Судья Магомедов И.О. Дело №33-1798 Кассационное определение Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан и составе: председательствующего ФИО1 судей: ФИО2 и ФИО3, при секретаре судебного заседания ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ответчика – главы сельского поселения «с/с Миглакасимахинский» Серкокалинского района РД на решение Сергокалинского районного суда РД от 25 мая 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО2, выслушав заключение прокурора ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: Прокурор Сергокалинского района ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц населения МО сельского поселения «село Миглакасимахи» и в интересах муниципального образования сельского поселения «селения Миглакасимахи» к Собранию депутатов сельского поселения «село Миглакасимахи», Главе сельского поселения «с/с Миглакасимахинский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании организации проведения аттестации муниципальных служащих, просил обязать ответчиков провести аттестацию муниципальных служащих в месячный срок с момента вынесения ФИО8, мотивируя требования тем, что прокуратурой Сергокалинского района в рамках Национального Плана противодействия коррупции и в соответствии с полномочиями, определенными ст. 21-22 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства о прохождении муниципальной службы в муниципальном образовании сельского поселения «село Миглакасимахи» (далее - Сельском поселении), в ходе которой установлены грубые нарушения Федерального закона РД «О муниципальной службе в РД», Конституции РФ, Федерального закона РФ от 06.10.03. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно п/п «в» п. 1 и п/п «в» п. 2 Раздела 1 Национального Плана противодействия коррупции, утв. Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008г. № Пр-1568 в качестве мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции признаны: определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя разработку системы мер. направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; возложения на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей. В нарушение указанных требований законодательства, в муниципальном образовании Сельского поселения до настоящего времени не принято и отсутствует Положение о проведении аттестации муниципальных служащих, несмотря на то, что Законом РД от 11 марта 2008 г. № 9 утверждено Типовое Положение о проведении аттестации муниципальных служащих. В связи с отсутствием данного правового акта аттестация муниципальных служащих администрации сельского поселения не проводилась. По результатам судебного разбирательства суд принял следующее решение: «Исковое заявление прокурора Сергокалинского района в интересах неопределенного круга лиц населения МО сельского поселения «село Миглакасимахи» и в интересах муниципального образования сельского поселения «село Миглакасимахи» к Собранию депутатов сельского поселения «село Миглакасимахи», Главе сельского поселения «с/с Миглакасимахинский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании организации проведения аттестации муниципальных служащих удовлетворить. Признать бездействие Собрания депутатов сельского поселения «село Миглакасимахи» в принятии Положения о проведении аттестации муниципальных служащих, незаконным. Обязать Собрание депутатов сельского поселения «село Миглакасимахи» принять Положение о проведении аттестации муниципальных служащих и провести аттестацию муниципальных служащих администрации сельского поселения «село Миглакасимахи» - в месячный срок с момента вынесения решения.». В своей кассационной жалобе представитель ответчика – глава сельского поселения «с/с Миглакасимахинский» Серкокалинского района РД Амирчупанов М.А. считает указанное решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с Следовательно, сами муниципальные служащие могли и должны были обратиться в суд, если нарушались их права. Обращение прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения. В соответствии с ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований для отмены решения суда по настоящему делу не имеется. Как указал суд в своем решении, бездействие муниципального органа Собрания депутатов сельского поселения «село Миглакасимахи» в части непринятия Положения о проведении аттестации муниципальных служащих способствует тому, что на должностях муниципальной службы могут находиться лица, не соответствующие занимаемой должности, чем существенно нарушаются права и конституционные гарантии неопределенного круга лиц - населения Сельского поселения на осуществление местного самоуправления через соответствующие органы, а также существенно нарушаются интересы муниципального образования сельского поселение «село Миглакасимахи» в сфере организации и прохождения муниципальной службы, что способствует коррупции. Кроме того, данное бездействие нарушает также и трудовые права неопределенного круга лиц - работников администрации сельского поселения «село Миглакасимахи» (муниципальных служащих), поскольку в соответствии со ст. 18 Закона результаты аттестации являются основаниями для поощрения или продвижения по службе муниципального служащего, чего в настоящее время не происходит, поскольку аттестация муниципальных служащих сельского поселения «село Миглакасимахи» за все время его существования не проводилась. Согласно п/п «в» п. 1 и п/п «в» п. 2 Раздела 1 Национального Плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008г. № Пр-1568 в качестве мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции признаны: определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; возложения на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей. Согласно ст. 18 Федерального закона РД «О муниципальной службе в РД» № 9 от 11.03.2008г.: «Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю). По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Согласно п. 9 ст. 28 выше указанного Закона, кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя проведение аттестации муниципальных служащих. В нарушение указанных требований законодательства в муниципальном образовании Сельского поселения до настоящего времени не принято и отсутствует Положение о проведении аттестации муниципальных служащих, несмотря на то, что Законом Республики Дагестан от 11 марта 2008 г. N 9 утверждено Типовое Положение о проведении аттестации муниципальных служащих. В связи с отсутствием в муниципальном образовании Сельского поселения «село Миглакасимахи» утвержденного Типового Положения о проведении аттестации муниципальных служащих в администрации сельского поселения аттестация не проводилась. В соответствии с Уставом Сельского поселения, в компетенции представительного органа сельского поселения «село Миглакасимахи» находится, в т.ч. определение порядка организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (п/п 9.п.2 ст.26 ); контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п/п 10 ст.26). Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной, собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 06.10.03. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. В судебном заседании представитель ответчика - председатель Собрания депутатов сельского поселения «село Миглакасимахи», он же Глава сельского поселения «с/с Миглакасимахинский» Амирчупанов М.А. исковые требования прокурора Сергокалинского района признал в полном объёме, пояснив, что Положение о проведении аттестации муниципальных служащих сельского поселения «село Миглакасимахи» разработано и будет утверждено на ближайшей сессии Собрания депутатов сельского поселения «с/с Миглакасимахинский». Ответчик в судебном заседании также выдвигал довод о том, что прокурор не вправе был в данном случае обращаться в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц, поскольку сами муниципальные служащие могут обращаться в суд, если их права нарушены. Суд признал этот довод ответчика необоснованны, указав, что в соответствии со ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. При таких обстоятельствах решение суда в полной мере отвечает требованиям о законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила: Решение С.Стальского районного суда РД от 19 апреля 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Судьи
г. Махачкала 22 июня 2011 года.
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление
в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть
подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию
здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам
не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не
распространяется на заявление прокурора, основанием для которого
является обращение к нему граждан о защите нарушенных или
оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере
трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с
ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права
на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на
благоприятную окружающую среду; образования.
по поводу бездействия органа местного самоуправления, также является незаконным, поскольку Администрация уже разработала проект
положения о проведении аттестации муниципальных служащих сельского поселения «село Миглакасимахи» и в ближайшее время собиралась провести аттестацию.