дело по иску о восстановлении на работе



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

17 февраля 2010 года г. Махачкала

Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе Председательствующего Сулейманова С.М.,

членов президиума Гончарова И.А., Гаджиевой Ш.В., Авгусгиной И.Д., Гарунова И.З., Алиева М.Н., Магомедова М.Г.

с участием заместителя прокурора Республики Дагестан Ибрагимовой Г.Ш. при секретаре судебного заседания Ибрагимовой А.Ю.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махмуддинова А.А. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан о восс1ановлении на работе и взысками заработной платы за время вынужденного прогула.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Ав(устиной И.Д., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан Мамедова А.К., просившего определение судебной коллегии отменить, объяснения Махмуддинова А.А., просившего оставить без изменения определение судебной коллегии, заключение прокурора, полагавшего определение судебной коллегии в части вынесения нового решения подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, президиум

УСТАНОВИЛ:

Приказом начальника УФСКН России по РД № 98-лс от 9 июля 2010 год Махмуддинов А.А, находящийся в распоряжении Управления ФСКН России по Республике Дагестан с исполнением отдельных служебных поручений начальник Дербентского МРО с 18 мая 2010 года, уволен со службы в органах наркоконтроля за систематическое нарушение служебной дисциплины (л. д. 91-92)

Считая своё увольнение незаконным, Махмуддинов А.А обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указав в обоснование иска на то, что проходил службу в органах наркоконтроля в должности старшего оперуполномоченного в 1-ом отделении Дербентского МРО УФСКН РФ по РД, которое дислоцировано в селении Магарамкент Магарамкентского района РД. Приказом № 108 от 27 мая 2010 года его незаконно освободили от занимаемой должности, без его согласия перевели и зачислили в распоряжение Дербентского МРО УФСКН РФ по РД с исполнением отдельных служебных поручений начальника Дербентского МРО. В приказе не сказано, на чем он основан и в связи с чем зачисляют его в распоряжение Дербентского МРО, почему лишили его надбавки к зарплате за работу с секретными документами, почему только его зачислили в распоряжение органов наркоконтроля Дербентского МРО. Впоследующем приказом № 98-лс от 9 июля 2010 года он уволен за прогулы, совершенные в июне в соответствии с подпунктом 5 пункта 94 и подпункта 12 пункта 142 Положения органов наркоконтроля РФ. Приказ издан задним числом, так как в июне и до 16 июля 2010 года он находился на службе в 1-ом отделении в селении Магарамкент.

Сокращения штатов не было, восстановлен статус бывшего Магарамкентского МРО, вместо 1-го отделения Дербентского МРО, дислоцированного в селении Магарамкент, создано самостоятельное Магарамкентское МРО УФСКН по РД в полном объеме с большим числом штатов.

Решением Советского районного суда города Махачкалы от 29 сентября 2010 го да постановлено:

«В удовлетворении иска Махмуддинова Ллискера Абдулкебировича к Управлению ФСКН России по РД о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 29 октября 2010 года указанное решение отменено, по делу постановлено новое решение о восстановлении Махмуддинова А.А. в должности старшего оперуполномоченного в Магарамкентском МРО УФСКН России по РД, дело в части исковых требований Махмуддинова А.А. о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В надзорной жалобе начальника УФСКН России по Республике Дагестан Черкесова А.У. содержится просьба об отмене определения суда кассационной инстанции, как постановленного с существенным нарушением норм материального права, с оставлением решения суда первой инстанции без изменения. В связи с проведением организационно-штатных мероприятий Махмуддинов А.А. был зачислен в распоряжение Управления ФСКН России по Республике Дагестан с исполнением отдельных служебных поручений начальника Дербентского МРО, о чем был уведомлен под роспись. Однако он на работу не вышел, допустил многочисленные прогулы, в связи с чем был обоснованно уволен из органов наркоконтроля. Решением Советского районного суда города Махачкалы от 2 сентября 2010 года ему обоснованно отказано в иске о восстановлении на работе. Участвовавшим в кассационном рассмотрении дела прокурором было дано заключение об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, однако суд кассационной инстанции отменил решение Советского районного суда г. Махачкалы и принял по делу новое решение - о восстановлении Махмудинова А. А. на работе.

