кассационное определение



С<.>

Дело № 33-1959

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2011г. г.Махачкала.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе :

Председательствующего Абдуллаевой А.К.

Судей Гасановой Д.Г., Устаевой Д.Г.

При секретаре Кулунчакове А.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале кассационную жалобу министра юстиции Республики Дагестан Рагимова А.Т., действующего по доверенности Правительства РД ( дов. на л.д. 41)

На решение Кизилюртовского районного суда от 16 марта 2011г., которым постановлено :

Обязать администрацию МО «Кизилюртовский район» составить соответствующий реестр лиц, проживающих в сел.Стальское Кизилюртовского района, имущество которых частично повреждено в результате очень сильного дождя, прошедшего 21 сентября 2009г., которым подлежит выплата компенсации за частичную утрату имущества, включить в этот список и реестр Алиева Магомедгаджи Джабраиловича и четырех членов его семьи ( вместе с ним) : супругу Магомедгаджиеву Кашипат Мурадисовну, внука Алиева Шамиля Мурадисовича и внучку Алиеву Сидрат Мурадисовну, и представить эти документы в ГУ МЧС РФ по РД для решения вопроса о выплате компенсации за частично утраченное имущество с учетом количества членов семьи 4 человека в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Обязать ГУ МЧС РФ по РД представить указанный список и реестр в Правительство Республики Дагестан, а Правительство Республики Дагестан обязать представить эти документы в МЧС РФ для решения вопроса о выплате компенсации за частично утраченное имущество Алиеву Магомедгаджи Джабраиловичу с учетом количества членов семьи 4 человека в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Абдуллаевой А.К., объяснение Алиева М.Д. и его представителя Нурмагомедову Т.М.( дов. на л.д. 33), просивших об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Алиев Магомедгаджи Джабраилович обратился в суд с заявлением о неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления, о восстановлении нарушенных прав на получение пособий по причиненному ущербу в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, по тем основаниям, что 21-22 сентября 2009г. в результате ливневых дождей повреждено его имущество, затоплены жилые помещения, имеются трещины в стенах, частично повреждены полы 17 кв.м., штукатурка 26 кв.м., на что составлен акт комиссией с участием администрации МО « Кизилюртовский район», администрации МО « село Стальское». Повреждения признаны комиссией как слабые. Также испортилось имущество на сумму 49716 руб.40 коп., акт о порче от 29.09.09г.. Ему полагалось возместить 50тысяч руб. за частично утраченное имущество ( дом) + 49716 руб. 40 коп. за порчу имущества.

Однако администрация МО « село Стальское» в сводных списках пострадавших лиц указала не точные данные паспорта членов его семьи. Эти данные прошли через МО « Кизилюртовский район»,Главное Управление МЧС РФ по РД, Правительство РД, и эти ошибки были обнаружены МЧС РФ, поэтому в выплате отказано по вине указанных лиц.

В результате халатного отношения к своим обязанностям должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления администрации МО « село Стальское» и администрации МО « Кизилюртовский район» он до сих пор не получил полагающиеся ему выплаты.

Просит обязать ответчиков, составив соответствующие документы, включить его в список пострадавших, представив список в ГУ МЧС РФ по РД, Правительство РД и МЧС РФ для возмещения ему причиненного ущерба в результате ливневых дождей 21-22 сентября 2009г. на сумму 99716 руб., возместить расходы по оплате услуг представителя -5000 руб. Признать незаконными действия ответчиков, составивших документы с недостоверными паспортными данными и вновь не составившие документы с достоверными паспортными данными.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе министра юстиции РД Рагимов А.Т. содержится просьба об отмене решение суда, как незаконное и необоснованное, указывая, что решением суда Правительство РД признано обязанным представить списки лиц, пострадавших от ливневых дождей в сентябре 2009г. в МЧС РФ для решения вопроса о выплате единовременной материальной помощи и компенсации за частично утраченное имущество.

Федеральным и республиканским законодательством вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий строго регламентированы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 « О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба и т.д.

