о признании бездействия незаконными



<.>

Дело № 33 – 2202 2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Г.Махачкала 27 июля 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего - Мамаева И.М.,

судей - Гаджиева Б.Г., Бейтуллаевой З.А.

при секретаре судебного заседания Шуаеве Д.А.

рассмотрела по кассационной жалобе главы МО «Сельсовет Каякентский» Гусейнова А.М. гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД к МО « Сельсовет Каякентский» Каякентского района РД, ООО « Каякентское» Каякентского района РД о признании бездействия незаконными, понуждении к действиям и исполнении обязанности.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гаджиева Б.Г., объяснения прокурора Багамаева А.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском к МО «сельсовет Каякентский Каякентского района РД и ООО «Каякентское» Каякентского района РД о признании бездействия незаконными, понуждении к действиям, присуждении к исполнению обязанности в натуре, пресечении действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающее хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.

Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушением норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создается угроза окружающей среде к здоровью человека.

Проведенными в порядке контроля и надзора проверками исполнения природоохранного законодательства установлено, что на территории МО «сельсовет Каякентский» Каякентского района допускаются нарушения природоохранного законодательства, в связи с чем в адрес главы МО «сельсовет Каякентский » было внесено представление от 09.03.2010 за № 02-04/01-2010 года.

Кроме того, вышеизложенное подтверждается: материалами контрольной проверки Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры; актом обследования территории совместно со специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаше, Избербашского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и др. от 17.05.2011 года; фотографиями из места проверки и обследования; справками-заключениями Избербашского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш; объяснениями главы администрации МО «сельсовет Каякентский» Гусейнова A.M. и руководителя ООО «Каякентское» Гаджиева М.Т. ; материалами предыдущих проверок и т.д.

Законодатель установил, что на территории сельского поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории, сбор, вывоз бытовых отходов, а также определил конкретные мероприятия, которые необходимы для организации данной деятельности.

Требования законов и иных нормативных правовых актов в муниципальном образовании «Сельсовет Каякентский» не выполнены, в рамках предоставленных полномочий органами местного самоуправления муниципального образования не приняты необходимые нормативные правовые акты в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов, не организован в предусмотренном законодательством порядке их сбор, вывоз и хранение.

Кроме того, виновником сложившейся ситуации является и ООО «Каякентское», заключившее с администрацией МО «сельсовет Каякентский » договор от 14.01.2011 года за № 2 по сбору твердых бытовых отходов в местах установки мусорных баков и вывозу бытовых отходов, образуемых от жизнедеятельности населения с.Каякент.

В местах общего пользования на территории населенного пункта с. Каякент отсутствуют баки для сбора бытовых отходов. Вывоз бытовых отходов населения села осуществляется два раза в неделю. Для этой цели по улицам поселка проезжает трактор ООО «Каякентское», на лафет которого осуществляется загрузка бытовых отходов из индивидуальных домовладений. За услуги по вывозу бытовых отходов указанное ООО собирает с граждан деньги в размере 17р.93 коп. за 1 куб м. отходов. В нарушение Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, в поселке в удобном для ознакомления месте не вывешены Правила

предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления, тарифы по оказанию
услуг, гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения о льготах и
преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей (п.4). Вывозимые бытовые отходы ООО «Каякентское» размещает на указанном главой МО «сельсовет Каякентский» полигоне, расположенном на юго-восточной окраине села Каякент на расстоянии 350 м. от автодороги. Земельный участок для организации полигона выбран 13.04.2004 года в кадастровом квартале 05:08: 000034 комиссией в составе представителей райкомзема, райземкадастра, районного комитета по экологии, госпожнадзора, райархитектуры и главы администрации с.Каякент.

В соответствии с п. 2.1, 2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (далее ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Деятельность по размещению отходов несет специализированный характер и осуществляется с получением разрешительных документов в специально оборудованных местах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.


ООО «Каякентское» осуществляет на данном земельном участке деятельность по размещению твердых бытовых отходов без каких-либо правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на него. При этом отсутствуют документы о предоставлении земельного участка ООО «Каякентское» на каком-либо праве, либо передаче ему организованного полигона.

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в

пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды.

В соответствии СанПиН 2.1.7.1038-01 складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре + 5°С - не позднее трех суток со времени складирования ТБО (п.5.1); переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту складирования ТБО для задержки легких отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте(п.5.3); регулярно, не реже 1 раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта (п.5.4); на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п. 5.7); для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо озеленить их (в виде террас) непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя(п.5.12).

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства свалка (полигон) для размещения отходов организован без проведения экологических и санитарных обследований земельного участка, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения на отводимый земельный участок; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно - эпидемиологическими требованиями; без разработанного регламента и режима работы полигона, а также инструкции по приему бытовых отходов. Свалка (полигон) не

сформирован как объект гражданских правоотношений, то есть не имеется сведений о кадастровом номере земельного участка под полигоном, он не описан и не индивидуализирован. Отсутствуют ограждения вокруг свалки, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта. На свалке (полигоне) не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

ООО «Каякентское» осуществляет деятельность по обращению с отходами без разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

ООО «Каякентское» не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Подпунктами 18,19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.

