума Гончарова И.А., Августиной И.Д., Гаджиевой Ш.В., Алиева М.Н., при секретаре Аскерхановой Д.Ю., рассмотрел по надзорной жалобе Азизова А.И. гражданское дело по иску Азизова А.И. к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения Азизова А.И. и его представителя адвоката Абдусамадовой Л.А., просивших отменить определение суда кассационной инстанции, объяснения представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Джамаева М.М., Масютиной Л.Н., Бакриевой Н.Г., просивших надзорную жалобу оставить без удовлетворения, заключение заместителя прокурора Республики Дагестан Гамидова А.Б., полагавшего надзорную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, президиум у с т а н о в и л : Азизов А.И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о восстановлении на работе в должности начальника управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район», взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Свои требования он мотивировал тем, что приказом № 20-03 от 12 января 2011 г. он уволен с занимаемой должности на основании п.6 ч.1 ст.35 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. № 32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в незаконном получении гражданином <ФИО ветерана> субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств в размере <сумма> рублей. Увольнение считает незаконным, поскольку в приказе об увольнении вся ответственность за неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на приобретение жилья <ФИО ветерана> возложена на него, хотя принятие решения о выдаче указанного свидетельства в его должностные полномочия не входило. В приказе не указано, какой пункт статьи Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и постановления Правительства Республики Дагестан № 348 от 25 декабря 2007 г. он нарушил. Предусмотренные законом меры социальной поддержки указанной категории граждан, входящие в функции УСЗН в МО «Табасаранский район», осуществлялись им без нарушений. В Министерство труда и социального развития Республики Дагестан он никакого списка не представлял. В соответствии с п.3 порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан № 348 от 25 декабря 2007 г., администрация МО «Табасаранский район» письмом № 257 от 14 июля 2010 г. представила в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан список и учетные дела ветеранов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрации МО «Табасаранский район» после 1 марта 2005 г., под которым стоит и его подпись, подтверждающая, что указанные лица, в том числе и <ФИО ветерана>., состоят на учете в УСЗН в МО «Табасаранский район» и пользуются мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством. Список, представленный администрацией МО «Табасаранский район», является лишь описью лиц, чьи учетные дела представляются в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан на рассмотрение. Ни администрация МО «Табасаранский район», ни он никакого искажения действительности не допустили. В его должностные обязанности, как начальника УСЗН в МО «Табасаранский район», вопросы принятия на учет и подготовки документов для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также принятия по ним каких-либо решений, не входили, в связи с чем грубое нарушение должностных обязанностей по этим вопросам не может иметь место. От первоначально заявленных исковых требований о возмещении морального вреда в сумме <сумма> руб. Азизов А.И. в ходе судебного разбирательства отказался. Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2011 г. постановлено: «Иск Азизова А.И. удовлетворить. Восстановить Азизова А.И. в должности начальника Управления социальной защиты населения в МО «Табасаранский район» территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан с 12 января 2011 г. Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу Азизова А.И. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 12 января 2011 г. по 14 марта 2011 г. Решение в части восстановления Азизова А.И. на работе привести в исполнение немедленно.» Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 29 апреля 2011 г. решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. В надзорной жалобе Азизов А.И. просит отменить определение суда кассационной инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы он указывает, что суд первой инстанции установил, что грубого нарушения должностных обязанностей он не совершал, вред государственному органу его действиями не причинен, причинная связь между его действиями по направлению в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан списка ветеранов и участников Великой Отечественной войны с включением в список <ФИО ветерана> и изданием министерством приказа о выдаче ему субсидии не установлена. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что обязанность по проверке списков и учетных дел ветеранов и участников Великой Отечественной войны лежала на министерстве, которое эту обязанность не исполнило. Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К. от 18 июля 2011 г. надзорная жалоба Азизова А.И. вместе с делом переда на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции - Президиума Верховного суда Республики Дагестан. Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены в порядке надзора судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований для отмены определения суда кассационной инстанции в порядке надзора не имеется. Удовлетворяя требования истца и признавая его увольнение незаконным, суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о грубом нарушении Азизовым А.И. своих должностных обязанностей, ответчиком не представлено. В приказе об увольнении не указано, какие именно требования Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и постановления Правительства Республики Дагестан № 348 от 25 декабря 2007 г. Азизовым А.И. не выполнены. Суд указал, что истцом списки участников Великой Отечественной войны в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, в которых был указан и <ФИО ветерана> - участник боевых действий, вставший на учет после 1 марта 2005 г., не представлялись. Эти списки были представлены администрацией МО «Табасаранский район». В учетном деле <ФИО ветерана>., представленного администрацией МО «Табасаранский район» в Министерство труда и социального развития <адрес>, нет каких-либо документов, выданных Азизовым А.