Иски связанные с признанием нормативных правовых актов незаконными



Решение
Именем Российской Федерации

07 октября 2011г. г.Махачкала.

Верховный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи
Галимовой Р.С, при секретаре Нурмагомедове А.Ю., рассмотрев в открытом
судебном заседании с участием прокурора отдела прокуратуры РД Исмаиловой
С.Г., представителей Народного Собрания Республики Дагестан Алиевой Г.А. и
Изиева Г.И. гражданское дело по заявлению прокурора Республики Дагестан об
оспаривании нормативного правового акта Республики Дагестан (признании пункта
3 части 4 статьи 9 закона Республики Дагестан " О муниципальной службе в
Республике Дагестан" недействующим со дня принятия),

Установил:

Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением об оспаривании
нормативного правового акта Республики Дагестан, а именно признании пункта 3
части 4 статьи 9 закона Республики Дагестан "О муниципальной службе в
Республике Дагестан"(опубликованный в газете "Дагестанская правда" №№73-74 от
14.03.2008г., в Собрании законодательства РД" от 14.03.2008г., №5 ст. 138,
недействующим со дня принятия, ссылаясь при этом на то, что оспариваемым
пунктом республиканского закона для замещения ведущей должности
муниципальной службы установлено типовое квалификационное требование в виде
стажа муниципальной службы(государственной службы) не менее двух лет или
стажа работы по специальности не менее четырех лет, которое, по мнению
заявителя, не соответствует федеральному законодательству.

На федеральном уровне правоотношения в области муниципальной службы
регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от
2 марта 2007г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее
- Федеральный закон от 2 марта 2007г. №25-ФЗ), иными федеральными законами и
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 42 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование
муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной
службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок
прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а
также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными
правовыми актами.

В силу статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ
предусмотрено обеспечение взаимосвязи муниципальной службы и
государственной гражданской службы Российской Федерации посредством
единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной
службы и должностям государственной гражданской службы.


Аналогичная по содержанию норма отражена и в ст.7 Федерального закона от
27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации".

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей
государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом
квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной
службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской
Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.8 ФЗ
от 02.03.2007г. №25).

Согласно части 2 ст. 9 названного федерального акта квалификационные
требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной
службы (государственной службы) или стажу работы по специальности,
профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами
на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей
муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской
Федерации в соответствии с квалификацией должностей муниципальной службы.

Разделом 1 реестра должностей муниципальной службы РД (приложение 2 к
закону РД от 10.06.2008г. №28 "О Перечне муниципальных должностей и Реестре
должностей муниципальной службы в РД") к ведущей должности муниципальной
службы республики отнесена заместитель начальника отдела в составе аппарата
представительного органа муниципального района, городского округа.

Разделом 2 упомянутого акта к ведущим должностям муниципальной службы
отнесены начальник отдела в управлении, заместитель начальника отдела,
заместитель председателя административной комиссии, помощник главы
администрации, советник главы администрации, пресс-секретарь главы
администрации в составе местной администрации муниципального района,
городского округа.

Из анализа положений законов РД от 10.06.2008г. №28 "О Перечне
муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в
РД",08.06.2010г. №30 "О соотношении должностей муниципальной службы РД"
Указа Президента РД от 01.08.2006г. №65 "О реестре должностей государственной
гражданской службы РД" установлено следующее соотношение: ведущие
должности муниципальной службы - ведущая группа должностей категории
"руководители" и ведущая группа должностей категории "помощники (советники)"
государственной гражданской службы РД.

На основании ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской
службе РФ" в число квалификационных требований к должностям гражданской
службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех
групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие
специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит
требование наличия высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы
категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей


гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования,
соответствующего направлению деятельности.

Таким образом, оспариваемое нормативное правовое регулирование,
устанавливающее иные квалификационные требования к ведущим должностям
муниципальной службы РД, не соответствует действующему федеральному
законодательству. Об этом свидетельствует также сложившаяся судебная практика.

В письменных возражениях на заявление прокурора первый заместитель
Председателя Народного Собрания - парламента Республики Дагестан -
законодательного (представительного) органа государственной власти Республики
Дагестан (далее Народное Собрание РД) Н.Алчиев просит отказать в
удовлетворении заявления прокурора Республики Дагестан, указывая на
необоснованность заявления прокурора по следующим основаниям.

