кассационное определение



Судья Дибиров М.Д.

Дело №33-1471

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Г.Махачкала 25 мая 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО2

судей – ФИО3 и ФИО4

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УФК РФ по РД по доверенности Джабиева Р.Б. на решение Кизилюртовского районного суда РД от 13 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО3, выслушав объяснения представителя истца Мусалаева М.Г. по доверенности Мусалаева Г.А., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

Мусалаев М.Г. обратился в суд с исковым заявлением о компенсации ему вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного содержания под стражей в размере 3 млн рублей.

По результатам рассмотрения дела судом постановлено следующее решение:

«Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Мусалаева Магомеда Гусейновича пятьсот тысяч рублей компенсация морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения меры пресечения в виде заключения под стражей.

В остальной части в удовлетворении иска отказать».

В кассационной жалобе представитель ответчика, полагая решение суда незаконным, вынесенным с существенными нарушениями норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, отсутствия достаточных оснований, просит его отменить по следующим основаниям.

Истец находился под стражей на протяжении 4-х, а не 5-ти месяцев, как указал суд в решении.

В мотивировочной части решения суд указал, что мера пресечения в виде заключения под стражу продлевалась дважды 25.06.2010 г. и 24.07.2010г.

Согласно материалам дела постановлением Кумторкалинского районного суда о продлении срока содержания под стражей от 24.07.2010 г. мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Мусалаева М.Г. была продлена всего на 4 месяца, то есть до 28 августа 2010г., включительно.

Другого документа о содержании Мусалаева М.Г. под стражей более чем 4 месяца, то есть до 28 августа 2010г. в деле не имеется и, соответственно, судом исследовано не было.

Как усматривается из выписки из истории болезни от 13.11.2010г. № 981/483, представленной стороной защиты в качестве доказательства, Мусалаев М.Г. попал в больницу с обострением язвенной болезни 12 перстной кишки. Таким образом, на основании представленной выписки можно сделать вывод лишь о том, что обращение за медицинской помощью связано лишь с обострением ранее уже имеющегося заболевания. При этом суд в своем решении исходил из обстоятельства того, что заболевание истца было вызвано пребыванием в ИВС и СИЗО.

Однако на основании представленных доказательств в форме выписки и справки невозможно сделать мотивированный вывод о том, что действительно в результате именно уголовного преследования, у истца возникло указанное в выписке заболевание.

Принципы разумности и справедливости, названные в п. 2 ст. 1101 ГК РФ, являются важнейшими при определении судом размера компенсации морального вреда. Явное несоответствие между установленным судом характером нравственных и физических страданий и присужденной к взысканию суммой компенсации является основанием для отмены решения.

Присужденная к взысканию сумма в размере 500 000 рублей не соответствует вышеуказанным требованиям.

Таким образом, выводы суда о сроках содержания под стражей и о наличии причинно-следственной связи между возникшим заболеванием и уголовным преследованием не нашли никого подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу.

Поверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для изменения решения по настоящему делу имеются.

Как следует из решения суда, против Мусалаева М.Г. уголовное дело было возбуждено 28.04.2010, 28.04.2010г. он был задержан, а 30.04.2010г. заключен под стражу, сроки содержания под стражей продлевались дважды: 25.06 и 24.07.2010.

26.10.2010г. был вынесен оправдательный приговор и Мусалаев освобожден из-под стражи.

13.12.2010 г. было отказано в удовлетворении кассационного представления прокурора, и приговор оставлен без изменения.

Таким образом, Мусалаев находился под незаконным уголовным преследованием с 28.04. по 13.12. 2010 г. - всего 8 месяцев 15 дней, а под стражей - 5 месяцев 28 дней.

Доводы кассационной жалобы представителя УФК по РД о том, что Мусалаев находился под стражей 4 месяца, а не 5 месяцев 28 дней, как установлено судом, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, в частности, приговором суда, которым Мусалаев был оправдан и освобожден из-под стражи 26.10.2010 г.

Вместе с тем доводы жалобы о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не в полной мере были учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного определения размера компенсации морального вреда, требования разумности и справедливости, являются обоснованными.

Согласно ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также должны учитываться требования разумности и справедливости, характер физических и нравственных страданий, подлежащих оценке с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего.

Как следует из материалов дела, вследствие уголовного преследования существенного вреда Мусалаеву причинено не было: тяжких заболеваний, влекущих его нетрудоспособность (инвалидность), не установлено; обвинительный приговор судом не выносился.

Удовлетворяя требования истца, суд указал в решении, что согласно выписке из истории болезни, представленной истцом, с 28.10.2010г., т.е. после освобождения из-под стражи, до 18.11.2010 Мусалаев находился на стационарном лечении в больнице с диагнозом «язвенная болезнь 12 перстной кишки, хронический гастродуоденит». Согласно справке Новочиркейской участковой больницы от 5 апреля 2011г. он ранее в больницу не попадал.

Однако из представленных суду доказательств в форме выписки и справки однозначно не следует, что в результате именно уголовного преследования у истца возникло указанное в выписке заболевание.

Более того, как обоснованно указано в жалобе, выписка из истории болезни, исследованная судом в качестве доказательства, не отвечает установленным гражданским процессуальным законодательством принципам об их относимости и допустимости, в силу того, что не имеет в себе обязательные реквизиты о дате ее выдачи и номере выписки.

С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия находит выводы суда о необходимости компенсации морального вреда Мусалаеву М.Г. вследствие необоснованного уголовного преследования правильными, однако, ее размер, определенный судом первой инстанции, как не отвечающий принципам разумности и справедливости, подлежащим уменьшению до 300 тысяч рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Кизилюртовского районного суда РД от 13 апреля 2011 года изменить, снизив размер взысканной с Министерства Финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Мусалаева Магомеда Гусейновича в счет компенсации морального вреда до 300000 (трехсот тысяч) рублей.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200