Суд кассационной инстанции допустил неправильное применение норм материального права, в частности, Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Инструкции о порядке зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических, средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом директора ФСКН России от 7 апреля 2005 года № 107, что повлекло отмену законного решения суда первой инстанции.

Определением судьи Верховного суда республики Дагестан Бейтуллаевой З.А. от 30 декабря 2010 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда Республики Дагестан.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения по делу не установлены.

Как следует из материалов дела, 4 мая 2010 года директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков был издан приказ за № 167дсп «О внесении изменений в штат Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан», согласно которому 1-ое отделение Дербентского МРО (место нахождения - селение Магарамкент), в котором работал Махмуддинов А.А., упразднено с сокращением 7 единиц, в том числе сокращены 2 единицы старшего оперуполномоченного (должность, которую занимал Махмуддинов А.А.).

Этим же приказом введен Магарамкентский межрайонный отдел с 14 единицами, в том числе 3 единицы старшего оперуполномоченного (л.д. 94-98).

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Согласно ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Из указанного приказа следует, что в УФСКН по РД проведены организационно-штатные мероприятия, в результате которых на базе 1-го и 2-(о отделений Дербенского МРО создан Магарамкентский МРО УФСКН по РД. Из дела видно, что приказом начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан от 27 мая 2010 года за № 108 Махмуддинов А.А. освобожден от занимаемой им должности старшего оперуполномоченного 1 отделения Дербентского МРО и зачислен в распоряжение Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан на срок до трех месяцев с исполнением отдельных служебных поручений начальника Дербентского МРО с сохранением ранее установленной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, без выплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (л.д. 85-88).

Приказом начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан от 9 июля 2010 года за № 98-лс за систематическое нарушение служебной дисциплины, прогулы без уважительных причин - отсутствие на работе 31 мая, 1-4 июня, 7-11 июня, 14-18 июня, 21-25 июня, 29 и 30 июня (л.д.91-92).

Основанием для увольнения истца послужили акты от 31 мая, 1-4 июня, 7-11 июня, 14-18 июня, 21-25 июня, 29 и 30 июня об отсутствии Махмуддинова А.А. на работе в Дербентском МРО УФСКН России по РД ( л.д. 107-130).

Суд первой инстанции посчитал установленным, что в нарушение приказа начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан от 27 мая 2010 года за № 108 Махмуддинов А.А. на службу в Дербентское МРО не вышел.

Между тем, из указанного приказа не следует, что местом работы Махмуддинова А.А. в связи с зачислением его в распоряжение Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан является Дербентское МРО.

Истец зачислен в распоряжение Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан, которое расположено в г. Махачкале, ул. Абубакарова, 115-а; в приказе место работы истца не оговаривается.

Из контракта о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заключенного Российской Федерацией в лице начальника Управления ФСКН России по РД Черкесовым А.У. с Махмудиновым А.А. от 01.07.2006 г. следует, что Махмуддинов А.А. принят на должность старшего оперуполномоченного Магарамкентского МРО на срок до достижения им предельного возраста (л.д.59-62).

То обстоятельство, что постоянным местом работы Махмуддинова А.А. до проведения организационно-штатных мероприятий являлось 1-ое отделение Дербенсткого МРО, расположенное в с. Магарамкент, сторонами не оспаривалось.

Согласно п. 3 указанного контракта, работодатель обязуется обеспечить при переводе сотрудника по службе в другую местность по новому месту службы предоставление сотруднику и членам его семьи служебного жилого помещения либо выплату ежемесячной денежной компенсации расходов на наем (поднаем)

жилого помещения.

Согласно ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием трудового договора является место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, -место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Одностороннее изменение работодателем существенных условий трудового договора без согласия работника трудовое законодательство не предусматривает (ст. 60, 72-75 Трудового кодекса РФ).

Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции правильно указал на то, что Инструкция о порядке зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий не предполагает изменение места работы без согласия работника.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Согласно статье 53 Федерального закона от 30.06.2003г. №~8б-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренние дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» до вступления в силу федерального закона, регламентирующего порядок прохождения службы в органах наркоконтроля, особенности прохождения службы в этих органах устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003г. № 612 утверждено «Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», которым установлены особенности прохождения службы в органах наркоконтроля. Положение определяет правовые основы и порядок прохождения гражданами РФ правоохранительной службы в органах нар ко контроля.

