Судья Муфараджев М.Г. Дело № 33-1441-2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 мая 2011 года г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Шихгереева Х.И., судей Галимовой Р.С. и Загирова Н.В. рассмотрела в судебном заседании от 18 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Рутульского районного суда от 4 февраля 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Байрамова Х.Г. обратилась в суд с иском Министерству финансов Российской Федерации о взыскании ущерба в размере 2 млн. 640 тыс. руб., причиненного повреждением в результате стихийного бедствия- ливневых дождей и разлива рек, происшедших в июне-июле 2002 года, принадлежащего ей дома в селении Цудик Рутульского района. В обоснование своих требований она указала, что является собственником дома в селении <адрес>, в результате обильных дождей и разлива рек, происшедших в июне -июле 2002 года в Руцтульском районе, этот дом получил серьезные повреждения конструктивных элементов, из-за которых дальнейшее проживание в нем невозможно и подлежит сносу, это установлено комиссией с участием администрации и сотрудников органа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а также других служб. Однако, при формировании соответствующих списков ее дом не включили в список домов, подлежащих сносу, и не выплатили компенсацию, предусмотренную Федеральным законом, а также постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 года № 492 «первоочередных мерах по ликвидации последствий паводков, прошедших в июне 2002 года на территории Южного федерального округа», впоследствии, включив ее в списки лиц, имеющих право на получение компенсации, компенсацию не выплачивают, а ее обращения в соответствующие службы остаются без удовлетворения. В ходе разбирательства дела и исходя из того, что с иском о взыскании ущерба она обращалась в 2004 году, состоявшееся в 2004 году решение было отменено с направлением дела на новое рассмотрение, Байрамова З.Г. увеличила размер требований и просила взыскать ущерб в размере 6 млн. 264 тыс. руб., поскольку после 2004 года по 2011 годы размер компенсаций изменялись, соответственно, подлежит изменению сумму ущерба, подлежащего взысканию в ее пользу. Решением Рутульского районного суда от 4 февраля 2011требования Байрамовой Х.Г. удовлетворены, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Байрамовой Х.Г. взысканы 6 млн. 264 тыс. руб. В кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по РД ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что вины Министерства финансов Российской Федерации в том, что истице не были выделены денежные средства, не имеется, поскольку необходимые для этого документы в Министерство финансов не были своевременно представлены. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Возмещение причиненного ей ущерба Байрамова Х.Г. просит, ссылаясь на то, что он причинен в результате чрезвычайной ситуации- в результате стихийного бедствия. Согласно статье 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация представляет собой обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые (могут повлечь или) повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из этой нормы следует, что причинение материального ущерба в результате стихийного бедствия подпадает под действие названного закона. Министерство финансов Российской Федерации и его представитель не отрицают сам факт стихийного бедствия- ливневых дождей и связанного с этим разлива рек в июне- июле 2002 года, в результате которых дому в селении <адрес> Рутульского района, принадлежащего Байрамовой Х.Г., причинен ущерб, факт причинения ущерба, а также размер ущерба. Эти обстоятельства установлены и материалами дела: актом обследования жилого дома, составленного комиссией, в состав которой входили заместитель главы администрации района, руководитель отдела экономики администрации района, руководитель отдела строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства района, а также заведующего отделом ГО и ЧС района, утвержденного главой администрации района, списком граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате ливневых дождей с градом, паводков селевых потоков, прошедших с 26 июня 2002 года, куда Байрамова Х.Г. были впоследствии включены, основными сведениями о повреждениях частного жилого фонда в результате ливневых дождей и селевых паводков от 26 июня 2002 года, подписанного начальником ДУП «Техинвентаризация» по Рутульскому району, а также объяснениями сторон и показаниями допрошенных по делу свидетелей. Тем самим приведенными доказательствами подтверждено причинение ущерба имуществу Байрамовой Х.Г. в результате стихийного бедствия. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 года № 492 «первоочередных мерах по ликвидации последствий паводков, прошедших в июне 2002 года на территории Южного федерального округа» предоставление гражданам средств из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья осуществляется в виде безвозмездных субсидий. Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 394-р «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета» за Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (т.е. Госстроем РФ) были закреплены полномочия, начиная со второго полугодия 2000 года, ежеквартально определять и за месяц до начала очередного квартала публиковать в средствах массовой информации данные о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета. Постановлением Госстроя РФ от 30 мая 2002 года N 31 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на строительство и приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 года № 492 «первоочередных мерах по ликвидации последствий паводков, прошедших в июне 2002 года на территории Южного федерального округа» утверждалась средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья в Республике Дагестан в результате паводка, произошедшего в июне - июле 2002 г. на территории Южного федерального округа. Однако? Байрамовой Х.