Суд первой инстанции: Дербентский городской суд РД Мустафаев С.М. Суд кассационной инстанции: Шихгереев Х.И., Галимова Р.С. (докл.), Гаджиев Б.Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН г.Махачкала 19 января 2012 года Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Мирзаева Р.М., членов президиума Сулейманова С.М., Мамаева И.М., Гончарова И.А., Августиной И.Д., Алиева М.Н., Магомедова М.Г., при секретаре Аскерхановой Д.Ю., рассмотрел по надзорной жалобе представителя администрации городского округа «город Дербент» гражданское дело по иску Михралиевой Н.М. об обязании администрации городского округа «город Дербент» предоставить ей жилое помещение. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Хираева Ш.М., выслушав объяснения представителя Михралиевой Н.М. - адвоката Михралиева А.У., просившего судебные постановления оставить без изменения, президиум у с т а н о в и л : Михралиева Н.М. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «город Дербент» об обязании предоставить ей жилое помещение. В обоснование заявленных требований Михралиева Н.М. указала, что в 1989 году с ее мужем Михралиевым Ф. К., работавшим водителем автоколонны №, случился несчастный случай на производстве и он погиб. В апреле 1990 года ее поставили в очередь на получение жилья в городском жилищном отделе и она была включена в списки очередников на получение жилья. До 1994 года она числилась в списках под № 2, а с 1994 г.- в списках под № 1. Однако в течение более 20 лет ей жилье не предоставили. При этом руководители местного самоуправления отказ в предоставлении жилья мотивируют отсутствием источников финансирования и тем, что в списках очередности она не состояла. По поводу неправомерного снятия с учета и восстановления в списках очередности на предоставление жилого помещения она обратилась в суд, который своим решением от 24 ноября 2010 года обязал администрацию городского округа «город Дербента» восстановить ее в прежних списках очередности на получение жилья, как семью погибшего на производстве с 18 апреля 1990 года, и теперь оказалось, что ее вообще исключили из списков. Пока ее документы находились у ответчика в течение более 20 лет руководители исполкома (администрации города) распределяли жилье другим лицам. При этом они не соблюдали принцип социальной справедливости, закрепленный в Конституции Российской Федерации в статьях 2 и 7. На ее заявления и жалобы по поводу непредоставления жилья или земельного участка ей давали ответы с отказом. В соответствии с частью 1 пункта 8 статьи 36 ЖК РСФСР одинокие матери и семьи погибших на производстве, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 132 ЖК РСФСР, о чем указано в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2004 года. Все это время она живет в доме свекра, с которым не ведет общего хозяйства. Она и ее дети не обеспечены жильем. Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 25 февраля 2011 г., оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 13 апреля 2011 года, постановлено: «Иск Михралиевой Н. М. удовлетворить. Обязать администрацию городского округа "город Дербент" в соответствии со статьями 15 ч.2, 50 ЖК РФ предоставить Михралиевой Н. М. на состав семьи из четырех человек жилое помещение». В надзорной жалобе представителя администрации городского округа «город Дербент» Раджабова А.С. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных и принятых с нарушением норм материального и процессуального законодательства. В обоснование жалобы указывается, что разрешение данного спора уже было предметом судебного разбирательства. Решением Дербентского городского суда от 03 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований Михралиевой Н.М. к администрации городского округа «город Дербент» об обязании предоставить ей жилье было отказано. Поскольку указанное решение суда вступило в законную силу и в рамках рассмотрения настоящего дела имело преюдициальное значение, суд в силу ст.220 ГПК РФ обязан был производство по делу прекратить. 24 ноября 2010 года решением Дербентского городского суда Республики Дагестан исковые требования Михралиевой Н.М. о восстановлении её с детьми в списках очередников на получение жилья с 1990 года, как семью погибшего на производстве, были удовлетворены, хотя исключенной из списков очередников на получение жилья в администрации она не была. Михралиева Н.М. состоит на жилищном учете в администрации городского округа «город Дербент» в очереди «семей погибших на производстве» с 1990 года. Однако на данный момент Михралиева Н.М. не включена в существующие списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как несмотря на неоднократно направленные ей письменные извещения о необходимости явки для прохождения обязательной перерегистрации очередности, она не являлась в жилищный отдел администрации города для прохождения перерегистрации с 1990 года. Судом хотя и сделаны ссылки на нормативные документы, регулирующие порядок предоставления жилья Михралиевой Н.М., в том числе и на Постановление Совета Министров РСФСР № 335 от 31 июля 1984 года, однако к правоотношениям указанные нормы права не применимы. Данное постановление утратило силу с 01 марта 2005 года в связи с введением в действие ЖК РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, в соответствии с которым порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Ссылка истицы на то обстоятельство, что она была принята на учет в связи с гибелью мужа на производстве, также не может быть принята во внимание, так как категории лиц, имеющих льготы при предоставлении жилья, строго регламентированы жилищным и иным законодательством, в число которых не входят семьи лиц, погибших на производстве. Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х. от 22 декабря 2011 г. надзорная жалоба вместе с делом передана на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции - Президиума Верховного суда Республики Дагестан. Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований по данному делу не имеется. В силу ч.2 ст.6 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений указанной части. Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г. Как видно из материалов дела, Михралиева Н.М. состояла в очереди на получение квартиры в качестве семьи погибшего на производстве под номером 1. Данное обстоятельство подтверждается решением Дербентского горисполкома от 18 апреля 1990 за № 124, из которого следует, что Михралиева Наргиз, проживающая по <адрес>, не работающая, состав семьи 4 человека, поставлена в очередь на получение квартиры в домах местного Совета в очередь семей погибших на производстве. Михралиева Н.М. должна быть обеспечена жильем как семья погибшего на производстве. Судом установлено, что истица была поставлена в очередь на получение жилья в соответствии с действующим на момент постановки на учет Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года за № 335, согласно которому семьям погибших на производстве в результате несчастного случая жилье предоставлялось в первоочередном порядке. Названное постановление утратило силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного Кодекса РФ. При вынесении Дербентским городским судом решения от 03 июня 2010 года, которым Михралиевой Н.М. было отказано в удовлетворении иска об обязании Администрации г.Дербент предоставить жилье, она в списках очередников на получение жилья не значилась. Вступившим в законную силу решением Дербентского городского суда от 24 ноября 2010 года истица восстановлена в списках очередности на получение жилья с 18 апреля 1990 года. В связи с изложенным доводы жалобы о том, что по данному спору имеется вступившее в законную силу решение суда от 03 июня 2010 года, которое в рамках настоящего дела имеет преюдициальное значение, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае иск предъявлен по другим основаниям и не подпадает под действие абзаца 6 статьи 220 ГПК РФ. Указанным фактическим обстоятельствам дела судами дана правильная правовая оценка, предусмотренных ст.387 ГПК РФ оснований для отмены в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется. Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум п о с т а н о в и л : Надзорную жалобу представителя администрации городского округа «город Дербент» Раджабова А.С. оставить без удовлетворения. Председательствующий Р.М. Мирзаев