кассационное определение



Судья Курбанов К.А.

Дело №33-1201

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 18 мая 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО2

судей – ФИО3 и ФИО4,

при секретаре судебного заседания Алиевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика Гамзаевой С.Б. на решение Дербентского районного суда РД от 22 ноября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО12 выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности (05АА0082274 от 21.01.2011г.) Султанова Н.М., просившего решение суда отменить по доводам кассационной жалобы и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований администрации района, и представителя администрации МР «Дербентский район» Ширалиева А.Ш. (доверенность №01-28-289 от 09.04.2011 г.), полагавшего решение суда необходимым оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

Администрация МР «Дербентский район» обратилась в суд с иском к Гамзаевой СБ. о признании возведенной базы в виде капитального каменного забора и навеса размером 28м X 8м и капитальное каменное строение размером 12м X 6м. на земельном участке размерами 57м X 28м, на землях А/Ф Низами, сельского поселение «село Сабнава» на придорожной полосе федеральной автодороги «Кавказ» самовольной постройкой и о сносе с приведением земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В обоснование своих требований указала, что Гамзаевой Саре Базаевне согласно Распоряжению «О предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства» от 7 августа 2006г. № 446 принадлежит земельный участок площадью 0.15 га в кадастровом квартале № 05:07:00 00 71 из земель сельскохозяйственного назначения а/ф Низами, сельского поселения «село Сабнава» на придорожной полосе федеральной автодороги «Кавказ».

На данном земельном участке самовольно без получения разрешения в отделе архитектуры и градостроительства Администрации Дербентского района осуществлено строительство базы размерами 57м X 28м на территории, которого навес размером 28м X 8м и строение размером 12м X 6м.

Строительство этих объектов ответчица осуществила без оформления в установленном порядке, проектно-сметной и разрешительной документации на не отведенном для этих целей земельном участке, с нарушением строительных норм и правил, что является фактором, способствующим возникновению аварийных ситуацией, создающим угрозу жизни и здоровью граждан, - участников дорожного движения.

По результатам рассмотрения дела судом принято решение, которым постановлено:

«Исковые требования администрации МР «Дербентский район» Республики Дагестан к Гамзаевой Саре Базаевне удовлетворить.

Обязать Гамзаеву Сару Базаевну осуществить снос самовольной постройки - базы в виде капитального каменного забора вокруг вышеуказанного земельного участка размерами 57м X 28м, на территории которого навес размером 28м X 8м и капитальное каменное строение размером 12м X 6м., расположенное на землях А/Ф Низами, сельского поселение «село Сабнава» на придорожной полосе федеральной автодороги «Кавказ».

Взыскать с Гамзаевой Сары Базаевны в доход бюджета Дербентского района государственную пошлину в размере 200 рублей».

В кассационной жалобе Гамзаева С. выражает несогласие с указанным решением суда, как незаконным, и ставит вопрос о его отмене по следующим основаниям.

Так, земельный участок Гамзаевой С.Б. предоставлен распоряжением администрации Дербентского района за №466 от 7 августа 2006 года на основании Закона РФ «О личном подсобном хозяйстве», п.2 ст.32 Закона РД «О земле» с формулировкой: «Предоставить Гамзаевой Саре Б. из фонда перераспределения администрации Дербентского района в кадастровом квартале 05:07:00 00 71 в собственность бесплатно земельный участок площадью 0.15 га из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства.

Собственнику за свой счет изготовить землеустроительное дело и получить кадастровый номер.

Право собственности подлежит регистрации в органах регистрации недвижимости и сделок с ним».

Гамзаева заказала землеустроительное дело, получила его, кадастровый номер на земельный участок и зарегистрировала свое право, получив Свидетельство о государственной регистрации права.

Кроме того, она заказала и получила технический паспорт на строения: административное здание и навес, произведенные на принадлежащем земельном участке

В соответствии со ст.40 Земельного кодекса РФ собственник вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строение и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических и санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона № 12-ФЗ от 7 июля 2003 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельные участки за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В распоряжении администрации Дербентского района не оговорено месторасположение предоставленного Гамзаевой земельного участка.

Суд, в своем решение указывает, что данный земельный участок расположен на землях А/Ф Низами, сельского поселения «село Сабнава».

Если исходить из решения суда, то предоставленный Гамзаевой С.Б. земельный участок относится к категории приусадебных земельных участков, а потому она может возводить на данном земельном участке здания, сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, для хранения сельхозпродукции.