Статьям 4 и 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения среды обитания и указанная деятельность осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Из объяснений главы администрации сел Каякент Гусейнова A.M. следует, что для выполнения мероприятий по обеспечению исполнения обязанностей по сбору, вывозу и хранению твердых бытовых отходов финансовые средства в бюджете поселения не
предусмотрены. Денежные средства на эти цели для села не выделяются
и из бюджета района.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация

деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1998 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.

Между тем, во исполнение п.1 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в МО «сельсовет Каякентский» не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами.

Также не определен в соответствии с п.З ст. 13 названного Федерального закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие).

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представительные органы муниципальных образований утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

В части 2 указанного Федерального закона определено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):

-     утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

-     заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

"Санитарными правилами содержания территорий населенных мест"" (СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрена необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, в соответствий с которой определяется очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления городского округа подпунктами 1 и 3 п.1 ст. 16, подп.З п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 15 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений; размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых вопросов и т.д.

В соответствии со ст.ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями.

Однако, несмотря на внесенное в целях устранения допускаемых нарушений законодательства об отходах производства и потребления на территории указанного села представление Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры от 09.03.2010 года, администрацией села, являясь в соответствии со ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, и главой муниципального образования, являясь высшим должностным лицом сельского поселения, возглавляющим администрацию и исполняющим полномочия председателя Собрания депутатов сельского поселения, требования вышеуказанных нормативных актов по организации сбора, вывоза, размещения бытовых отходов и мусора не выполнены и не выполняются по настоящее время должным образом.

В связи с изложенным просил удовлетворить требования в полном объеме.

Заместитель главы МО «сельсовет Каякентский» Каякентского райе РД Алиев А.З. иск признал полностью и суду показал, что на территории МО «сельсовет Каякентский» Каякентского района РД уборка мусора осуществляется путем сбора на транспортное средство (трактор принадлежащий частному лицу, с которым заключен договор о сборе мусора и вывоза его на мусоросвалку согласно графику два раза в неделю. На сегодняшний день издано постановление главы МО «сельсовет Каякентское» Каякентского района РД №13-а от 22.04.2011г. о выборе земельного участка площадью 2 га под мусоросвалку. Денежные средства с районной администрации на вывоз и утилизацию мусора в бюджет села не поступают, все мероприятия, связанные со сбором мусора и вывоза проводится на счет администрации села. По мере сбора денежных средств указанные в и исковом заявлении недостатки будут устранены в полном объеме.

Генеральный директор ООО «Каякентское» Гаджиев М.Т. иск признал и в суде показал, что 14.01.2011года открыто ООО «Каякентское», которое занимается жилищно-коммунальными вопросами с.Каякент. С МО «сельсовет Каякентский» заключен договор об уборке территории с.Каякент, сборе и вывозе мусора на мусорный полигон, указанный главой МО «сельсовет Каякентский» Гусейновым А. В настоящее время у ООО «Каякентское» лицензии на занятие деятельностью по сбору и вывозу бытовых отходов не имеется.

Представитель Росоподребнадзора по РД в г.Избербаш Дадашев Б исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора полностью поддержал и просит удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Руководитель Избербашского межрайонного комитета по экологии и природопользованию на судебное заседание не явился, причину не явки суду не сообщил, просил дело разрешить без их участия.

Решением Каякентского районного суда от 27 июня 2011 года постановлено: «1.Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования - сельского поселения «сельсовет Каякентский» Каякентского района РД, выражающееся в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

2.Обязать администрацию МО «Сельсовет Каякентский» Каякентского района РД:

-организовать санитарную очистку территории поселения от мусора путем его в установленном порядке и в сроки сбора, вывоза, утилизации или переработки в соответствии с действующим законодательством:

-организовать уборку мест общего пользования на территории с Каякент Каякентского района РД от твердых бытовых отходов и мусора, обеспечить их сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-8 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88;

- в срок до 01.09.2011 года организовать разработку и принятие в соответствии с п.З ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории с. Каякент Каякентского района РД, предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие;

- в срок до 10.01.2012 года организовать в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 года за N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" выполнение

следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

а) разработку и представление на утверждение в соответствии с
документами территориального планирования муниципального образования
программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

б) утвердить технические задания по разработке инвестиционной
программы организаций коммунального комплекса - программы
финансирования строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, обеспечить ее разработку, рассмотрение и утверждение;

- в срок до 10.01.2012 года разработать в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест* (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории с. Каякент Каякентского района;

- в срок до 01.11.2011 года в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года за N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.

-в срок до 10.01.2012 года в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления » и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 года, организовать выбор места для оборудования полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории МО «сельсовет Каякентский», а также предоставление земельного участка для этих целей конкретному пользователю (арендатору) и оборудование полигона для указанной цели.