Закон Республики Дагестан от 11 марта 2008г. №9 «О муниципальной службе
в Республике Дагестан» принят в соответствии с Федеральным законом от 2 марта
2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В
частности, названным Федеральным законом установлено:

1. в части 2 статьи 8: «Соотношение должностей муниципальной службы и
должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации
с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муници-
пальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта
Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации»;

2. в части 2 статьи 9: «Квалификационные требования к уровню
профессионального образования, стажу муниципальной службы
(государственной службы) или стажу работы по специальности,
профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами
на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей
муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской
Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной
службы.».

В соответствии с вышеуказанным соотношение должностей муниципальной
службы и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан с
учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муници-
пальной службы и должностям государственной гражданской службы Республики
Дагестан установлено Законом Республики Дагестан от 8 июня 2010 года № 30 «О
соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной
гражданской службы Республики Дагестан».

Типовые квалификационные требования для замещения должностей муници-
пальной службы к уровню профессионального образования, стажу муниципальной
службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессио-
нальным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных
обязанностей, установлены Законом Республики Дагестан от 11 марта 2008 года
№9«0 муниципальной службе в Республике Дагестан». Указанные
квалификационные требования определены в частях 3 и 4 статьи 9 Законом
Республики Дагестан от 11 марта 2008 года № 9 «О муниципальной службе в


Республике Дагестан». Аналогичные квалификационные требования установлены
в отношении должностей государственной гражданской службы, отнесенных к
ведущей группе должностей, в части 3 и пункте 3 части 5 статьи 10 Закона
Республики Дагестан от 12 октября 2005 года №32 «О государственной
гражданской службе Республики Дагестан». Должности муниципальной службы,
установленные Законом Республики Дагестан от 10 июня 2008г. № 28 «О Перечне
муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в
Республике Дагестан», отнесенные к ведущей группе должностей, соотносятся с
должностями государственной гражданской службы применительно к
министерствам Республики Дагестан, которые согласно Указу Президента РД от
01.08.2006г. №65 "О реестре должностей государственной гражданской службы
Республики Дагестан» также отнесены к ведущей группе должностей.

Из анализа вышеуказанных норм федерального и республиканского законода-
тельства усматривается, что оспоренная норма полностью соответствует федераль-
ному законодательству, а именно части 3 статьи 12 Федерального закона от 27 ию-
ля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде-
рации», статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муници-
пальной службе в Российской Федерации», а также части 3 и пункту 3 части 5 ста-
тьи 10 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Рес-
публики Дагестан».

Ссылка прокурора в заявлении на определение Верховного Суда Российской
Федерации от 30 марта 2011г. № 44 -Г 11-7 об оставлении без изменения решения
Пермского суда от 20 января 2011г., которым удовлетворено заявление о
признании недействующим пункта «в» части 3 статьи 5 Закона Пермского края от
14 апреля 2008г. №228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае»,
несостоятельна, так как в этом случае суд правильно пришел к выводу о
незаконности установления альтернативных квалификационных требований к
ведущей группе муниципальных должностей в виде наличия среднего
профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти
лет. Такой альтернативы в оспоренной норме нет, следовательно, пункт 3 части 4
статьи 9 Закона Республики Дагестан от 11 марта 2008г. № 9 «О муниципальной
службе в Республике Дагестан» находится в полном соответствии с федеральным
законодательством.

В судебном заседании представитель прокуратуры республики Дагестан
прокурор Исмаилова С.Г. поддержала заявление прокурора Республики Дагестан
по изложенным в нем основаниям, просила суд удовлетворить заявление прокурора
РД, признав недействующим со дня принятия пункт 3 части 4 статьи 9 Закона Рес-
публики Дагестан от 11 марта 2008 года № 9 «О муниципальной службе в Респуб-
лике Дагестан» как противоречащий федеральному законодательству.

Представители Народного Собрания Республики Дагестан заместитель
начальника Правового Управления Аппарата Народного Собрания Алиева Г.А. и
главный специалист-эксперт Комитета Народного Собрания Республики Дагестан
по местному самоуправлению Изиев Г.И. просили суд отказать в удовлетворении
заявления прокурора РД по изложенным в возражениях на заявление основаниям.


Заслушав выступления представителей заявителя и заинтересованного лица,
исследовав представленные в подтверждение законности оспариваемого
нормативного документа доказательства, послужившие основанием для принятия
нормативного правового акта, суд полагает заявление не подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов
организации местного самоуправления находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п."н" ч.1 ст.72).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не
могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует
федеральный закон (ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования
к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального
служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы,
осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с
ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных
образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьей 5 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ "О муниципальной
службе в Российской Федерации" предусмотрено обеспечение взаимосвязи
муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской
Федерации посредством единства основных квалификационных требований к
должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской
службы.

