Определение Судебной коллегии Верховного Суда РД от 20.05.2011 №33-1108/2011 решение суда об удовлетворении иска о признании нанимателем квартиры и внесении изменений в договор социального найма квартиры отменено, дело направлено на новое рассмотрение.



Судья <данные изъяты>

Дело № 33-1108- 2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе

Председательствующего Абдуллаевой А.К.

Судей Гасановой Д.Г. и Биремовой А.К.

при секретаре Караханове М.Х.

рассмотрела в судебном заседании от 20 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Тагировой М.Г. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 4 марта 2011 года, которым постановлено:

Иск Гаджиумаровой Ж.Г. удовлетворить.

Признать недействительным постановление Администрации г. Махачкалы от 05.02.2010 г. о признании Тагировой М.Г. нанимателем квартиры № 31 по <адрес> г. Махачкалы и внесении изменений в договор социального найма этой квартиры.

Тагировой М.Г. отказать в удовлетворении исков о признании:

зарегистрированного 01.03.2010г УФРС по РД права собственности Гаджиумарвой Ж.Г. на кв.31 по <адрес> г. Махачкалы;

недействительными справки №22, выданной 15.12.2009 г. ЖСК «Надежда» и удостоверения о приватизации №, выданного 08.02.2010 года филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по РД.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя Тагировой М.Г.–Тагирова А.К., просившего решение суда отменить, представителя Гаджиумаровой Ж.Г.– Сулейманова М.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Тагирова М.Г. обратилась в суд с иском к Гаджиумаровой Ж.Г. о признании недействительными зарегистрированного права собственности Гаджиумаровой на квартиру № 31 по <адрес> г. Махачкалы, свидетельства о государственной регистрации права, выданного УФРС 2 марта 2010 г. на имя Гаджиумаровой Ж.Г., справки ТСЖ ЖСК «Надежда» о выплате паевых взносов за квартиру и удостоверения о приватизации квартиры, выданной Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по РД 8 февраля 2010 г.

Свои требования она мотивировала тем, что ее отцу решением администрации и профкома от трест – площадки «Дагпромстрой» 22 сентября 1998 года была выделена указанная выше однокомнатная квартира.

Вместе с отцом в квартире проживала вторая жена отца Тагирова З.С., у которой детей не было.

Отец умер в 2002 г., а мачеха в 2008 г.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 15 июля 2009 года она признана членом семьи ее отца. Постановлением администрации г. Махачкалы от 5 февраля 2010 года она признана нанимателем указанной квартиры.

Ею оплачивались все коммунальные услуги по квартире. В марте 2010 г. она решила оформить квартиру в собственность и обнаружила, что квартира зарегистрирована на ответчицу.

Справка ТСЖ ЖСК «Надежда» о том, что ответчица является членом ЖСК «Надежда» и она выплатила полностью пай за квартиру, является недействительной, т.к. сведения, изложенные в ней, не соответствуют действительности. В квартире до 2002 года жил отец, после его смерти до 2008 года жила мачеха, ответчица в квартире не проживала и не имела никакого отношения к ней, не могла уплачивать взносы за квартиру. Регистрацией прав ответчицы на квартиру нарушаются ее права на квартиру.

Гаджиумарова Ж.Г. обратилась в суд с иском к Тагировой Ж.Г., Администрации г. Махачкалы о признании недействительными договора социального найма, заключенного с Тагировой М.Г., постановления администрации г. Махачкалы о признании истицы нанимателем указанной выше квартиры от 5 февраля 2010 года.

Требования она мотивировала тем, что, не являясь собственником квартиры, администрация не могла никак заключить с истицей договор найма, еще в 2009 г. собственником квартиры являлся ЖСК «Надежда». Тагирова З. квартиру завещала ей. На основании завещания и ее заявления председатель ЖСК «Надежда» ей выдали справку о том, что она является членом ЖСК, так как членский взнос (пай) был полностью оплачен Тагировой З.С. и ее мужем (Тагировым Г.), они должны были быть собственниками этой квартиры. В течение одного года никто из детей Тагирова Г. не обратился с заявлением о принятии наследства и не приняли его, а она приняла наследство. О постановлении администрации г. Махачкалы от 5 февраля 2010 года она узнала, когда Тагирова М. обратилась в суд.