Согласно п. 1 названного Положения правоохранительная служба в органах наркоконтроля является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и ее территориальных органах.

Следовательно, применение к правоотношениям, возникающим при прохождении сотрудниками службы в органах наркоконтроля норм трудового законодательства РФ с учетом положений абзаца 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ возможно только в том случае, если правоотношения не урегулированы специальными нормативными правовыми актами РФ и ФСКН России, а также в случае, если в нормативных правовых актах РФ и ФСКН России, регламентирующих порядок прохождения службы в органах наркоконтроля, прямо на это указано.

Согласно пункту 67 «Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов нар ко контроля, сотрудники для их последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия в порядке, определяемом директором ФСКН России.

Указанный порядок регламентирован приказом директора ФСКН России от 7 апреля 2005 года № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий».

Согласно пункту 1 названной Инструкции при проведении организационно-штатных мероприятий сотрудники для их последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев с сохранением прежнего довольствия в порядке, определяемом Инструкцией. Сотрудник, зачисленный в распоряжение, проходит службу в органе наркоконтроля не на должности.

Согласно пункту 2 Инструкции основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение органа наркоконтроля является приказ органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий в пределах предоставленных полномочий.

Согласно пункту 3 Инструкции при ликвидации территориального органа ФСКН России сотрудники зачисляются в распоряжение ФСКН России либо территориального органа ФСКН России, на который возложено проведение мероприятий, связанных с ликвидацией. При сокращении штатной численности (штата) органа наркоконтроля сотрудники, занимающие одинаковые сокращенные должности в соответствующем подразделении (в том числе, если сокращены одна или несколько из общего числа должностей) зачисляются в распоряжение этого органа наркоконтроля либо на основании приказа ФСКН России - в распоряжение другого органа наркоконтроля, на который возложено проведение организационно-штатных мероприятий.

В соответствии с пунктом 9 Инструкции ознакомление сотрудника с приказом о проведении организационно-штатных мероприятий в органе наркоконтроля производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня его поступления в соответствующее подразделение органа наркоконтроля. Срок нахождения в распоряжении исчисляется с даты ознакомления сотрудника с приказом о проведении организационно-штатных мероприятий в органе наркоконтроля, но не ранее даты его вступления в силу.

На основании приказа о проведении организационно-штатных мероприятий в органе наркоконтроля издается приказ по личному составу о зачислении сотрудников в распоряжение (приложение 1).

В приказе о зачислении в распоряжение указывается дата ознакомления с приказом о проведении организационно-штатных мероприятий в органе наркоконтроля, с которой сотрудник освобождается от занимаемой должности на срок до трех месяцев.

При ознакомлении сотрудников с приказом о зачислении в распоряжение сотрудники предупреждаются о предстоящем увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий персонально и расписку не менее чем за два месяца до увольнения в соответствии со статьей 180 Трудового кодексе Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Инструкции сотрудник, зачисленный в распоряжение1 выполняет отдельные служебные поручения прямых начальников или с его согласия должностные обязанности по прежней должности.

Из приведенных выше положений Инструкции о порядке зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий следует, что она не определяет вопросы перевода сотрудников в связи с зачислением их в распоряжение органа наркоконтроля, а также место работы сотрудников, зачисленных в распоряжение органа наркоконтроля.

В связи с этим судебная коллегия обоснованно применила нормы трудового законодательства к спорным правоотношениям.

Согласно ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Суд кассационной инстанции обоснованно восстановил Махмуддинова А.А. в должности старшего оперуполномоченного Магарамкенчского МРО, созданного в результате реорганизации 1-го и 2-го отделений Дербентского МРО, поскольку из контракта о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заключенного Российской Федерацией в лице начальника Управления ФСКН России по РД Черкесовым А.У. с Махмудиновым А.А. от 01.07.2006 г. следует, что Махмуддинов А.А. принят на должность старшего оперуполномоченного Магарамкентского МРО на срок до достижения им предельного возраста (л.д.59-62).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

Надзорную жалобу начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан Черкесова А.У. оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.М.Сулейманов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200