кассационное определение



Судья ФИО10

Дело №33-2203

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 27 июля 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО1

судей – ФИО2 и ФИО3,

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика – главы МО «сельсовет Джаванкентский» ФИО5 – на решение Каякентского районного суда РД от 01 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО2, выслушав заключение прокурора Багомаева А.М., полагавшего решение суда необходимым оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор РД обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными бездействий администрации МО «сельсовет Джаванкентский» и МУ УЖКХ и КС администрации Каякентского района РД, понуждении к действиям, присуждении к исполнению обязанности в натуре, пресечений действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В обоснование иска указано, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля устранения ранее выявленных нарушений проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обороте отходов производства и потребления на территории муниципального образования «сельсовет Джаванкентский» Каякентского района.

Проверкой установлено, что в 2010 г. по результатам проведенной надзорной проверки было установлено, что на территории МО «село Джаванкент» Каякентского района допускаются следующие нарушения природоохранного законодательства при обороте отходов:

- в местах общего пользования на территории села отсутствуют контейнеры для сбора мусора;

- на окраине села и в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов;

- планово-санитарная очистка территории села не налажена, вывоз отходов потребления осуществляется 2 раза в неделю, то есть без учета климатических условий;

- вывозимые отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне, расположенном на окраине села;

В целях устранения указанных нарушений законов в адрес главы МО «сельсовет Джаванкентский » было внесено представление от 09.03.2010 за № 02-04/01-2010, которое рассмотрено.

Из ответа на представление от 06.04.2010 следует, что территория населенного пункта очищена от бытовых отходов.

При проведении надзорной проверки в порядке контроля установлено, что ранее выявленные нарушения законов в сфере оборота отходов на территории муниципального образования «село Джаванкент» Каякентского района в полном объеме не устранены.

В местах общего пользования на территории населенного пункта Джаванкент отсутствуют баки для сбора бытовых отходов.

Вывоз бытовых отходов населения села осуществляется 2 раза в неделю без учета климатических условий.

Для этой цели по улицам поселка проезжает трактор, спецтранспорт МУП ЖКХ и КС Каякентского района, на который осуществляется загрузка бытовых отходов из индивидуальных домовладений.

За услуги по вывозу бытовых отходов указанное МУП ЖКХ и КС Каякентского района получает оплату в размере 136 руб. 13 коп. за 1 куб.м. отходов.

В нарушение Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, в поселке, в удобном для ознакомления месте, не вывешены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления, тарифы по оказанию услуг, гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей (п.4).

Вывозимые бытовые отходы МУП ЖКХ и КС Каякентского района с 01.01.2011 размещает на указанном главой МО «село Джаванкент» полигоне, расположенном на восточной окраине с. Джаванкент Каякентского района, на расстоянии 1 км от окраины села.

На указанный полигон имеется распоряжение №11 по сельской администрации Джаванкент от 24.05.1999 г. о выделении участка размерами 1 га в верхней части села Джаванкент Каякентского района, утвержденное главой МО «село Джаванкент».

Отсутствуют документы о предоставлении земельного участка МУП ЖКХ и КС Каякентского района на каком-либо праве либо передаче ему организованного полигона.

На момент проверки, 17.05.2011, на указанном полигоне на площади с размерами 30х17 м. и высотой 5 м. размещены отходы: битое стекло, остатки стройматериалов, емкости из-под горюче-смазочных материалов, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумага, остатки разбитого шифера и т.д., чем захламлен земельный участок. На полигоне идет процесс разложения размещенных отходов, вследствие чего имеется неприятный запах.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства свалка (полигон) для размещения отходов организован без проведения экологических и санитарных обследований земельного участка, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения на отводимый земельный участок; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; без разработанного регламента и режима работы полигона, а также инструкции по приему бытовых отходов. Свалка (полигон) не сформирован как объект гражданских правоотношений, то есть не имеется сведений о кадастровом номере земельного участка под полигоном, он не описан и не индивидуализирован. Отсутствуют ограждения вокруг свалки, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта. На свалке (полигоне) не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

МУП ЖКХ и КС Каякентского района, осуществляет деятельность по размещению твердых бытовых отходов на данном земельном участке без каких-либо правоустанавливающих и право подтверждающих документов на него.