В кассационной жалобе Тагирова М. просит решение суда отменить. Она указывает, что решением исполкома Махачкалинского горсовета н/д от 15 сентября 1988 г. СМУ «Дагпромстрой» было разрешено строительство дома, в котором находится спорная квартира. Дом был отстроен на средства трест – площадка «Дагпромстрой» для своих сотрудников, на основании решения администрации профкома СМУ«Дагпромстрой» спорная квартира предоставлена ее отцу 22 сентября 1998 г., работавшему в тресте с 1978 года.

Это документально подтверждается решением исполкома Махачкалинского горсовета н/д от 15 сентября 1988 года о разрешении СМУ «Дагпромстрой» строительства 9-ти этажного дома и протоколом о выделении Тагирову Г.К. квартиры № 31.

В связи с отсутствием средств после строительства каркаса дома и до принятия его госкомиссией администрация и профком трест –площадки «Дагпромстрой», распределив квартиры, предложили жильцам своими силами завершить все отделочные работы за свой счет в своих квартирах.

Это на суде подтвердили свидетели Лачуев Ш.О. и Абдуллаев А.Р.

Трест – площадка «Дагпромстрой» 22 ноября 1999 года переименован в ОАО «Дагпромстрой», которое 9 февраля 2006 года ликвидировано.

Суд, несмотря на ее ходатайства, не выяснил, каким образом собственником жилого дома трест – площадки «Дагпромстрой» стал ТСЖ ЖСК «Надежда», документы не истребовал.

Суд признал ее членом семьи ее отца, т.к. она до его женитьбы жила там, после из – за нехватки жилой площади осталась проживать по нынешнему адресу.

Суд отказал признать недействительным удостоверение о приватизации спорной квартиры, выданное ФГУП «Ростехинвентаризация» 8 февраля 2010 года.

Данное удостоверение выдано на основании справки ЖСК «Надежда».

Эти два документа взаимоисключающие друг друга. Согласно Федеральному закону от 4 июля 1991 года «О приватизации жилого фонда в РФ» приватизация жилых помещений бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, а справка, выданная Гаджиумаровой Ж.Г. ЖСК «Надежда» свидетельствует о том, что ею выплачены все паевые взносы в 2000 году, свидетельствует о том, что эта квартира не относится ни к государственному, ни к муниципальному жилищному фонду, следовательно, не могла быть приватизирована.

Суд неправильно определил предмет доказывания, имеющий юридическое значение, не разобрался, кому принадлежит дом, не исследовал все обстоятельства дела.

12 мая 2006 года МРИ ФНС России по г. Махачкале принял решение об исключении ЖСК «Надежда» из ЕГРЮЛ и 18 мая 2007 он исключен из реестра.

Суд отверг довод об исключении из реестра, сославшись на решение Арбитражного суда РД от 14 декабря 2010 года. Указанное решение принято, чтобы уйти от уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов.

Хотя ТСЖ ЖСК «Надежда» была исключена из реестра, он продолжал незаконно осуществлять свою деятельность, выдавал справки о том, что граждане, проживающие в указанном доме являются членами ЖСК и паевые взносы им выплачены. ЖСК «Надежда» 15 декабря 2009 года выдала справку о том, что Гаджиумарова Ж.Г. является членом кооператива, выплатила паевые взносы в 2000 г.

Управление Федеральной регистрационной службы по РД не проверила подлинность данной справки. Какие – либо документы, подтверждающие факт уплаты паевых взносов Гаджиумаровой, отсутствуют.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в своем кассационном определении указала на необходимость выяснить выплату Гаджиумаровой Ж.Г. паевых взносов, суд эти обстоятельства не выяснил.

