дело по иску прокурора в интересах граждан о признании бездействия администрации МО незаконным



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г.Махачкала 6 октября 2011 года

Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мирзаева Р.М.,

членов президиума Сулейманова С.М., Гончарова И.А., Августиной И.Д., Гаджиевой Ш.В., Алиева М.Н., Гарунова И.З., Магомедова М.Г.,

при секретаре Шахбановой П.М.,

рассмотрел по надзорному представлению и.о.прокурора Республики Дагестан Дибирова М.Д. гражданское дело по иску прокурора г.Махачкалы в интересах Курумова В.С. и других жителей дома <адрес> к администрации МО городской округ «город Махачкала» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения заместителя прокурора Республики Дагестан Ибрагимовой Г.Ш., поддержавшей надзорное представление и просившей отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, объяснения представителя администрации МО городской округ «город Махачкала» Исмаиловой Н.М., заместителя директора МУП «Махачкалатранс» Бабаева З.К., просивших судебные постановления оставить без изменения, президиум

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Махачкалы в интересах Курумова B.C. и других жителей дома <адрес> обратился в суд с иском к администрации МО городской округ «город Махачкала» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что администрацией МО городской округ «город Махачкала» утвержден паспорт маршрута № 9 маршрутного такси, согласно которому одна из конечных остановок данного маршрута расположена на пересечении улиц Нахимова и Юсупова (Грозненская) г.Махачкалы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.2 ст.2 этого же закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктом 2 ст.12 вышеуказанного закона установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защит-ные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 74 от 25 сентября 2007 г., в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологи-ческом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Пунктом 5.1 данных Санитарных правил установлен режим территории санитарно-защитной зоны, в соответствии с которым в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Согласно классификации объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, отстойно-разворотные площадки общественного транспорта относятся к «V» классу опасности с необходимой санитарно-защитной зоной 50 метров (п.7.1.12 Санитарных правил).

Отстойно-разворотная площадка (конечная остановка) маршрутного такси № 9 в нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 74 от 25 сентября 2007 г., располагается на расстоянии 7 - 10 метров от торца жилого дома <адрес>.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 14 марта 2011 г. в удовлетворении исковых требований прокурора г.Махачкалы отказано.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 20 мая 2011 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

В надзорном представлении и.о.прокурора Республики Дагестан Дибиров М.Д. просит отменить указанные судебные постановления, указывая на то, что они являются незаконными, вынесены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела.

В обоснование жалобы указывается на несостоятельность выводов судов о том, что прокурором г.Махачкалы не указано, в чем заключается бездействие администрации МО городской округ «город Махачкала».

Бездействие администрации МО городской округ «город Махачкала» выражается в непринятии мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые нарушают права жителей дома <адрес> на благоприятную окружающую среду и среду обитания.

Необоснованны выводы судов и в части того, что прокурор обратился в интересах жителей дома <адрес>, но при этом в материалах дела представлено только заявление одного Курумова B.C., проживающего в указанном доме.

Ссылка судов на то, что жители вышеназванного дома и всего микрорайона просят не лишать их удобств, не переносить конечную стоянку и что им отстойно-разворотная площадка никак не мешает, шума от машин немного, скопления маршруток нет, также является необоснованной.

Утверждения судов о непричинении вреда нахождением отстойно-раз-воротной площадки на расстоянии 7 - 10 метров от торца жилого дома <адрес> сделан ввиду неправильного применения нормы материального права.

Фактически суды ссылаются на то, что пункт 7.1.12 Санитарных правил является незаконным, а утверждения суда законными. Вместе с тем данный пункт Санитарных правил никем не изменен и не отменен.

Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан Ибрагимова С.Р. от 21 сентября 2011 г. надзорная жалоба вместе с делом передана на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции – Президиума Верховного суда Республики Дагестан.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие основания по делу не установлены.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

Прокурор г.Махачкалы в интересах Курумова B.C. и других жителей дома <адрес> обратился в суд с иском к администрации МО городской округ «город Махачкала» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, указывая, что администрацией МО городской округ «город Махачкала» утвержден паспорт маршрута № 9 маршрутного такси, согласно которому одна из конечных остановок данного маршрута расположена на пересечении улиц Нахимова и Грозненской. Отстойно-разво-ротная площадка маршрутного такси № 9 в нарушение санитарно-эпидемио-логических правил и нормативов, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 74 от 25 сентября 2007 г., располагается на расстоянии 7 - 10 метров от торца жилого дома <адрес>.

Судом в удовлетворении исковых требований прокурора отказано, поскольку не установлено нарушение прав жителей вышеназванного дома на благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела следует, что Курумов В.С., проживающий в указанном доме, обратился с заявлением на имя прокурора г.Махачкалы, в котором просил обеспечить выполнение представления прокуратуры г.Махачкалы на имя главы администрации МО городской округ «город Махачкала» об устранении нарушения законодательства, переносе накопителя маршрута № 9 маршрутных такси и жилого вагона, установленного на пересечении улиц Нахимова и Грозненская.

В то же время в деле имеются коллективные обращения жителей ряда домов, расположенных по улице Нахимова, с просьбой сохранить накопитель (л.д.50, 54-56).

10 ноября 2000 г. главой администрации МО городской округ «город Махачкала» утвержден паспорт маршрута № 9 маршрутных такси общей протяженностью 15 км. Маршрут кольцевой в одном направлении с одной конечной остановкой. Согласно паспорту маршрута конечная остановка (отстойно-разворотная площадка) определена на углу улиц Нахимова и Грозненская.

Судом с выездом на место установлено, что маршрутные такси на конечной остановке, расположенной на пересечении улиц Нахимова и Грозненская, паркуются на небольшом пустыре напротив дома <адрес>, их количество единовременно не превышает 4-5 машин, которые в режиме ожидания припаркованы с выключенными двигателями и выбросы в атмосферу выхлопных газов не производят. Кроме того, на данном перекрестке паркуется значительное количество других автомашин около отделения Пенсионного фонда по ул.Грозненская и по ул.Нахимова рядом с маршрутными такси.

Прокурор в своем заявлении сослался на п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в соответствии с которым вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормами.

Однако прокурор не представил доказательства загазованности и загрязнения окружающей среды именно действиями маршрутных такси маршрута № 9 на отстойно-разворотной площадке.

Ввиду изложенного оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по данному делу не имеется.

Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л :

Надзорное представление и.о.прокурора Республики Дагестан Дибирова М.Д. оставить без удовлетворения.

Председательствующий Р.М. Мирзаев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200