3.Обязать ООО «Каякентское»:

- в соответствии с санитарными правилами и нормами - СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, ГОСТом Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги, общие технические условия" обеспечить вывоз бытовых отходов по заключенным с потребителями с. Каякент договорам с учетом сезонных и климатических условий;

- осуществить размещение бытовых отходов, полученных от потребителей услуг с. Каякент, на оборудованном в соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства полигоне отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов;

- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, в срок до 01.08.2011года вывесить в удобном для ознакомления потребителей месте в с. Каякент Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, установленных органом местного

самоуправления, тарифах по оказанию услуг, гарантийных обязательствах исполнителя услуг, сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей;

- в срок до 01.08.2011года получить лицензию на оборот опасных отходов;

-        запретить размещение твердобытовых отходов на полигоне, оборудованном на земельном участке, расположенном в юго-восточной окраине села Каякент Каякентского района на расстоянии 350 м. от автодороги, ведущей в названное село, кадастровый квартал 05:08 000034;

- в срок до 10.01.2012 на использованном для размещения бытовых отходов полигоне, расположенном на юго-восточной окраине села Каякент на расстоянии 350 м. от автодороги, ведущей в названное село, на земельном участке в кадастровом квартале 05:08:000034, произвести санацию к рекультивацию».

В кассационной жалобе представителя МО « Сельсовет Каякентский» по доверенности содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что исполнение решения суда не представляется возможным, поскольку в бюджете МО «« Сельсовет Каякентский» денежные средства на эти цели не предусмотрены.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела видно, что в обоснование своих требований прокурором в суд представлены доказательства того, что ответчики, по своим функциональным обязанностям обязанные принять меры по соблюдению природоохранного законодательства, не приняли меры по устранению выявленных в результате проверок недостатков и нарушений закона. Из приложенных к делу : справки контрольной проверки Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры; акта обследования территории, составленного 17.05.2011 года совместно специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаше и Избербашского межрайонного комитета по экологии и природопользованию; фотографий из места проверки и обследования; справок-заключений Избербашского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш; объяснений главы администрации МО «сельсовет Каякентский» Гусейнова A.M. и руководителя ООО «Каякентское» Гаджиева М.Т. ; материалов предыдущих проверок и т.д. следует, что действительно нарушение ответчиками природоохранного законодательства имеет место.

Судом установлено, что на юго-восточной окраине с.Каякент Каякентского района РД на расстоянии 350 метров от дороги, ведущей в с.Каякент, возле Федеральной газораспределительной станции (ГРС), расположена несанкционированная мусоросвалка (полигон) размерами 90хЗ0 метров, на которой размещены твердо-бытовые отходы, битое стекло, остатки стройматериалов, емкости из под горюче-смазочных материалов, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, поломанный шифер, бумага, мешки из под цемента и т.д.. Толщина размещения отходов составляет более 2,5 метров и в результате разложения размещенных на свалке отходов возникает неприятный запах, портящий атмосферный воздух. Изложенное оказывает вредное воздействие на окружающую природу. В нарушение ст. 12 ФЗ №89 от 24.06.1998г. « Об отходах производства и потребления» полигон для хранения ТБС МО «сельсовет Каякентский» Каякентского района:

- не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов;

- не отвечает требованиям природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства;

- не огорожен, не оборудован ливневой канализацией. В полигоне не проводятся рекультивация работ, не соблюдаются санитарно-защитные зоны, не проводится мониторинг зоны охвата полигона. При эксплуатации полигона

не соблюдаются экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья; Ответчиками не разработаны и не утверждены в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, не составляются паспорта опасных отходов, не представляются в соответствии с федеральной и территориальной фондами информаций отчеты по форме ТП (отходы), 2 -ТП (воздух), в соответствии с которыми производятся расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, не составляется план мероприятий по снижению влияния образующей отходов на состояние окружающей среды, не изданы приказы о назначении лиц, ответственных за охрану окружающей природной среды и лиц, допущенных к работе по опасным отходам. У ответчиков отсутствуют проект строительства полигона, ими не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и санитарно- эпидемиологической службы.

При рассмотрении дела судом установлено, что выявленные нарушения связаны с бездействием и не исполнением ответчиками МО «Сельсовет Каякентский» и ООО «Каякентское» своих функциональных обязанностей, нарушением ими требований ст.51 ФЗ « Об охране окружающей среды» ст.4-5, ст.22 ФЗ от 30 марта 1999 №52-ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», требований п.2.1,2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст.ст.25, ст.26 Федерального закона « Об охране атмосферного воздуха».

При изложенных обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права и не допущены нарушения норм процессуального права.

Доводы жалобы о том, что исполнение решения суда не представляется возможным, поскольку в бюджете МО «« Сельсовет Каякентский» денежные средства на указанные цели не предусмотрены, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку, как видно из решения суда, они были предметом обсуждения в суде первой инстанции, где им была дана оценка, что, по мнению судебной коллегии, является обоснованной и соответствующей обстоятельствам дела и требованиям закона.

Судом установлено, что доводы представителя МО «сельсовет Каякентский» о том, что MО «Каякентское» надлежаще не финансируют МО «сельсовет Каякентский» для устранения выявленных нарушений в области СанПин РФ является не состоятельными.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а

также решают иные вопросы местного значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Каякентского районного суда от 27 июня 2011 года по делу по иску прокурора Махачкалинской межрайонной прокуратуры к МО « сельсовет Каякентский» и ООО « Каякентское» оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя МО « сельсовет Каякентский» - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200