кассационное определение



Дело № 33-1920/11

Судья Магомедов Р.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июля 2011года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Шихгереева Х.И., судей Августиной И.Д., Мустафаевой З.К. при секретаре Джафарове Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе начальника Главного управления МЧС России по РД Казимагомедова Н.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 18 мая 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Абасова А.Т. удовлетворить частично.

Обязать Главное управление МЧС РФ по РД представить необходимые документы в МЧС РФ для оформления и выдачи Государственного жилищного сертификата Абасову А.Т. с учетом состава семьи из 4 человек.

Взыскать с ГУ МЧС РФ по РД в пользу Абасова А.Т. судебные расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения Абасова А.Т., его представителя адвоката Шабанова Х.Я. (ордер от 01.07.2011 г. № 21), просивших оставить без изменения решение суда, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Абасов А.Т. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по РД, ГУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан», жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД о признании незаконным решения Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по РД об исключении его из списка нуждающихся в жилых помещениях и обязании восстановить его семью в очередности.

Истец также просил признать незаконным уклонения начальников ГУ МЧС РФ по РД и Отряда федеральной противопожарной службы по РД от разъяснения Абасову А.Т. его прав, порядка их реализации до увольнения со службы, представления до увольнения документов на его семью для выдачи государственного жилищного сертификата и обязании ответчиков в установленном порядке представить необходимые документы для предоставления ему жилого помещения в наиболее доступной форме.

Свои требования истец мотивировал тем, что в звании прапорщика внутренней службы он служил в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины-водителя пожарной части <адрес> ГУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан».

В соответствии со ст.ст. 7, 8 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. на сотрудников федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел, а также гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

На основании приказа начальника ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ГУ «Отряд федеральной противопожарной службы по РД» истец был уволен с ДД.ММ.ГГГГ со службы по пункту «е» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) при выслуге лет в календарном исчислении более 15 лет.

В 2001 году истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по ПЧ-9 УГПС МВД РД с передачей после 1 января 2005 года документов на жилищный учет в МВД по РД. Однако его учетное дело утеряно.

При увольнении со службы, полагает, что в нарушение абз. 5 подпункта «а» пункта 5, пунктов 7,8 и 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года, ему незаконно не выдали жилищный сертификат.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» № 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года его право на жилье должно быть реализовано в одной из следующих форм: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решением Жилиной комиссии ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ его семья исключена из списка очередников, нуждающихся в служебном жилье, в который он был включен ДД.ММ.ГГГГ Жилищное законодательство такой очередности не предусматривает.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе начальник Главного управления МЧС России по РД Казимагомедов Н.М. просит отменить решение суда по следующим основаниям.

Абасов А.Т. не встал на учет до 1 января 2005 года, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий только ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка истца на то, что он был принят на учет ранее ДД.ММ.ГГГГ года документально не подтверждается. Свидетели - члены жилищной комиссии ПЧ-9 путаются в показаниях, не могут точно указать, при каких обстоятельствах и когда именно истец был поставлен на учет, не могут указать полный состав жилищной комиссии, а также кто помимо истца тем же протоколом принят на учет. Секретарь жилищной комиссии ФИО3 не смогла объяснить, куда именно она передала документы истца и других сотрудников ПЧ-9 для постановки их в очередь.

Полагают, что показания свидетелей не могут быть приняты во внимание, т.к. не подтверждаются иными доказательствами.

Исключение истца из списка очередников, нуждающихся в служебном помещении, в который он был включен ДД.ММ.ГГГГ, соответствует законодательству, т.к. в связи с расторжением трудового договора работник исключается из списка очередников на получение служебного жилья, которое предоставляется только на период прохождения службы. Жильем на постоянной основе истец не может быть обеспечен.

В соответствии со ст.104 Жилищного кодекса РФ служебное жилое помещение предоставляется на период трудовых отношений. Абасов А.Т. встал на учет в качестве нуждающегося в жилье после ДД.ММ.ГГГГ, он был принят в ту очередь, которая имеется в ГУ МЧС России по РД.

В ДД.ММ.ГГГГ году Абасов А.Т. обратился с рапортом на имя председателя жилищной в комиссии ГУ МЧС России по РД о включении его и членов его семьи в очередь на улучшение жилищных условий. В связи с тем, что в ГУ МЧС России по РД имеется на балансе служебное жилье, Абасов А.Т. был включен в очередь на получение служебного жилья.

Участие в подпрограмме является добровольным, в соответствии с п. 27 Правил выпуска и реализации ГЖС, определяющих порядок формирования списков граждан_ участников подпрограммы, для участия в подпрограмме граждане подают заявление об участии в подпрограмме с необходимым пакетом документов в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В возражении на кассационную жалобу истец Абасов А.Т. просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Этим же Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют в числе иных категорий граждан Российской Федерации граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (п. «г» Правил).

Условие о постановке перечисленных в подпункте «г» пункта 5 Правил категорий граждан на жилищный учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года основано на положениях абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, 1 декабря 2008 года № 225-ФЗ).

Указанная дата (1 января 2005 года) является днем вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации, предоставляемые в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

С учетом указанной правовой нормы юридическое значение для определения права истца на получение государственного жилищного сертификата имеет вопрос о дате его принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд посчитал установленным, что истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

К таким выводам суд пришел на основании показаний свидетелей-сотрудников ПЧ-9 ФИО1, ФИО3, ФИО2, а также копий договоров найма жилого помещения за 2005 - 2010 годы, нанимателем в которых указан Абасов А.Т.

Между тем указанным доказательствам не дана судом оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Относящиеся к делу доказательства должны быть необходимы и достаточны для вынесения обоснованного решения.

В материалах дела отсутствуют объективные доказательства, свидетельствующие об обращении Абасова А.Т. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1января 2005 года, его принятии на учет до указанной даты.

Из письма ГУ МЧС России по РД на л.д.13 видно, что Абасов А.Т. принят на учет на получение служебного жилья решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не исследовал учетное дело Абасова А.Т., его заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не установил его содержание, не выяснил, имеются ли у истца письменные доказательства, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий ранее указанной даты.

Суд посчитал, что представленные истцом копии договоров найма жилого помещения являются доказательствами нахождения Абасова А.Т. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Между тем судом не учтено, что указанные договоры найма жилого помещения являются косвенными доказательствами, которые носят вероятный характер. Такие доказательства могут иметь доказательственное значение только в совокупности; достоверность каждого косвенного доказательства не должна вызывать сомнений; все они должны подтверждать и дополнять друг друга; в совокупности косвенные доказательства должны выявить их однозначную связь с доказываемым фактом.

В материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что указанные договоры были приняты бухгалтерией, по ним производились выплаты.

Нет в материалах дела и доказательств, подтверждающих ведение очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий в ПЧ-9. Суду не были представлены списки нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ПЧ-9, книга регистрации заявлений, учетные дела.

Показания свидетелей относительно того, что очередность нуждающихся в улучшении жилищных условий в ПЧ-9 имелась, ничем не подтверждаются, свидетели не смогли объяснить, куда делась такая документация.

Ввиду изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду надлежит более тщательно исследовать обстоятельства, имеющие значение по делу, и на основании представленных сторонами доказательств и закона разрешить возникший спор.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 18 мая 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200