ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН гор.Махачкала 3 февраля 2011 года Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего: Сулейманова С.М. членов президиума: Гончарова И.А., Гаджиевой Ш.В., Гарунова И.З., Алиева М.Н., Магомедова М.Г. рассмотрел по надзорной жалобе заявителя Эседулаева М.Х. на решение Советского районного суда города Махачкалы от 17 июня 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 23 июля 2010 года гражданское дело по жалобе Эседулаева М.Х. на неправомерные действия Министерства труда и социального развития РД, Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., президиум установил: Эседулаев Максуд Халидович обратился в суд с жалобой на неправомерные действия Министерства труда и социального развития РД, выразившиеся в его постановке на учет нуждающихся в жилье под № 693 вместо № 57, указав в обоснование своего заявления на то, что как инвалид 2 группы и остро нуждающийся в жилье 3 ноября 1992 г. под № 57 администрацией Кировского района г. Махачкалы он был включен в список очередников на получение жилья. Постановлением Правительства РД от 21.08.2006 г. Министерство труда и социального развития РД определено уполномоченным органом по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов. После передачи документов из администрации района в Министерство труда и социального развития РД последним был сформирован Сводный список нуждающихся в получении жилья, в этот список заявитель включен под № 693, т.е. его очередность передвинута на 636 номеров. При этом его не известили и документов, на основании которых совершена эта «операция», ему не показывают. Заявитель полагает, что действия Министерства нарушают его, инвалида, права на получение жилья в соответствии с очередностью постановки на учет. Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 23 июля 2010 года, в удовлетворении жалобы отказано. В надзорной жалобе заявитель Эседулаев М.Х. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, указывая на то, что он является инвалидом второй группы, остро нуждается в улучшении жилищных условий, в 1992 году администрацией Кировского района города Махачкалы был принят на учет и включен в список очередников на получение жилья. Впоследствии вопросами обеспечения жильем инвалидов и ветеранов войны стало заниматься Министерство труда и социального развития РД. Министерство составило Сводный список очередников, в который он включен под № 693. Эти действия ответчика являются незаконными, однако судом им не дана должная оценка. Правильность списка вызывает сомнение, однако суд при рассмотрении его жалобы не исследовал сводный список, учетные дела граждан, которые включены в список ранее его, не установил основания, по которым он оказался в списке под номером 693. Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан от 12 января 2011 года надзорная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такие нарушение по делу были допущены судами первой инстанции и кассационной инстанции. В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает действия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, изменившего при составлении сводного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий номер его очередности на получение жилья с номера 57 на номер 393 Отказывая в удовлетворении требований заявителя судебные инстанции со Применение ст. 56 ГПК РФ в данном случае является неправильным. Согласно указанной норме каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 245 ГПК РФ дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (часть 1). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до одной тысячи рублей (часть 2). Следовательно, бремя доказывания законности включения Эседулаева М.Х. в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 693 лежало на органе, принявшем такое решение, то есть на Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан. Суд необоснованно возложил бремя доказывания факта нарушения оспариваемым решением прав и охраняемых законом интересов заявителя на самого заявителя, чем допустил существенное нарушение норм процессуального права. Постановлением Правительства РД от 25.12.2007г. № 348 «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (в ред. Постановлений Правительства РД от 26.10.2009 N 376, от 20.05.2010 N 158) установлено, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Пунктом 2 названного постановления Правительство Республики Дагестан определило Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Утвержденный названным постановлением Порядок определяет условия и правила предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - нуждающиеся в улучшении жилищных условий), безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее - субсидия). В соответствии с пунктом 2 «Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» администрации муниципальных районов и городских округов ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке. Согласно пункту 3 Порядка список нуждающихся в улучшении жилищных условий представляется администрациями муниципальных районов и городских округов в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан с обязательным указанием следующих реквизитов: а) фамилия, имя, отчество гражданина, а также фамилия, которая была у него при рождении; б) дата рождения гражданина; в) пол гражданина; г) адрес места жительства гражданина; д) серия, номер и дата выдачи паспорта гражданина или удостоверения е) категория, к которой относится гражданин в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; ж) число лиц в составе семьи, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде субсидии; з) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано следующими документами: а) копия решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; б) копия документа, подтверждающего право на получение субсидии (удостоверение, свидетельство о праве на льготы, справка), заверенная нотариально; в) акт проверки жилищных условий гражданина на момент постановки на учет; г) справка о составе семьи; д) копии паспорта гражданина и членов его семьи старше 14 лет; е) копии свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи; ж) справки из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию и государственную регистрацию прав, о наличии (отсутствии) в собственности жилья у гражданина на момент предоставления субсидии; з) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, в котором в настоящее время проживает гражданин; и) акт проверки жилищных условий на момент предоставления субсидии; к) копии домовой (похозяйственной) книги, технического паспорта, финансового лицевого счета, заверенные администрацией муниципального образования; л) копия свидетельства о браке (о расторжении брака), заверенная нотариально. Согласно пункту 6 Порядка Министерство труда и социального развития Республики Дагестан в целях предупреждения нецелевого использования проверяет полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане были поставлены на учет. Для проверки доводов заявителя о нарушении его прав при формировании Министерством сводного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий суду надлежало истребовать у Министерства труда и социального развития Республики Дагестан и исследовать в судебном заседании этот список, а также документы, послужившие основанием для включения Эседулаева М.Х. в указанный список под номером 693, при необходимости истребовать и исследовать учетные дела граждан, включенных в список до заявителя. Судом первой инстанции сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий не исследовался. Выводы судебных инстанций о том, что Эседулаев, значившийся на учете по спискам, представленным администрацией муниципального образования «Город Махачкала», с 1992 года, с этой же даты о включен в сводный список и потому в сформированном Министерством списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по республике правомерно оказался под № 693, не подтверждены доказательствами. Учитывая, что заявитель обратился в суд с жалобой в защиту своего права жизненно важного права - права на получение жилья., состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан. Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум постановил: Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 23 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий: С.М. Сулейманов
ссылкой на ст. 56 ГПК РФ указали на то, что Эседулаев М.Х. не представил суду каких - либо доказательств в подтверждение нарушения своих прав и охраняемых законом интересов (л. д. 1, 33)
личности, наименование органа, выдавшего эти документы;