Не представлены доказательства о том, что дом построен ЖСК, само название ТСЖ ЖСК «Надежда» противоречит действующему закону в связи с тем, что ЖСК коммерческая организация, а ТСЖ некоммерческая.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя требования Гаджиумаровой Ж.Г., суд сослался на то, что согласно справке ЖСК «Надежда» от 15 декабря 2009 года, удостоверения о приватизации, выданного ФГУП «Ростехинвентаризация» от 9 февраля 2010 года, свидетельству о государственной регистрации права от 1 марта 2010 г. спорная квартира принадлежит на прав собственности Гаджиумаровой, которая является членом ЖСК «Надежда» с 2000 года, данные обстоятельства подтверждаются объяснениями председателя ЖСК «Надежда Сулейманова М.А., свидетелей Лачуева Ш.О. и Абдуллаевой А.Р.

Между тем с данными выводами суда нельзя согласиться. Судом эти выводы сделаны, не выяснив все обстоятельства, имеющие значение, не выполнив в нарушение требований ст.369 ГПК РФ указания судебной коллегии Верховного суда РД, изложенные в определении от 15 октября 2010 года.

Из материалов дела усматривается, что решением исполкома Махачкалинского Горсовета н/д от 15 сентября 1988 года СМУ «Дагпромистрой» было дано разрешение на строительство 9-ти этажного жилого дома из 2-х блок секций по 45 квартир по <адрес> на позициях 2, 2 а и 3.

Решением совместного заседания администрации и профкома треста –площадки «Дагпромстрой» от 28 сентября 1998 года отцу истицы Тагировой – Тагирову Г.К. была предоставлена однокомнатная квартира № 31 в доме по <адрес>

Тагиров Г. умер 15 ноября 2002 года, а его супруга Тагирова З.С. умерла 3 июля 2008 года.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 15 июля 2009 года Тагирова М.Г. признана членом семьи Тагирова Г.К. и на администрацию г. Махачкалы возложена обязанность заключить с Тагировой М.Г. договор социального найма на спорную квартиру.

Данное решение суда вступило в законную силу, исполнено администрацией г.Махачкалы, заключив с Тагировой М.Г. договор социального найма.

1 марта 2010 года Управлением ФРС по РД на основании справки ЖСК «Надежда» № 22 от 15.12.2009 г. Гаджиумаровой Ж.Г. выдано свидетельство о государственной регистрации права на спорную квартиру.

Отменяя ранее решение суда, судебная коллегия указала на необходимость проверки сведений, изложенных в справке ЖСК «Надежда» о том, о Гаджиумарова Ж. является членом ЖСК и ею полностью в 2000 году выплачены паевые взносы. Однако данные обстоятельства, имеющие значение по делу, при новом рассмотрении дела судом не выяснены.

Не выяснено так же, как спорная квартира стала собственностью ЖСК.

В материалах дела какие–либо документы, подтверждающие создание ЖСК «Надежда», переход к ЖСК дома, в котором находится спорная квартира, членство в ЖСК Тагирова Г. или же Тагировой З.С., Гаджиумаровой Ж., отсутствуют.

Представленная в суд ксерокопия Устава ТСЖ «ЖСК Надежда» доказательством того, что спорная квартира является собственностью ТСЖ, не является, т.к. согласно Уставу ТСЖ – это добровольное объединение собственников жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в кондоминиуме (п.2.1 Устава, л.д. 102)

Ссылка в Уставе ТСЖ «ЖСК Надежда» на то, что ТСЖ является правопреемником ЖСК «Надежда», зарегистрированного РИК г. Махачкалы 24.12.1992года не свидетельствует о том, что спорная квартира является кооперативной и принадлежала кооперативу –ЖСК «Надежда», созданной в 1992 г.

Доказательства того, что спорная квартира принадлежала ЖСК «Надежда», созданному в 1992 г., ответчицей в суд не представлены.

Из материалов дела следует. что спорная квартира в 1998 году входила в баланс трест –площадка «Дагстройсервис», который и распределил квартиры (каркасы), построенные им.