МУП ЖКХ и КС Каякентского района не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению опасных отходов.

МУП ЖКХ и КС Каякентского района не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Также не определен в соответствии с п.3 ст.13 названного Федерального закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие).

Размещая полученные от граждан отходы на вышеуказанном полигоне, МУП ЖКХ и КС Каякентского района осуществляет фактически землепользование на этих земельных участках и эксплуатацию несанкционированного полигона, а также оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, воды, растительный и животный мир в указанном месте.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.

Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля, и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Таким образом, неисполнение ответчиками: органами местного самоуправления МО «село Джаванкент» своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (бездействием) и МУП ЖКХ и КС Каякентского района - обязанностей по лицензированию своей деятельности по обращению с отходами, размещению принятых от граждан с. Джаванкент Каякентского района отходов на надлежаще оборудованном полигоне отходов, оказанию потребителям качественных услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, очистке отдельных объектов общего пользования от мусора может нарушать предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни

По результатам рассмотрения дела судом принято решение, которым постановлено:

«1.Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД к администрации МО «сельсовет Джаванкентский» и МУ УЖКХ и КС администрации Каякентского района РД о признании незаконными бездействий администрации МО «сельсовет Джаванкентский» и МУ УЖКХ и КС администрации Каякентского района РД, понуждении к действиям, присуждении к исполнению обязанности в натуре, пресечений действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения - удовлетворить.

2.Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования – сельского поселения «село Джаванкент» Каякентского района РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

3.Обязать администрацию МО «село Джаванкентт» Каякентского района организовать санитарную очистку территории поселения от мусора, сбор, вывоз, утилизацию или переработку бытовых и промышленных отходов в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:

-организовать уборку мест общего пользования на территории с. Джаванкент Каякентского района от твердых бытовых отходов и мусора, обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88;

-организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории с. Джаванкент Каякентского района РД, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие, в срок до 01.09.2011;

-организовать в соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" выполнение в срок до 10.01.2012 следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

а) разработку и представление на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

б) утвердить технические задания по разработке инвестиционной программы организаций коммунального комплекса - программы финансирования строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, обеспечить ее разработку, рассмотрение и утверждение;

- в срок до 10.01.2012 разработать в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории с. Джаванкент Каякентского района;

- в срок до 01.11.2011 в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.

-в срок до 10.01.2012 в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления » и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., организовать выбор места для оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории МО «село Джаванкент», предоставление земельного участка для этих целей конкретному пользователю (арендатору) и оборудование полигона для указанной цели.

4.Обязать МУП ЖКХ и КС Каякентского района:

-обеспечить вывоз бытовых отходов по заключенным договорам с потребителями с. Джаванкент в соответствии с санитарными правилами и нормами - СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, ГОСТом Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" принятым постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-СТ, Правилам и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, с учетом сезонных и климатических условий;

- осуществить размещение бытовых отходов, полученных от потребителей услуг в с. Джаванкент, на оборудованном в соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства полигоне отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов;

- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, вывесить в с. Джаванкент, в удобном для ознакомления потребителей месте Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, установленные органом местного самоуправления, тарифы по оказанию услуг, гарантийные обязательства исполнителя услуг, сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей;

- получить лицензию на оборот опасных отходов;

- запретить размещение ТБО на полигоне оборудованном на земельном участке расположенном в северо-восточной окраине села Джаванкент Каякентского района на расстоянии 1.5 км. от дороги ведущей в с. Джаванкент-Капкаякент на против «Джума мечети».

- в срок до 10.01.2012 на использованном для размещения бытовых отходов полигоне, расположенном в восточной окраине села Джаванкент Каякентского района на расстоянии 1.5 км. от окраины села, земельном участке произвести санацию и рекультивацию».

