Кассационное определение по делу Алиева Р.И.



Судья Магомедов Я.Р.

Дело № 33- 2085 /2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2011 года г. Махачкала, РД

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Абдуллаевой А.К.

судей Устаевой Н.Х. и Гаджиевой Ш.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ответчика по делу – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 22 июня 2011 года, которым постановлено:

«Удовлетворить заявление .

Признать незаконным отказ ФБУ «Земельная кадастровая палата» по РД в постановке земельного участка , площадью 600кв.м., расположенного по адресу г.Махачкала садоводческое товарищество «Турист» на государственный кадастровый учет.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД в 20 дневный срок произвести постановку земельного участка , расположенного по адресу: г.Махачкала, садоводческое товарищество «Турист», площадью 600 кв.м., на государственный кадастровый учет».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., обсудив причины не явки лиц, участвующих в деле, и признав их неуважительными, судебная коллегия

установила:

Алиев Р.И. обратился в суд с жалобой на действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД по отказу в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет незаконным и просил обязать ответчика произвести постановку земельного участка , площадью 600кв.м., расположенного по адресу г.Махачкала садоводческое товарищество «Турист» на государственный кадастровый учет, ссылаясь на то, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» неправомерно отказала ему в постановке на кадастровый учет принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, при наличии всех правоустанавлиющих документов, межевого плана земельного участка, схемы геодезических построений, схемы расположения земельных участков, акта согласования местоположения границы земельного участка, исполнительной съемки земельного участка. Просит признать отказ незаконным и обязать ответчика постановить его участок на государственный кадастровый учет в 20-ти дневный срок.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ФГУ «ЗКП» по РД по доверенности Гереев К.Н. просит решение суда отменить по следующим основаниям.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД приняло по причине того, что истец в межевом плане «в акте согласования границ земельного участка» не согласовал границы своего земельного участка со смежными землепользователями, предусмотренное ст.ст.39,40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007г. .

В соответствии со ст. 14 Закона РД «О земле», действовавшего до введения в действие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. предоставление земельных участков производилось путем отвода, схема место расположения или план землепользования которого является его составной частью. В данном случае у истца отсутствует документ об отводе (акт выноса границ земельного участка в натуре), что также является нарушением норм законодательства.

Истец не согласовал границы своего земельного участка с органами местного самоуправления (Администрации г. Махачкала), так как, в соответствии п.п. 9.1,9.2 п.9 «Инструкции по межеванию земель» (утверж. Росземкадастром от 08.04.1996г.) установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ.

Согласно п.11 «Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром от 17.02.2003г.) лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления) не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Алиев Р.И. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ № 137 от 25 октября 2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, инди­видуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собст­венности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с феде­ральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собствен­ность.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государ­ственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Тем самым, признание права собственности на недвижимость является основанием для государственной регистрации такого права в соответствующих органах.

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости, (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно статье 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными зако­нами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующе­го заявления об учете адреса правообладателя, (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)

Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

В соответствии со ст.22 указанного Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согла­совании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона ме­стоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с уче­том настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства);

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5)      документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7)     копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8)     копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).

Судом первой инстанции установлено, что заявитель обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Дагестан с заявлением о постановке на государственный учет объекта недвижимости, земельного участка № 99, площадью 600 кв.м.. расположенного по адресу г.Махачкала садоводческое товарищество «Турист», выделенный ему для целей садоводства. С указанным заявлением были представлены решение суда о признании за ним права собственности на земельный участок, межевой план, схемы геодезических построений, схемы расположения земельных участков, акта согласования местоположения границы земельного участка, исполнительной съемки земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что решением Ленинского районного суда г.Махачкала от 14 сентября 2010 года за Алиевым Р.И. признано право собственности на указанный земельный участок.

Судом исследованы межевой план земельного участка, схема геодезических построений, схема расположения земельных участков, акт согласования местоположения границы земельного участка, исполнительная съемка земельного участка и установлено, что заявитель является собственником земельного участка и его документы соответствуют требованиям Федерального закона 221.

Из статьи 249 ГПК РФ следует, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Поскольку представителем ФГУ «Земельная кадастровая палата» не представлено суду объективных доказательств правомерности отказа заявителю в постановке принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, суд правильно признал данный отказ незаконным и обязал ФГУ поставить спорный земельный участок на государственный кадастровый учет.

Согласно статье 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом изложенного оснований для отмены по существу законного решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 22 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Абдуллаева А.К.

Судьи: Устаева Н.Х.

Гаджиева Ш.В.


-32300: transport error - HTTP status code was not 200