Не соответствует фактическим обстоятельствам и вывод суда о, якобы, нарушении назначения земельного участка произведенной Гамзаевой постройкой. Из предоставленного Гамзаевой земельного участка мерою 0.15 га ею обустроено всего 464 кв.м, а остальная часть земельного участка ею используется для ведения личного подсобного хозяйства, что полностью соответствует предназначению сельскохозяйственных земель. Однако эти обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, также остались вне поля зрения суда. Судом также не исследован, имеющее существенное значение для правильного решения дела, и вопрос о категории принадлежащего Гамзаевой земельного участка. Как утверждает истец, Гамзаевой земельный участка в августе 2006 года предоставлен для веления личного подсобного хозяйства, и она не могла строить там здания и сооружения, которые угрожают жизни и здоровью граждан, нарушает права и охраняемые интересы других лиц, а также участников дорожного движения.

Данное утверждение абсурдно. Гамзаева, являясь собственником земельного участка, на основании закона возвела административное здание и навес, на которые она получила технический паспорт. Кроме того, земельный участок огорожен. Никак эти постройки не могут угрожать жизни и здоровью кого-либо.

С момента выделения Гамзаевой земельного участка прошло более 4 лет. За это время вокруг ее земельного участка появилось много домов, в которых проживают жители района, и в настоящее время этот участок находится в черте населенного пункта, и он в соответствии с ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» относится к категории земель населенных пунктов (приусадебный земельный участок).

Третье лицо на стороне истца - ФГУ Управление Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства также утверждает, что постройки Гамзаевой СБ. угрожают жизни и здоровью участников дорожного движения, так как ширина придорожной полосы должна быть 75 метров, а строения Гамзаевой расположены на расстоянии 25 метров.

Придорожная полоса, т.е. расстояние от центральной осевой линии федеральной дороги до границы земельного участка, должна быть 16 метров, так как это устоявшиеся границы в населенных пунктах, а расстояние от федеральной дороги до края земельного участка Гамзаевой С.Б. составляет более 25 метров. Эта земля принадлежала администрации Дербентского района, и на нее имелся кадастровый номер, а потому даже согласования с ними не требовалось.

Суд, вынося решение по делу, безмотивно не учел, что Гамзаева, являясь собственником земельного участка, по закону может им владеть, пользоваться и распоряжаться и никаких ограничений (обременений) в этом не установлено.

В дополнении к кассационной жалобе Гамзаева просит принять по делу новое решение, не возвращая дело в суд первой инстанции.

В своих письменных возражениях глава администрации Дербентского района Курбанов К.С., а его представитель по доверенности Ширалиев А.Ш. на заседании судебной коллегии указывали на несостоятельность доводов ответчика и его представителя и просили решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены решения по настоящему делу имеются.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (стст.59-61,67 ГПК РФ), а также, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда не отвечает, в связи с чем оно подлежит отмене.

В соответствии с ст.4 ФЗ от 07.07.2003 N 112 (ред. от 30.12.2008) "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Как видно из распоряжения администрации Дербентского района, которым Гамзаевой предоставлен земельный участок для личного подсобного хозяйства, в нем не оговорено месторасположение этого участка.

Суд, в своем решение указал, что данный земельный участок расположен на землях А/Ф Низами сельского поселения «село Сабнава».

Такой вывод суд сделал исходя из имевшихся в его распоряжении правоустанавливающих документов, в которых местом расположения земельного участка, предоставленного Гамзаевой, обозначено сельское поселение «село Сабнава».

Из представленных судебной коллегии представителем ответчика документов (свидетельство о госрегистрации права, кадастрового паспорта, кадастрового плана земельного участка, землеустроительного дела, договора передачи земельного участка в собственность, передаточного акта) также следует, что земельный участок, предоставленный Гамзаевой, расположен на землях а/ф «Низами» сельского поселения «село Сабнава».

Так, в договоре о передаче земельного участка в собственность прямо указано, что земельный участок, предоставленный Гамзаевой для ведения личного подсобного хозяйства, расположен на землях Сабновинской сельской администрации.

Указанное ставит под сомнение обоснованность и законность принятого судом решения об удовлетворении заявления администрации Дербентского района, поскольку, если земельный участок относится к категории приусадебных земельных участков, то Гамзаева вправе в соответствии с законом возводить на данном земельном участке здания, сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд при рассмотрении дела не исследовал все имеющие существенное значение для правильного разрешения дела документы и значимые обстоятельства, в связи с чем сделал противоречивые выводы о расположении земельного участка. Из решения суда следует, что участок Гамзаевой расположен одновременно на землях агрофирмы «Низами» и сельского поселения «Сабнава».

При такой неопределенности решение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, в ходе которого следует с исследованием всех необходимых документов, в том числе и схем административных границ агрофирмы «Низами» и с.«Сабнава», установить местоположение участка Гамзаевой С.Б. и принять по нему законное и обоснованное решение с учетом заявленных исковых требований и возражений ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 22 ноября 2010 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200