В кассационной жалобе глава МО «сельсовет Джаванкентский» решение суда считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как глава администрации МО «сельсовет Джаванкентский», он признал, что указанные в исковом заявлении требования имеют место, и они не устранены по сей день. Однако, как он указал в судебном заседании, для устранения указанных недостатков для администрации села необходимы денежные средства. МР «Каякентский район» не выделяет денежные средства, потому считает, что решение в части признания незаконными бездействий МО «сельсовет Джаванкентский» является необоснованным. На этих основаниях он просил суд отказать в удовлетворении исковых требований о бездействии МО «сельсовет Джаванкентский». Несмотря на это, судом удовлетворены требования истца. В связи с изложенным решение подлежит отмене с принятием нового решения.

В письменных возражениях помощник Махачкалинского природоохранного прокурора ФИО7 указывает на несостоятельность доводов ответчика и просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения по настоящему делу не имеется.

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, по результатам проверки истцом главе МО «Сельсовет Джаванкентский» ФИО5 внесено представление от 09.03.2010года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления с указанием на изложенные в искомом заявлении нарушения закона. Однако на день контрольной проверки 25 мая 2001 года и рассмотрения дела в суде указанные нарушения закона ответчиками не устранены и имеют место, что следует из справки о результатах проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципальных образований Каякентского района и, в частности в МО «Сельсовет Джаванкентский».

Из акта обследования территории МО «Сельсовет Джаванкентский» от 17.03.2011 года видно, что свалка (полигон) для размещения отходов организован без проведения экологических и санитарных обследований земельного участка, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения на отводимый земельный участок; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; без разработанного регламента и режима работы полигона, а также инструкции по приему бытовых отходов. Свалка (полигон) не сформирован как объект гражданских правоотношений, то есть не имеется сведений о кадастровом номере земельного участка под полигоном, он не описан и не индивидуализирован. Отсутствуют ограждения вокруг свалки, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта. На свалке (полигоне) не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

Программа (план) производственного контроля полигона ТБО владельцем полигона не разработана.

МУП ЖКХ и КС Каякентского района осуществляет деятельность по размещению твердых бытовых отходов на данном земельном участке без каких-либо правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на него.

Как следует из письма начальника Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш от26.05.2011года, ТО Управления Роспотребнадзора по РД не выдало санитарно–эпидемиологическое заключение на мусоросвалку ТБО в Каякентском районе, так как полигоны (свалки мусора) на территории района не отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам.

Из письма руководителя Избербашского межрайонного комитета экологии природопользования и акта обследования следует, что полигон для хранения ТБО МО «Сельсовет Джаванкентский» Каякентского района не внесён в государственный реестр объектов размещения отходов из-за несоблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Проанализировав в совокупности, перечисленные выше доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования Махачкалинского природоохранного прокурора обоснованны, полностью подтверждаются исследованными в суде доказательствами, признаются ответчиками, и они подлежат удовлетворению в полном объёме.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе главы «Сельсовет Джаванкентский» Каякентского района, о том, что исковые требования к нему необоснованны, так как в бюджете муниципального образования сельского совета «Джаванкентский» не заложены денежные средства на устранение указанных в исковом заявлении нарушений закона, были предметом судебного исследования и суд признал их необоснованными.

Судебным разбирательством по делу установлено, что МО «Сельсовет Джаванкентский» Каякентского района не использовала все свои ресурсы и возможности и не приняло достаточных исчерпывающих мер для устранения выявленных проверкой прокуратуры нарушений законов, ссылаясь на не выделение денежных средств администрацией МР «Каякентский район» и на отсутствие финансовых средств в бюджете села. В судебное заседание не представлены доказательства того, что они приняли какие-то меры для истребования указанных средств из бюджета района.

Глава МО «Сельсовет Джаванкентский» не обратился в МР «Каякентский район» о необходимости выделения денежных средств на эти цели для включения в бюджет указанных средств.

В соответствии же со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления городского округа подпунктами 1 и 3 п.1 ст.16, подп.3 п.1 и п.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст.15 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений; размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых вопросов и т.д.

В соответствии со ст.ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 1 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200