Г. не была выплачена компенсация исходя из этой средней стоимости квадратного метра жилья. В последующем в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 07 октября 2004 года N 1290-р и от 28 сентября 2005 года N 1532-р, постановлениями Правительства РФ от 26 января 2005 года N 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 10 апреля 2008 года N 257 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866» полномочия по определению средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии, ссуды и социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета, передавались Минпромэнерго России, а затем Минрегиону России. Из этих нормативных актов следует, что, начиная с марта 2000 года, названными федеральными органами исполнительной власти определялись нормативы стоимости жилья для определения размеров выплат из средств федерального бюджета всем категориям граждан, в том числе и лицам, потерявшим жилье в результате стихийных бедствий. Уполномоченные органы своевременно не выполнили свои полномочия, не определили размер фактического ущерба, причиненного истцу в результате стихийного бедствия, имевшего место в 2002 году, не произвели выплату соответствующих сумм в пользу истца и по сегодняшний день (ранее состоявшееся решение суда от 21 апреля 2004 года, которым была определена меньшая сумма взыскания, было отменено по кассационной жалобе Министерства финансов РФ 5 мая 2010 года с направлением дела на новое рассмотрение). В связи с отсутствием других критериев определения в настоящее время размера ущерба по сравнению с 2002 годом, суд правильно исходил из того, что размер выплат в пользу истцов следует определить исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на момент рассмотрения дела, т.е. в первом квартале 2011 года, установленной приказом Минрегиона РФ от 21 января 2011 года N 10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2011 года» по субъектам Российской Федерации». Согласно этому приказу средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан составила 23 тыс. 200 руб. Размер предоставления жилья регулируется статьей 57 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На семью из 15 человек, проживавших в разрушенном в результате ливневых дождей доме, полагается выделение жилья не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи, всего эта площадь должна составить не менее 270 кв.м. Исходя из приведенной выше рыночной стоимости одного квадратного метра жилья сумма безвозмездных субсидий, которые подлежат взысканию в пользу истца, составляет 6 млн. 264 тыс. руб. Законность и обоснованность решения суда представителем Министерства финансов Российской Федерации оспаривается со ссылкой на несоблюдение порядка обращения и решения вопросов выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Однако, эти доводы не могут служить основанием для отмены решения суда. В соответствии со статьей 18 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате стихийного бедствия. Поэтому, в силу названного закона Байрамова Х.Г. имеет право на возмещение ущерба, причиненного вследствие стихийного бедствия- ливневых дождей, прошедших в июне-июле 2002 года. Однако, как это усматривается из материалов дела, она по вине органов и должностных лиц, на которых лежала эта обязанность, не была своевременно включена в список жителей селения <адрес> Рутульского района, на кого были запрошены денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации, за счет которых выделяются средства на возмещение ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия, ее обращения оставлены без удовлетворения со ссылкой на то, что она в отдел ГО и ЧС с соответствующим заявлением обратилась с опозданием. Между тем, названный закон не определяет сроки, в течение которого гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением о возмещении ущерба. Принимая во внимание то, что согласно статье 25 названного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации, при сложившихся обстоятельствах финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации- ливневых дождей суд правильно отнес к расходным обязательствам Российской Федерации. Представитель Министерства финансов Российской Федерации не отрицает, что эти обязательства являются федеральными, однако, в удовлетворении требований просил отказать со ссылкой на то, что порядок обращения за получением этих средств не соблюден. Однако, при обстоятельствах, когда установлено, что обращение Байрамовой Х.Г. незаконно оставлено без надлежащего реагирования, когда другим лицам, которым ущерб причинен при тех же обстоятельствах, что и Байрамовой Х.Г., возмещение ущерба произведено за счет федеральных средств, нельзя согласиться с таким основанием для отказа в возмещении ущерба, поскольку Байрамова Х.Г. лишена возможности иным путем защитить свои права. Поскольку Байрамова Х.Г. в настоящее время лишена возможности реализации предусмотренного статьей 18 Названного Федерального закона на возмещение ущерба в порядке, предусмотренном постановлением РФ от 1 июля 2002 года № 492 «первоочередных мерах по ликвидации последствий паводков, прошедших в июне 2002 года на территории Южного федерального округа», Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», из резервного фонда, а ущерб истице причинен в 2002 году, суд правильно взыскал суммы возмещения ущерба за счет казны Российской Федерации. Других доводов о незаконности решения суда кассационная жалоба не содержит. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о законности требований истца и удовлетворил их, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Рутульского районного суда от 4 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения. Председательствующий Судьи