Со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ орган исполнительной власти субъекта РФ должен в течение одного месяца представить обосновывающие документы, в противном случае контроль над исполнением указанного поручения Председателя Правительства РФ прекращается и вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается. Суд не учел, что законодатель обуславливает сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат.

Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба и количества пострадавших возложена на соответствующие районные администрации. Кроме того, необходимо ответить, что в компетенцию Правительства РД не входит осуществление проверок на предмет достоверности составленных списков администрацией села, администрацией администрации Кизилюртовского района, а также какие домостроения обследованы и какие признаны непригодными для проживания.

Суд не учел, что законодатель обуславливает сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат лицам, пострадавшим от стихии. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок ( один месяц со дня возникновения чрезвычайной ситуации) вопрос о выделении бюджетных средств из резервного фонда не рассматривается.

Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2010г. №1044 Правительству РД из федерального бюджета были выделены финансовые средства на ликвидацию последствий ливневых дождей, которые в свою очередь были доведены до пострадавших в полном объеме распоряжением Правительства РД от 16.08.2010г.№ 191-р, на основании данных, представленных районной комиссии по ЧС.

Таким образом, выводы суда прямо противоречат материальным нормам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя требования Алиева М.Д. и возлагая на Правительство РД обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить документы Алиева М.Д. в МЧС РФ для решения вопроса о выплате компенсации за частично утраченное имущество, суд не указал закон, которым руководствовался.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 « О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий » органы исполнительной власти субъекта РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ должен представить обосновывающие документы, в противном случае вопрос об оказании помощи не рассматривается и по представлению Министерства РФ по ГО ЧС контроль над исполнением указанного поручения Председателя Правительства РФ прекращается.

Таким образом, законодателем вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий регламентированы, определены сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, обязанность по представлению обосновывающих документов в установленный срок, и в случае нарушения предусмотренных сроков вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не рассматривается.

Материалы дела свидетельствуют, что Алиев М.Д. был включен в списки лиц как пострадавший в результате стихийного бедствия, списки были направлены в МЧС РФ, но в связи с допущенными неточностями в указании в сводном списке его паспортных данных ( вместо номера 072165 указано 72165, пропущена первая цифра «О»), материал в отношении него был возвращен, в выплате отказано.

Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба, количества пострадавших, других необходимых данных возложена на соответствующие районные администрации ( Постановление Правительства РД от 08.12.2005г.№215), соответственно, районная администрация должна была ответственно подойти к составлению списков, не допускать ошибки.

Суд, удовлетворяя требования истца, не учел, что законодательством установлены сроки для обращения в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации ( один месяц со дня возникновения чрезвычайной ситуации), предусмотрен определенный порядок обращения.

Ливневые дожди, в результате которых был причинен ущерб заявителю, имели место в сентябре 2009г. Истец с требованием о восстановлении его нарушенных прав, включении его в список пострадавших и представления списка в МЧС РФ для возмещения причиненного ущерба обратился в суд 10.02.2011г.

Возлагая обязанность на Правительство РД представить документы в отношении Алиева М.Д. в МЧС РФ для решения вопроса о выплате ему компенсации, суд не учел положения Постановления Правительства РФ от 13.10.2008г.№ 750 « О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Заслуживает внимания довод кассационной жалобы о том, что Постановлением Правительства РФ от 21.07.2010г.№ 1044 из федерального бюджета Правительству РД были выделены финансовые средства на ликвидацию последствий от сильных дождей, которые в свою очередь доведены до пострадавших в полном объеме распоряжением Правительства РД от 16.08.2010г.№191-р на основании данных, представленных районной комиссией по ЧС. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что Правительство РД своевременно обратилось в Правительство РФ и своевременно приняло меры по ликвидации последствий от сильных дождей.

При изложенных обстоятельствах решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение по делу установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Алиева М.Д.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Кизилюртовского районного суда от 16 марта 2011г. отменить.

Принять по делу новое решение. Отказать Алиеву М.Д. в удовлетворении заявления.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200