Приведенная правовая норма отражена и в ст. 7 Федерального закона от 27
июля 2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации".

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ "О
муниципальной службе в Российской Федерации" соотношение должностей
муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы
субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к
соответствующим должностям муниципальной службы и должностям
государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации
устанавливается законом субъекта Российской Федерации

Квалификационные требования к уровню профессионального образования,
стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по
специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для
исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными
правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для
замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом


субъекта Российской Федерации в соответствии с квалификацией должностей
муниципальной службы (ч.2 ст. 9 этого же закона).

В соответствии с указанными федеральными законами Законом Республики
Дагестан от 8 июня 2010 года № 30 «О соотношении должностей муниципальной
службы и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан»
установлено соотношение должностей муниципальной службы и должностей
государственной гражданской службы РД с учетом квалификационных требований
к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям
государственной службы РД.

Законом Республики Дагестан от 11 марта 2008 года №9 «О муниципальной
службе в Республике Дагестан» установлены Типовые квалификационные
требования для замещения должностей муниципальной службы к уровню
профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной
службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и
навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Прокурором Республики Дагестан ставится требование о признании
недействующим со дня принятия пункта 3 части 4 статьи 9 Закона Республики
Дагестан «О муниципальной службе в Республике Дагестан» как не
соответствующей федеральному законодательству.

Закон Республики Дагестан «О муниципальной службе в Республике Дагестан»
принят Народным Собранием Республики Дагестан 28 февраля 2008 года,
опубликован в газете "Дагестанская правда", №№ 73-74, 14.03.2008г., "Собрание
законодательства Республики Дагестан" от 14.03.2008г., №5, ст. 138.

Согласно ч. 3 и пункту 3 ч. 4 статьи 9 Закона Республики Дагестан «О
муниципальной службе в Республике Дагестан» в число квалификационных требо-
ваний к должностям муниципальной должности входит наличие высшего
профессионального образования, за исключением младшей группы должностей, для
замещения которых достаточно наличие среднего профессионального образования,
соответствующего направлению деятельности и стаж муниципальной
службы(государственной службы) не менее 2-х лет или стаж работы по
специальности не менее 4-х лет.

Аналогичные квалификационные требования установлены в отношении
должностей государственной гражданской службы, отнесенных к ведущей группе
должностей, в части 3 и пункте 3 части 5 статьи 10 Закона Республики Дагестан от
12 октября 2005 года № 32 «О государственной гражданской службе Республики
Дагестан».

Должности муниципальной службы, установленные Законом Республики
Дагестан от 10 июня 2008г. №28 «О Перечне муниципальных должностей и
Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан», отнесенные к
ведущей группе должностей, соотносятся с должностями государственной
гражданской службы применительно к министерствам Республики Дагестан,
которые согласно Указу Президента РД от 01.08.2006г. №65 "О реестре
должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан» также
отнесены к ведущей группе должностей.


Таким образом, при изложенных обстоятельствах и названных нормах
материального права утверждение прокурора о том, что нормативное
правовое регулирование, устанавливающее иные квалификационные
требования к ведущим должностям муниципальной службы РД, кроме
установленного ст. 12 федерального закона "О государственной гражданской
службе РФ" квалификационного требования - наличие высшего профессионального
образования, не соответствует действующему федеральному законодательству, суд
находит несостоятельным, поскольку названной статьей, а именно ее частью 5
предусмотрено, что Квалификационные требования к стажу гражданской службы
(государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по
специальности
для федеральных гражданских служащих устанавливаются Указом
Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта
Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

В рамках реализации предоставленных приведенными выше федеральными
законами полномочий, в республиканском законе (законе субъекта РФ) "О
муниципальной службе в Республике Дагестан" и предусмотрены оспариваемые
прокурором РД квалификационные требования к стажу муниципальной
(государственной) службы, оснований для признания которых недействующими со
дня принятия из исследованных в судебном заседании нормативных документов не
усматривается. *

Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный
правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об
отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 196-198, 253 Гражданского
Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление прокурора Республики Дагестан о признании пункта 3 части 4
статьи 9 закона Республики Дагестан " О муниципальной службе в Республике
Дагестан" недействующим со дня принятия оставить без удовлетворения.

На данное решение лицами, участвующими в деле, может быть подана
кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам
Верховного суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия судом
решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 10.10.2011 г.


Председательствующий


Галимова Р.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200