И. с недостоверными сведениями о <ФИО ветерана> В представленном учетном деле и в списке <ФИО ветерана> значится как участник боевых действий, а не как участник Великой Отечественной войны. Отменяя решение суда, судебная коллегия указала, что указанные выводы суда преждевременны, не основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке всех имеющих значение для дела обстоятельств. Из материалов дела усматривается, что Азизов А.И. уволен приказом министра труда и социального развития Республики Дагестан № 20-03 от 12 января 2011 г. по п.6 ч.1 ст.35 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. № 32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в неправомерном, в нарушение федерального законодательства, получении <ФИО ветерана> субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств в размере <сумма> рублей. Как указано в приказе об увольнении, основанием для увольнения истца послужило то, что он в нарушение Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Республики Дагестан № 348 от 25 декабря 2007 г. «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г. инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» в целях выплаты субсидий на приобретение жилья, зная об отсутствии оснований для этого, представил в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан список инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 марта 2005 г., с включением в него <ФИО ветерана>., являющегося участником боевых действий, вставшего на учет в целях улучшения жилищных условий после 1 марта 2005 г. В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан № 12-01 от 13 февраля 2008 г. «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан № 348 от 25 декабря 2007 г.», на который ответчик сослался в обоснование увольнения истца, управлениям (отделам) социальной защиты населения поручено обеспечивать ежегодно, до 1 февраля, представление администрациями муниципальных образований в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненных списков нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с указанием реквизитов согласно п.3 порядка, и учетных дел, оформленных в установленном порядке. Постановлением Министерства труда и социального развития Республики Дагестан № 01 от 29 января 2010 г. начальникам управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях поручено обеспечить в кратчайшие сроки представление учетных дел ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет после 1 марта 2005 г., еженедельно представлять информацию по результатам проведенной работы по проверке учетных дел и принятых управлениями социальной защиты населения мер по обеспечению улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет после 1 марта 2005 г. Этим же постановлением постановлено предупредить начальников управлений социальной защиты населения об их персональной ответственности за представление в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан неукомлектованных в установленном порядке учетных дел. Из материалов дела усматривается, что <ФИО ветерана>., 1930 года рождения, не являющийся участником Великой Отечественной войны, вставший на учет для улучшения жилищных условий в 2007 году как участник боевых действий, был включен в список ветеранов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрацию МО «Табасаранский район» после 1 марта 2005 г. Указанный список вместе с учетными делами, в том числе и учетным делом <ФИО ветерана>., был направлен в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан для последующего формирования сводного списка ветеранов и участников Великой Отечественной войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения субсидии на приобретение жилья в 2010 году. Этот список подписан также и начальником УСЗН МО «Табасаранский район» Азизовым А.И. В соответствии с п.6 ч.1 ст.35 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. №32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение федерального законодательства или законодательства Республики Дагестан. С учетом изложенного судебная коллегия обоснованно предложила суду при новом рассмотрении дела проверить доводы ответчика в части наличия оснований для увольнения истца с должности за однократное грубое нарушение должностных обязанностей. Согласно ч.4 ст.56 вышеназванного Закона Республики Дагестан дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее чем через один месяц со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Суд первой инстанции посчитал, что при увольнении Азизова А.И. был нарушен срок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Не согласившись с данным выводом, судебная коллегия обоснованно указала, что суд первой инстанции не исследовал все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в частности, не выяснил, когда именно ответчику стало известно о совершении истцом дисциплинарного проступка, не истребовал и не проверил материалы служебной проверки, которая проводилась в отношении истца, не установил, когда было дано заключение по результатам этой проверки, не выяснил период ее проведения. Выяснение указанных обстоятельств в силу ч.4 ст.56 вышеуказанного Закона Республики Дагестан имеет правовое значение по данному делу при исчислении сроков привлечения лица к дисциплинарной ответственности и в силу ч.2 ст.56 ГПК РФ эти обстоятельства подлежали выяснению судом независимо от того ссылались ли стороны на эти обстоятельства. С учетом изложенного судебная коллегия обоснованно отменила решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, указав действия, которые должен совершить суд при новом рассмотрении дела. Предусмотренных ст.387 ГПК РФ оснований для отмены определения суда кассационной инстанции президиум не находит. Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум п о с т а н о в и л : Надзорную жалобу Азизова Азиза Исаевича оставить без удовлетворения. Председательствующий Р.М. Мирзаев