Из пояснений директора ГУ «Дагестан Гражданпроект» Лачуева Ш.О. на суде следует, что дом изначально был построен как ведомственный, заселен жильцами на основании решений администрации и профкома трест – площадка «Дагпромстрой», жильцы сами делали ремонт, «Даггражданстрой» распределял квартиры, поскольку жилье входило в их баланс. Дом не был сдан в эксплуатацию. Когда самой организации не стало, дом перешел к ТСЖ «Надежда».

Судом указанные обстоятельства во внимание не приняты.

В соответствии с ч 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

В соответствии с данной нормой закона основанием для приобретения права собственности на жилье является наличие двух условий: 1) членство лица в жилищном или же в жилищно-строительном кооперативе; 2) лицо должно полностью внести свой паевой взнос за квартиру.

Ссылаясь на справку от 15 декабря 2009г. о выплате паевых взносов за квартиру Гаджиумаровой Ж., судом не принято во внимание то, что данная справка ни жилищным кооперативом, ни жилищно –строительным кооперативом не выдана, она выдана товариществом собственников жилья, т.е. ТСЖ ЖСК «Надежда».

Учитывая это, суду следовало выяснить, какими доказательствами подтверждается принадлежность дома, в котором находится спорная квартира, ЖСК «Надежда», членство Гаджиумаровой Ж., или же Тагирова Г. и Тагировой Ж. в ЖСК «Надежда», выплата ими паевых взносов, на основании каких первичных документов ТСЖ «ЖСК Надежда» выдана справка Гаджиумаровой от 15 декабря 2009 года о выплате ею паевых взносов в ЖСК «Надежда» и об ее членстве жилищно-строительном кооперативе.

Однако, судом указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не выяснены.

Не принято во внимание то, что сведения, указанные в справке от 15 декабря 2009 года, противоречат данным встречного искового заявления Гаджиумаровой Ж., ее объяснениям на суде, в которых она указывала на то, что справка ЖСК «Надежда» выдана на основании завещания Тагировой З.С., которая квартиру завещала ей.

При этом в подтверждение того, что спорная квартира ею принята по наследству, квартира входила на день смерти Тагировой З. в наследственную массу последней, Гаджиумаровой Ж. в суд никакие доказательства не представлены.

При изложенных обстоятельствах вывод суда о том, что спорная квартира принадлежит Гаджиумаровой Ж.,. которая является членом ЖСК, выплатившим полностью членские взносы, судом сделан преждевременно, не опровергнув в решении доводы Тагировой М. о том, что квартира была распределена трест – площадка «Дагпромстрой» в 1998 г, ответчица при жизни ее отца никак не могла быть членом ЖСК и уплачивать паевые взносы.

Признавая недействительным постановление администрации гор. Махачкалы от 5 февраля 2010 года о признании Тагировой М.Г. нанимателем квартиры № 31 по <адрес> и внесении изменений в договор социального найма этой квартиры, суд не принял во внимание то, что данное постановление вынесено после вынесения решения суда от 15 июля 2009 г., которым на администрацию города возложена обязанность - заключить с Тагировой М. договор найма на спорную квартиру.

С учетом допущенных судом при рассмотрении дела существенных нарушений норм процессуального прав постановленное судом по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует полно исследовать обстоятельства дела, выяснить какими доказательствами подтверждается принадлежность спорной квартиры ЖСК «Надежда», членство Гаджиумаровой Ж., или же Тагирова Г. и Тагировой Ж. в ЖСК «Надежда», выплата ими паевых взносов, на основании каких первичных документов ТСЖ «ЖСК Надежда» выдана справка Гаджиумаровой от 15 декабря 2009 года о выплате ею паевых взносов в ЖСК «Надежда» и об ее членстве жилищно-строительном кооперативе, какими доказательствами подтверждаются доводы Гаджиумаровой о принятии ею наследства (спорной квартиры) после смерти Тагировой З.С.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р ЕД ЕЛ И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 4 марта 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200