<.> Дело № 33-1696 2011 г. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Махачкала 15 июня 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – Шихгереева Х.И. судей - Загирова Н.В., Гомленко Н.К. при секретаре судебного заседания – Алишаеве А.И. рассмотрела кассационную жалобу ФИО4 на решение Дербентского городского суда <дата>, которым постановлено: «иск ФИО3 к ГУ ОПФР о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной лечебной деятельность и о включении в стаж, дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения – удовлетворить. Признать отказ Управления ГУ ОПФР по РД в <адрес> за № от <дата> о назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным. Обязать Управление ГУ ОПФР по РД в <адрес> включить в специальный стаж период работы ФИО3 в должности патронажной медицинской сестры детских-яслях № ТМО <адрес> с <дата> по <дата> и назначить досрочную трудовую пенсию с <дата>. В части иска о включении в стаж с <дата> по <дата> – должности «сестры воспитательницы» в детских яслях № Территориального медицинского Объединения г Дербента, дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения – оставить без удовлетворения». Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы Магомедовой Г.Ш., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия у с т а н о в и л а: ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной лечебной деятельностью и о включении в стаж, дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, указывая, что она обратилась в Управление ГУ-ОПФР по РД в <адрес> по месту жительства с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.И п.1 ст. 28 Федерального закона РФ от <дата> №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», имея на момент обращения требуемую законом продолжительность специального трудового стажа. <дата>. затем <дата> начальником Управления ГУ ОПФР по РД в <адрес> вынесено решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии. При исчислении ее трудового стажа в льготном порядке не были приняты к зачету периоды работы с <дата> по <дата>- должности «сестры воспитательницы» в детских яслях № Территориального медицинского Объединения /ТМО/ <адрес> и с <дата> по <дата> - в должности «патронажной медицинской сестры» в этих же детских яслях. Управление ссылается на то, что разделом «Наименование учреждений здравоохранения» Списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не предусмотрено такое учреждение как «Детские ясли», а также разделом «наименование должностей здравоохранения» Списка не предусмотрены должности сестры воспитательницы» и патронажной медицинской сестры». С подобным решением Управления нельзя согласится, поскольку при его принятии работники Управления ГУ-ОПФР РД в <адрес>, руководствовались лишь действующим пенсионным законодательством о порядке и условиях назначения пенсий на льготных условиях и правилах исчисления «специального стажа», поскольку законы не имеют обратной силы, в случае изменения законодательства должны применяться те акты гражданского законодательства, которые действовали в период трудовых отношений работника. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе ФИО4 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. В свое обоснование указывает на то, что судом неправильно истолкованы нормы закона, а именно при исчислении льготного стажа суд посчитал, что работники здравоохранения входят в Списки «Наименования учреждений здравоохранения», которым положено досрочная пенсия. Между тем, это не так в соответствии с действующим законодательством. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО3 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от <дата> ФИО3 в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно решению от <дата> стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 26 лет 10 месяцев и 4 дня вместо требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы ФИО3 с <дата> по <дата> в качестве сестры воспитательницы, а также с <дата> по <дата> в качестве патронажной медицинской сестры в детских яслях № <адрес>, поскольку, как указано в решении пенсионного органа, она осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими Списками. Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы ФИО3, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спорных периодов ее работы, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до <дата> Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО1 от <дата> № "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Кроме того, суд, сославшись на характер осуществляемой ФИО3 трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемых ею должностях и после <дата>. Между тем, с этими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права. Статьей 7 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 этого же Закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающее досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № "Об утверждении Списка должностей, работа засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от <дата> № "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах. Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады и детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены. При изложенных обстоятельствах периоды работы истицы в должности медицинской сестры в детских яслях с <дата> по <дата> подлежат лишь частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно - до <дата>. С <дата> было введено в действие Постановление ФИО1 Министров - Правительства Российской Федерации от <дата> №, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления ФИО1 от <дата> №. С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о включении в специальный стаж ФИО3 периодов ее трудовой деятельности после <дата> нельзя признать обоснованными. При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, изложив в следующей редакции: «обязать Управление ГУ ОПФР по РД в <адрес> включить в специальный стаж период работы ФИО3 в должности патронажной медицинской сестры в детских яслях № ТМО <адрес> с <дата> по <дата>». На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Дербентского городского суда <дата> оставить без изменения, изложив в следующей редакции: «обязать Управление ГУ ОПФР по РД в <адрес> включить в специальный стаж период работы ФИО3 в должности патронажной медицинской сестры в детских яслях № ТМО <адрес> с <дата> по <дата>». Председательствующий Судьи: