компенсация морального вреда



Судья Ташанов И.Р.

дело № 33-723/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда

Республики Дагестан

в составе председательствующего Абдуллаевой А.К.

судей Гаджиевой Ш.В. и Биремовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 13 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Дадавова Т.Д представителя Атаева Р.А. и кассационной жалобе представителя УФК по РД Джабиева Р.Б. (доверенность от 12.01.2011г.) на решение Хасавюртовского городского суда РД от 28 января 2011 года которым постановлено:

«Исковое заявление Атаева Рустама Артуровича удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Атаева Рустама Артуровича 30000 (тридцать тысяч) рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, и 5000 (пять тысяч) рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Заслушав доклад Судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гаджиевой Ш.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Атаев Рустам Артурович обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению федерального казначейства по Республике Дагестан о взыскании 500000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного ему в результате незаконного уголовного преследования.

В обоснование заявленного требования истец указал, что органами предварительного следствия незаконно подозревался в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ.

13 марта 2010г. был задержан в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ и помещен в ИВС при ОВД по г. Хасавюрт.

14 марта 2010г. в отношении него Хасавюртовским городским судом РД была избрана мера пресечения в виде присмотра за ним матерью Атаевой А.А., так как в это время был несовершеннолетним.

13 июля 2010г. следователь СО при ОВД по г.Хасавюрт вынес постановление о прекращении уголовного преследования в отношении него за отсутствием в деянии состава преступления.

За время незаконного уголовного преследования он перенес нравственные и душевные страдания, переживал по поводу того, что подозревался в совершении преступления, которого не совершал. В связи с этим состояния здоровья ухудшилось, участившимися головными болями он был вынужден обратиться к врачу невропатологу.

Друзья и знакомые стали относиться к нему с недоверием, из-за чего ему приходилось оправдываться и убеждать их в том, что не совершал преступления, в котором подозревался. В связи с избранием меры пресечения не имел возможности выехать по своим делам, так как мать запрещала выходить из дома, за что сильно раздражался, срывался.

Незаконным уголовным преследованием ему нанесен непоправимый моральный вред, который он оценивает в 500000 рублей, просит взыскать указанную сумму с ответчика, а также 10000 рублей за оказание юридической помощи адвокату Дадавову Т.Д. при рассмотрении данного гражданского дела.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Дадавов Т.Д. представитель Атаева Р.А. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, так как оно не соответствует принципам разумности и справедливости.

В кассационной жалобе представитель УФК по РД Джабиев Р.Б. просит решение суда отменить, указывая на то, что оно является незаконным, необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Судом установлено, что 13 марта 2010г. Атаев Р.А. был задержан и помещен в ИВС при ОВД по г.Хасавюрт. 14 марта 2010г. в отношении него Хасавюртовским городским судом была избрана мера пресечения в виде присмотра за ним матерью.

Постановлением 13 июля 2010 г. следователя СО при ОВД по г. Хасавюрт от 13 июля 2010 года прекращено уголовное преследование в отношении Атаева Р.А. за отсутствием в деянии состава преступления. Таким образом, истец подвергался уголовному преследованию в течение периода, не превышающего 4-х месяцев.

При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции не учел в полной мере положение пункта 2 статьи 1101 ГК РФ и присужденная судом в пользу Атаева Р.А. сумма 30000 рублей не отвечает требованиям разумности и справедливости.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда в порядке, установленном законом.

В силу ч.3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст.1101 ГК РФ).

Как установлено судом и видно из материалов дела, постановлением следователя СО при ОВД по г. Хасавюрт от 13 марта 2010 года в отношении Атаева Р.А., 7 апреля 1992 года рождения было возбуждено уголовное дела по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ.

Постановлением суда от 14 марта 2010 года в отношении Атаева Р.А. избрана мера пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним его матерью Атаевой А.А.

Постановлением следователя СО при ОВД по г. Хасавюрта от 13 июня 2010 года уголовное преследование в отношении Атаева Р.А. прекращено по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24 и ч.1 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.

Из материалов дела следует, что Атаев Р.А. был задержан в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ и помещен в изолятор временного содержания ОВД г. Хасавюрт, где находился в течение 34 часов 40 минут.

Принимая решение о частичном удовлетворении требований истца, суду следовало исходить из времени нахождения истца в изоляторе временного содержания и с учетом этого определить размер компенсации морального вреда. Однако при определении размера компенсации морального вреда в 30000 рулей суд не учел требования разумности и справедливости. В этой связи решение суда в этой части подлежит изменению, снизив сумму с 30000 рублей до 2000 рублей.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно ордеру №151 от 26 ноября 2010 года и квитанции №321 от 22 октября 2010 года следует, что за участие по данному делу, Атаев Р.А. внес оплату за услуги адвоката Дадавова Т.Д. в сумме 10000 рублей. В счет возмещение расходов по оплате услуг адвоката, суд, исходя из принципа разумности, обоснованно взыскал 5000 рублей.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб сторон.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Хасавюртовского городского суда от 28 января 2011 года в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Атаева Рустама Артуровича 30000 рублей в счет компенсации морального вреда изменить, снизив сумму с 30000 рублей до 2000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200