Судья Махатилова П.А. ело №33-1318 Кассационное определение Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан и составе: председательствующего ФИО5 судей: ФИО6 и ФИО7, при секретаре судебного заседания ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министра труда и социального развития РД ФИО9 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 16 февраля 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, выслушав объяснения представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО10, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО3 обратился в суд с иском к администрации г.Махачкалы, администрации Кировского района г.Махачкалы, министерству труда и социального развития РД о предоставлении жилья, указывая, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид ВОВ. Его обращения в различные инстанции с просьбой выделить квартиру для проживания остались без ответа. Министерство труда и социального развития РД письмом от 17.09.2009 г. рекомендовало ему по поводу выделения жилья обратиться в администрацию г.Махачкалы, откуда он письмом от 03.11.2011 г. получил ответ, что он значится в списках нуждающихся в получении жилья по договору социального найма за №1575. В судебном заседании представитель истца ФИО11 уточнил исковые требования, просил обязать Министерство труда и социального развития РД предоставить ФИО3 безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. По результатам судебного разбирательства суд принял следующее решение: «Исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социального развития РД о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, удовлетворить. Обязать Министерство труда и социального развития РД включить ФИО2 в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОВ, предоставить ФИО3 безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади, установленной Федеральным органом исполнительной власти по субъекту РФ». В своей кассационной жалобе Министр труда и социального развития РД считает решение суда необоснованным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии со статьями 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется указанным категориям граждан один раз. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2005 года №54 «Об организации работы по выплате средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на улучшение жилищных условий остронуждающихся участников Великой Отечественной войны, проживающих в г.Махачкале» Правительством Республики Дагестан Министерству были выделены денежные средства в размере 60 млн. руб. для выплаты денежных средств остронуждающимся участникам Великой Отечественной войны, проживающим в г.Махачкале, в установленном порядке состоявшим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года и ранее не получавшим жилье. В соответствии с пунктом 5 Порядка финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий остронуждающихся участников Великой Отечественной войны, проживающих в г.Махачкале, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан Министерством были перечислены ФИО3 на лицевой счет № денежные средства в размере 367 865,64 руб. на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2005 года №54 и 54 669,57 руб. в соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан от 21 июля 2005 года № 179-р. Всего денежные средства на общую сумму 422 535,21 рублей (копии платежных ведомостей прилагаются). Согласно статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года №348 "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не указано, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий участники Великой Отечественной войны в качестве меры социальной поддержки обеспечиваются жильем один раз именно только за счет средств федерального бюджета. С учетом изложенного Министерство просит Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан решение федерального суда Советского района города Махачкалы от 16 февраля 2011 года по делу ФИО1 в части обязания предоставить ему безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям. В соответствии с ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие основания для отмены решения по настоящему делу имеются. Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ). Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (стст.59-61,67 ГПК РФ), а также, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Указанным требованиям решение суда не отвечает. Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, суд сослался на Федеральный закон «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ), Указ Президента РФ от 07.05.2008 N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) другие нормативные акты, регулирующие правоотношения в этой области. Согласно п.4 ст. 14 ФЗ РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ). Суд в решении сослался на письмо отдела по учету, распределению, приватизации и обмену жилой площади Администрации г.Махачкалы от 3.11.2010 г. и письмо Министерства труда и социального развития РД от 9.09.2009 г. на имя ФИО1 X., из которого следует, что во исполнение постановления правительства РД от 30 марта 2005 г. №54 «Об организации работы по выплате средств из республиканского бюджета РД на улучшение жилищных условий остронуждающихся участников ВОВ, проживающих в г.Махачкале» ФИО3 X. выделены средства на улучшение жилищных условий в размере 478,8 руб. и были перечислены на лицевой счет ФИО1 X. в ОСБ, в связи с чем ФИО3 X. отказано в выделении средств на улучшение жилищных условий. Однако, как указал суд далее в своем решении, выделение ФИО3 X. указанной суммы на улучшение жилищных условий не является основанием для отказа в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, поскольку ФИО3 X. выделены средства из республиканского бюджета РД, а меры социальной поддержки участников ВОВ на улучшение жилищных условий согласно ст.15 ФЗ «О ветеранах» предоставляются за счет средств федерального бюджета и таковая мера социальной поддержки участнику ВОВ Халилову X. предоставлена не была. Из учетного дела ФИО1 X. следует, что он с семьей в составе 6 человек (жена ФИО12 1929 г. рожд. и семья сына ФИО1 Мухтара) проживает в <адрес> с общей площадью 63,1 кв.м., собственником которой является ФИО1 ФИО16 Однако, удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд не выяснил, каким образом истец распорядился денежными средствами, выделенными ему на улучшение жилищных условий из республиканского бюджета, достаточны ли были эти средства на момент выделения для улучшения жилищных условий. Кроме того, обязав в резолютивной части решения Министерство труда и социального развития РД включить ФИО2 в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОВ, предоставить ФИО3 безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади, установленной Федеральным органом исполнительной власти по субъекту РФ, суд не привел мотивов принятого решения. При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и, как вынесенное с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела и требований ч.1 ст.195 и ч.4 ст.198 ГПК РФ, подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила: Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 16 февраля 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Судьи
г. Махачкала 06 мая 2011 года.