Дело № 33-1251/11 Судья Гадисов Г.М. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 06 мая 2011г. г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Августиной И.Д., судей Гомленко Н.К., Гаджиева Б.Г. при секретаре Кадырове А.О. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Нурова Н. к заинтересованному лицу - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД о признании их действия по отказу в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет незаконным и обязании в 20 дневный срок произвести постановку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет и выдать кадастровый паспорт земельного участка по кассационной жалобе представителя по доверенности Бахшиевой Ж.Э. Нурова Н. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 29.03.2011 г., которым постановлено: В удовлетворении заявления Нурова Н.А. в интересах Бахшиевой Ж.Э. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД о признании его действия по отказу в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет незаконным и его обязании в 20 дневный срок произвести постановку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м. на государственный кадастровый учет и выдать кадастровый паспорт земельного участка, отказать. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД Мурсалова С.Б., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Нуров Н.А. обратился в суд с жалобой в интересах Бахшиевой Д.Э. на отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и обязании в 20 дневный срок произвести постановку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м. на государственный кадастровый учет и выдать кадастровый паспорт земельного участка по тем основаниям, что решением общего собрания членов садоводческого товарищества «<данные изъяты>» от 15 мая 1998 года она была принята в члены общества с выделением земельного участка № общей площадью 500 квадратных метров для целей садоводства. В садоводческой книжке, а также в выписке из протокола не указано право, на котором участок ей предоставлен, в связи с чем в соответствии с законом о дачной амнистии, земельный участок считается предоставленным на праве собственности и основанием для регистрации права собственности на такой земельный участок являются любые документы, подтверждающие факт предоставления гражданам земельного участка. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД незаконно отказала в постановке выделенного ей земельного участка на кадастровый учет со ссылкой на отсутствие необходимых документов и не согласования смежных границ Н1-Н2, Н2-НЗ земельного участка, тогда как согласование границ, смежных с дорогами общего пользования не требуется. Таким образом, отказ в постановке ее земельного участка на кадастровый учет является незаконным и нарушает ее конституционные права. Просил также признать отказ ФГУ «Земельная Кадастровая Палата» по РД в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет незаконным и обязать в 20-дневный срок произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и выдать кадастровый паспорт земельного участка. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель Бахшиевой Ж.Э. по доверенности Нуров Н.А. просит отменить решение суда по тем основаниям, что садовая книжка является основанием для регистрации права на земельный участок в соответствии со статьей 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статьей 7 ФЗ от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ « О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» дополнена статья 3 ФЗ от 2510.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» пунктом 9.1 следующего содержания: Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Полагает необоснованными выводы суда относительно согласования границ земельного участка. Заявление о постановке на кадастровый учет было подано в связи с образованием земельного участка, согласование границ в данном случае не требовалось, т.к. уточнение границ не проводилось. В возражении на кассационную жалобу представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД Мурсалов С.Б. просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Дело рассмотрено судом с существенными процессуальными нарушениями, в частности, судом не учтены особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Суд посчитал, что при разрешении заявленных требований следует руководствоваться п. 4 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которой в случае если земельный участок предоставлен некоммерческому объединению, его члены вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, предоставленный им в соответствии с проектом организации и застройки территории либо другим устанавливающим распределение земельных участков в некоммерческом объединении документом. Предоставление земельного участка в собственность гражданина в этом случае осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя. Суд со ссылкой на указанную норму материального права отказал в удовлетворении жалобы, посчитав, что у заявителя отсутствуют документы о предоставлении ему земельного участка органами местного самоуправления, садоводческая книжка является документом, подтверждающим только членство заявителя в данном товариществе, что является препятствием в проведении кадастрового учета земельного участка. Также суд посчитал, что отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД в регистрации земельного участка в связи с отсутствием согласования границ земельного участка с органами местного самоуправления, на праве собственности которого находится смежный земельный участок, основаны на требованиях ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», так как в результате проведения кадастровых работ уточнено местоположение земельного участка заявителя. С указанными выводами суда согласиться нельзя, поскольку к ним суд пришел вследствие неправильного применения и толкования норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение по делу. Из материалов дела не следует, что предметом заявленных требований являлся спор о праве на приобретение заявителем земельного участка, предоставленного в садоводческом товариществе «<данные изъяты>». Предметом судебного рассмотрения являлась жалоба Бахшиевой Ж.Э. на отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет. Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суду следовало руководствоваться нормами Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», предложив органу, чье решение оспаривается, доказать законность оснований отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка заявителя. Согласно статье 1 указанного Федерального закона, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Согласно статье 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости: 1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости); 2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя); 3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости). В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения. 2. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: 2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); 3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства); 4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости); 5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); 6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); 7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости); 8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке); 9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений); 10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении). Суд необоснованно не применил указанные нормы материального права, не дал правовую оценку решению ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД от 04.02.2011 г. за № относительно законности оснований отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет. Ввиду изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное выше, надлежаще исследовать имеющие значение по делу обстоятельства и на основании закона разрешить заявленные требования. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 29 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Судьи: