Судья Гаджиев Д.А. Дело № 33- 2407-2011 г. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 17 августа 2011 года г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Шихгереева Х.И., судей Зайнудиновой Ш.М. и Загирова Н.В. при секретаре судебного заседания Хираеве Ш.М. рассмотрела в судебном заседании от 17 августа 2011 года дело по кассационным жалобам Алекперова З.А., Гусейнова Х.И., Султановой Н.Х., Ахмедова О.А., Алиева Э.М., Михралиевой Н.И., Гусейновой Т.Г., Гашимова Н.А., Агамирзоевой С.Д., Пирмагомедова А.М.- представителя Шихалиевой Э.Г., Рябовой П.К.- представителя Мисриханова В.С. на решение Дербентского городского суда от 23 июня 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Гусейнова Х.И., Султановой Н.Х. и их представителя Михралиева А.У., Мисриханова С.Э.и Рябовой П.К. – представителей Мисриханова В.С., Пирмагомедова А.М.- представителя Шихалиевой Э.Г., а также Бабаева Е.Ш.- представителя Дербентского межрайонного отдела № 2 ФГУ ЗКП по РД, просивших решение суда отменить, Ибадулаева И. –представителя МО ГО «город Дербент», просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа «город Дербент» от 30 декабря 2010 года № 383 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», которым признано незаконным и отменено постановление администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» поручено расторгнуть заключенные Управлением муниципальным имуществом г. Дербента с ними договора безвозмездного предоставления находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а совместно с юридическим отделом администрации -принять предусмотренные законодательством меры по признанию недействительными записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации договоров о безвозмездном предоставлении в их собственность земельных участков. , , , и обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа «город Дербент» от 31 декабря 2010 года № 408 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», которым признано незаконным и отменено постановление администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» поручено расторгнуть заключенные Управлением муниципальным имуществом г. Дербента с ними договора безвозмездного предоставления находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а совместно с юридическим отделом администрации - принять предусмотренные законодательством меры по признанию недействительными записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации договоров о безвозмездном предоставлении в их собственность земельных участков. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа «город Дербент» от 31 декабря 2010 года № 409 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », которым признано незаконным и отменено постановление администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» поручено расторгнуть заключенный Управлением муниципальным имуществом г. Дербента с ней договор безвозмездного предоставления находящегося в муниципальной собственности земельного участка, а совместно с юридическим отделом администрации -принять предусмотренные законодательством меры по признанию недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации договоров о безвозмездном предоставлении в ее собственность земельного участка. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа «город Дербент» от 30 декабря 2010 года № 381 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\2 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность », которым признано незаконным и отменено постановление администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\2 о предоставлении в ее собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» поручено расторгнуть заключенный Управлением муниципальным имуществом г. Дербента с ней договор безвозмездного предоставления ей находящегося в муниципальной собственности земельного участка, а совместно с юридическим отделом администрации -принять предусмотренные законодательством меры по признанию недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации договоров о безвозмездном предоставлении в ее собственность земельного участка. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа «город Дербент» от 31 декабря 2010 года № 410 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\1 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », которым признано незаконным и отменено постановление администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\1 о предоставлении в ее собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» поручено расторгнуть заключенный Управлением муниципальным имуществом г. Дербента с ней договор безвозмездного предоставления ей находящегося в муниципальной собственности земельного участка, а совместно с юридическим отделом администрации -принять предусмотренные законодательством меры по признанию недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации договоров о безвозмездном предоставлении в ее собственность земельного участка. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа «город Дербент» от 30 декабря 2010 года № 378 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\3 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », которым признано незаконным и отменено постановление администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\3 о предоставлении в его собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» поручено расторгнуть заключенный Управлением муниципальным имуществом г. Дербента с ним договор безвозмездного предоставления находящегося в муниципальной собственности земельного участка, а совместно с юридическим отделом администрации - принять предусмотренные законодательством меры по признанию недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации договоров о безвозмездном предоставлении в его собственность земельного участка. В обоснование своих требований заявители указывали, что соответствующими постановлениями администрации г.Дербента им в собственность каждого предоставлены земельные участки в кадастровом квартале № в г.Дербенте для строительства индивидуальных жилых домов, на основании этих постановлений Управление муниципальным имуществом г. Дербента заключило с ними договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков, после прохождения кадастрового учета право собственности на земельные участки ими зарегистрировано в органе государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и им выданы свидетельства о государственной регистрации права, постановления о предоставлении им земельных участков выносились администрацией законно, поскольку они не имеют других земельных участков, никогда ранее им земельные участки не предоставлялись, на спорные земельные участки им выданы правоустанавливающие документы, которые породили у них субъективное право на земельный участок, администрация ГО «город Дербент», несмотря на возникшее и зарегистрированное за ними право собственности на землю, своими постановлениями путем отмены ранее вынесенных решений изъяла у них земельные участки без их согласия и с нарушением предусмотренного законом для изъятия земельных участков порядка, основания отмены постановлений также не соответствуют требованиям закона, поскольку постановление выносила сама администрация, на основании ее постановления другие службы также выдали документы, что не могло иметь место в случае предоставления им земельных участков с нарушением закона. Администрация ГО «Город Дербент» предъявила к Гусейнову Х.И., Султановой Н.Х., Ахмедову О.А., Дербентскому межрайонному отделу № ФГУ ЗКП по РД, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД встречный иск о признании недействительными: договоров о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков в районе <адрес> в г. Дербенте, заключенных между Управлением муниципальным имуществом ГО «город Дербент» и: Гусейновым Х.И. от 18 сентября 2009 года № 1059, согласно которому Управлением муниципальным имуществом ГО «город Дербент» на основании постановления администрации ГО «город Дербент» № 79 от 21 августа 2009 года Гусейнову Х.И. предоставлен безвозмездно в собственность земельный участок с кадастровым номером № Султановой Н.Х. - от 21 апреля 2010 года № 517, согласно которому Управлением муниципальным имуществом ГО «город Дербент» на основании постановления от 2 апреля 2010 года № 26 Султановой Н.Х. предоставлен безвозмездно в собственность земельный участок с кадастровым номером № Ахмедовым О.А. – от 21 апреля 2010 года № 520, согласно которому Управлением муниципальным имуществом ГО «город Дербент» на основании постановления от 2 апреля 2010 года № 26 Ахмедову О.А. предоставлен безвозмездно в собственность земельный участок с кадастровым номером № свидетельств серии № от 16 октября 2009 года о государственной регистрации права собственности Гусейнова Х.И., серии № от 7 мая 2010 года о государственной регистрации права собственности Султановой Н.Х. и серии № от 7 мая 2010 года о государственной регистрации права собственности Ахмедова О.А.; выданных Гусейнову Х.И., Султановой Н.Х. и Ахмедову О.А. кадастровых паспортов соответственно от 09 сентября 2009 года № на земельный участок с кадастровым номером №, от 16 апреля 2010 года № на земельный участок с кадастровым номером № и от 15 апреля 2010 года № на земельный участок с кадастровым номером № в районе <адрес> в г. Дербенте. В обоснование своих требований Администрация ГО «город Дербент» указала, что при предоставлении спорных земельных участков в собственность администрацией городского округа «город Дербент» был нарушен порядок предоставления земельных участков, установленный статьями 30, 31, 32 ЗК РФ, в нарушение требований части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства было произведено без предварительного их формирования, не были выполнены в отношении земельных участков кадастровые работы, не осуществлен их государственный кадастровый учет, не приняты решения о предоставлении земельных участков для строительства в соответствие с порядком и правилами, установленными земельным законодательством, орган местного самоуправления в нарушение законодательства не обеспечил выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, в нарушение требований части 3 статьи 31 ЗК РФ не информировал население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. В нарушение требований части 2 статьи 32 ЗК РФ орган местного самоуправления предоставил земельные участки в собственность без выполнения в отношении них кадастровых работ и государственного кадастрового учета. Кроме того, земельные участки были предоставлены в нарушение схемы функционального зонирования генерального плана г.Дербент, утвержденного 23 октября 2003 года, в отсутствие порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установленного органом местного самоуправления в соответствии со статьи 32 Закона РД «О земле». Земельные участки предоставлены в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования, что является нарушением земельного законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Ранее вынесенные постановления были отменены в целях их приведения в соответствие с действующим законодательством. Все заявленные требования судом рассмотрены в одном производстве. Решением Дербентского городского суда от 23 июня 2011 года требования: и «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года №383 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома»; и , , «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №408 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 02 апреля 2009 года №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №409 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр. «О признании незаконным постановления главы администрации г. Дербента от 30 декабря 2010 года №378 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/3 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр. «О признании незаконным постановления главы администрации г. Дербента от 30 декабря 2010 года №381 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/2 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр. «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №410 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/1 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр. - оставлены без удовлетворения; требования администрации г. Дербента к , , , Дербентскому межрайонному отделу №2 ФГУ ЗКП по РД, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД удовлетворены, договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков, заключенные между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Гусейновым X. от 18 сентября 2009 года №1059, Ахмедовым О. А. от 21 апреля 2010 года № 520, Султановой Н. X. от 21 апреля 2010 № 517; свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2009 года на имя , от 07 мая 2010 года на имя и от 7 мая 2010 года на имя , а также кадастровые паспорта на земельные участки от 09 сентября 2009 года №, от 15 апреля 2010 года №, и от 16 апреля 2010 года №, выданные этим лицам, признаны недействительными. В кассационной жалобе Алекперова З.А., Гусейнова Х.И., Султановой Н.Х., Ахмедова О.А., Алиева Э.М., Михралиевой Н.И., Гусейновой Т.Г., Гашимова Н.А., Агамирзоевой С.Д. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, не подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, удовлетворяющими требованиям об относимости и допустимости, решение не содержит выводы, вытекающие из установленных фактов, требования всех обратившихся в суд рассмотрел в одном производстве без выяснения мнения лиц, участвующих в деле, они не знают об определении об объединении дела в одно производство, поэтому, рассмотрение дела в одном производстве противоречит требованиям статьи 151 ГПК РФ, суд оставил без надлежащего реагирования заявления Гусейнова Х., Султановой Н. и Ахмедова О. о возврате исков и материалов им для дооформления, дело рассмотрено в его отсутствие, однако, он не был надлежаще извещен о времени рассмотрения дела, Гусейнова Т., Гашимов Н. и Агамирзоев С. не принимали участие в деле, они никого не уполномочивали на участие в деле, однако, их никто надлежаще о времени рассмотрения дела не извещал, суд не убедился в подлинности их заявлений, свидетельства о государственной регистрации признаны недействительными только в отношении Гусейнова Х., Султановой Н. и Ахмедова О., соответственно, все остальные лица остаются собственниками, а суд отказал в удовлетворении их требований о признании незаконными постановлений, которые нарушают их права собственников. Их доводы о том, что администрацией ГО «город Дербент» фактически произведено изъятие участка, не получили правильной оценки, суд не истребовал и не исследовал в судебном заседании индивидуальный градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, правила землепользования и застройки территорий города, утвержденных на Дербентском городском Собрании депутатов, а также документ, причисляющий место расположения их земельных участков к особо охраняемым территориям, либо к территориям, изъятым из оборота, их ходатайства об этом судом оставлены без удовлетворения. Оставлено без удовлетворения и ходатайство об исследовании в судебном заседании Устава МО ГО «город Дербент». Показания свидетеля Таибова Р. о том, что в ГО «город Дербент» отсутствует градостроительный регламент, оставлены без надлежащей оценки, при разрешении дела суд применил нормы права, которые не подлежали применению. Суд удовлетворил требования администрации ГО «Город Дербент» по тем основаниям, что она не была полномочна распоряжаться рекреационными землями, однако, суд не учел, что в таком случае она не может обращаться в суд за защитой прав относительно таких земель, с этой точки зрения не выяснил, кто является надлежащим истцом по делу. Администрация ГО «город Дербент» могла заявить требования о расторжении заключенных договоров, однако, она не заявила такие требования, а суд в отсутствие законных оснований посчитал за ней право на обращение в суд с требованиями о признании выданных им документов недействительными, тогда как права самой администрации этими решениями не нарушаются. В кассационной жалобе Рябовой П.К.- представителя Мисриханова В.С. ставится вопрос об отмене решения суда, указывая, что земля предоставлена ему как участнику боевых действий в Чеченской Республике и он является собственником земельного участка по <адрес> в г. Дербенте, признавая его документы на земельный участок недействительными, суд не учел, что обязанность сохранения документов о предоставлении земельного участка лежит на администрации ГО «город Дербент», он же при получении участка соответствующие документы сдавал в администрацию, администрацией ГО «город Дербент» не представлены документы, свидетельствующие о рекреационном характере земель, рекреационные земли не могут находиться в муниципальной собственности, соответственно, администрация не могла распоряжаться участками, соответственно, не может она и оспаривать в суде его право на участок, вся прибрежная территория г. Дербента застроена на основании решений администрации г. Дербента о предоставлении участков, однако, эти решения не отменяются. В кассационной жалобе Пирмагомедова А.М.- представителя Шихалиевой Э.Г. также ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что решение не соответствует требованиям статей 195, 151 ГПК РФ, в деле отсутствует определение об объединении дел в одно производство, в отсутствие такого определения суд не мог рассмотреть требования разных лиц в одном производстве, суд не учел, что администрация признала свое постановление недействительным, тогда как такое право принадлежит только суду, суд не истребовал и не исследовал в судебном заседании документы, имеющие значение для дела, суд не учел также и то, что территория, на которой расположен ее земельный участок, не может быть рекреационной, поскольку на этом участке располагается городская мусорная свалка, в связи с чем на этой территории никак невозможно отдыхать. В возражениях на кассационную жалобу ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что доводы кассационных жалоб не состоятельны, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему. Постановлениями администрации ГО «город Дербент»: от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома»; от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. »; от 6 октября 2009 года № 104\1 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. »; от 6 октября 2009 года № 104\2 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность »; от 6 октября 2009 года № 104\3 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. »; от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов» Гусейновой Т.Г., Агамирзаевой С.Д., Михралиевой Н.И., Гашимову Н.А., Гусейнову Х.И., Шихалиевой Э.Г., Султановой Н.Х., Ахмедову О.А., Алекперову З.А., Алиеву Э.И. и Ризаевой М.У. предоставлены земельные участки в кадастровом квартале № в районе <адрес> в г. Дербенте. На основании постановлений главы администрации городского округа «город Дербент» изготовлены и выданы кадастровые паспорта: от 09 сентября 2009 года № на участок Гусейнова X., от 30 октября 2009 года № на земельный участок Гусейновой Т.Г., от 30 октября 2009 года № на земельный участок Агамирзоевой С.Д., от 30 октября 2009 года № Михралиевой Н, от 02 ноября 2009 года № на земельный участок Гашимова НА.,от 15 апреля 2010 года № на земельный участок Ахмедова О., от 16 апреля 2010 года № на земельный участок Султановой Н.Х., от 13 мая 2010 года № на земельный участок Алиева Э.И., от 14 мая 2010 года № на земельный участок Ризаевой М., от 24 июня 2010 года № на земельный участок Алекперова 3. На основании постановлений главы администрации г.Дербента между Комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента и с Гусейновым Х.И., Шихалиевой Э., Агамирзоевой С. Д., Михралиевой Н. И., Гусейновой Т.Г., Гашимовым Н.А., Султановой Н.Х., Ахмедовым О.А., Алиевым Э. И., Ризаевой М. У., Алекперовым 3. А., с каждым в отдельности заключены договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков соответственно от 18 сентября 2009 года № 1059, от 22 сентября 2009 года № 1069, от 05 ноября 2009 года № 1278, от 05 ноября 2009 года № 1279, от 05 ноября 2009 года № 1280, от 5 ноября 2009 года № 1281, от 21 апреля 2010 года № 517, от 21 апреля 2010 № 520, от 20 мая 2010г. № 704, от 20 мая 2010г. № 702, от 02 июля 2010г. № 32. Заявители зарегистрировали своё право собственности на выделенные им участки в органах Федеральной регистрационной службе и получили свидетельства о государственной регистрации права собственности соответственно от 16 октября 2009 года на имя Гусейнова Х.И., от 30 октября 2009 года на имя Шихалиевой Э., от 07 мая 2010 года на имя Султановой Н.Х. и Ахмедова О.А., от 31 июля 2010г. на имя Алекперова 3. А., от 13 августа 2010г. на имя Алиева Э. и Ризаевой М. У., от 21 ноября 2009 года на имя Гусейновой Т. Г., от 21 ноября 2009 года Агамирзоевой С. Д., от 21 ноября 2009 года на имя Гашимова Н. А., от 22 декабря 2009 года на имя Михралиевой Н. И. Постановлениями ГО «город Дербент»: от 30 декабря 2010 года № 378 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\3 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. »; от 30 декабря 2010 года № 381 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\2 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность »; от 30 декабря 2010 года № 383 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома»; от 31 декабря 2010 года № 408 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; от 31 декабря 2010 года № 409 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. »; от 31 декабря 2010 года № 410 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\1 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. » вышеуказанные постановления о предоставлении земельных участков названным лицам отменены. Заявители оспаривают постановления об отмене постановлений ГО «город Дербент» о предоставлении им земельных участков, считая, что они носят характер изъятия земельных участков, на которые у них уже возникло зарегистрированное право, что исключает возможности отмены этих постановлений самим муниципальным образованием, в этом случае, как они указывают, ГО «город Дербент» могло их права оспорить путем обращения в суд. Эти доводы заявителей заслуживают внимания. Возражая против этих доводов заявителей, администрация ГО «город Дербент» указывает, что постановления о предоставлении земельных участков являются муниципальными правовыми актами, а в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления, принявший (издавший) его, может отменить соответствующий незаконный муниципальный правовой акт. Суд первой инстанции согласился с доводами администрации ГО «город Дербент». Однако, такой вывод суда нельзя признать правильным и соответствующим требованиям закона. По общему правилу, предусмотренному статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Это право органа местного самоуправления вытекает из необходимости контроля, в том числе и самоконтроля, за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. Однако, данная норма закона подлежит применению в его системной связи с другими нормами права, регулирующими полномочия и права органов по принятию актов, а также пределы осуществления прав. Администрация ГО «город Дербент» неправильно восприняла названную норму как предоставляющую органу местного самоуправления неограниченное право на отмену муниципального правового акта. В соответствии со статьей 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Отсюда следует, что разумность и добросовестность органа местного самоуправления- ГО «город Дербент» при принятии решения вопроса о предоставлении земельных участков гражданам, в том числе и заявителям, предполагается. Отменяя ранее принятые решения о предоставлении заявителям земельных участков, администрация ГО «город Дербент» сослалась на то, что при предоставлении земельных участков администрацией ГО «город Дербент» нарушены требования земельного законодательства, выразившиеся в том, что не был обеспечен предварительный выбор участков под индивидуальное жилищное строительство, население не было информировано о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, не проверено наличие у заявителей в собственности, постоянном бессрочном (постоянном) пользовании, пожизненно наследуемом владении земельные участки, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, имеют ли они жилье, соответствующее учетной норме жилого помещения, кроме того, земельные участки расположены в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования, установленных схемой функционального зонирования. Тем самим, администрация указала на нарушения, которые по ее мнению, свидетельствуют о недействительности (незаконности) вынесенных ею ранее постановлений, нарушающих права населения ГО «город Дербент». Статья 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулирует права и полномочия органа местного самоуправления по признанию актов, в том числе и собственных, недействительными (незаконными). Ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, недействительным может быть признан только судом (статья 13 ГК РФ), а не каким-либо другим органом. Применяя правила, предусмотренные статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и признавая вынесенные ею ранее постановления незаконными, администрация ГО «город Дербент» не учла, что право органа местного самоуправления на отмену своих муниципальных правовых актов может быть реализовано без обращения в суд в том случае, если отмена этого акта не затрагивает чьи-либо гражданские права, которые могут быть опорочены только в судебном порядке. Из материалов дела следует, что на основании постановлений администрации ГО «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », от 6 октября 2009 года № 104\1 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », от 6 октября 2009 года № 104\2 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность », от 6 октября 2009 года № 104\3 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов» Гусейнова Т.Г., Агамирзаева С.Д., Михралиева Н.И., Гашимов Н.А., Гусейнов Х.И., Шихалиева Э.Г., Султанова Н.Х., Ахмедов О.А., Алекперов З.А., Алиев Э.И. и Ризаева М.У. получили правоустанавливающие документы, зарегистрировали в установленном порядке свое право собственности на участки. Признание ранее вынесенных правовых актов незаконными и их отмена имеют целью лишение заявителей гражданских прав, возникших на основе этого акта, и создание им препятствий в осуществлении права собственности. Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Признавая свои правовые акты незаконными и на этом основании отменяя их по своему усмотрению с использованием права, предусмотренного статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация ГО «город Дербент» лишила названных правообладателей возможности защищать свои права, представлять свои возражения, доводы и основания против признания этих актов незаконными, т.е. действовала произвольно, злоупотребляя своим правом на отмену своих постановлений. Между тем, конституционное право на судебную защиту как разновидность основных прав и свобод человека и гражданина не может быть ограничено, оно неотчуждаемо, принадлежит каждому от рождения и признается, гарантируется государством (статья 17 Конституции РФ). Отраслевые нормативные правовые акты (в данном случае- нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») не могут отменять установленное Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту, не могут устанавливать процедуры, затрудняющие или делающие невозможным осуществление судебной защиты. Права и свободы человека и гражданина (в том числе право на судебную защиту) могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Однако, администрация ГО «город Дербент» истолковала и применила норму Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как позволяющую ей без судебного разбирательства ограничивать права заявителей, без обращения в суд признала ранее принятые ею постановления незаконными отменила их, пользуясь административным усмотрением и действуя недозволенным способом. Кроме того, администрация ГО «город Дербент» не учла, что на основании постановлений о предоставлении земельных участков с заявителями заключены договора о предоставлении земельных участков в собственность, эти договора и право собственности указанных лиц зарегистрированы в установленном порядке в органе по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнив административный акт, т.е. публично-правовые отношения по предоставлению земельных участков прекратились, а возникли (и существуют и поныне) обязательственные правоотношения, основанные на самостоятельных гражданско-правовых сделках. Отсюда следует, что основания, по которым администрацией ГО «город Дербент» постановления о предоставлении земельных участков признавались незаконными и отменялись, не могут рассматриваться в рамках данного процесса. Однако, суд рассмотрел эти основания и исходя из них признал законными постановления администрации ГО «город Дербент» об отмене постановлений о предоставлении земельных участков, тогда как они не могли быть предметом судебной проверки в рамках данного процесса, в связи с чем суду следовало проверить лишь соблюдение администрацией ГО «город Дербент» полномочий на отмену своих постановлений, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения, подлежащие оспориванию только в суде лицом, права которого нарушены. Следовательно, оспариваемые Гусейновой Т.Г., Агамирзаевой С.Д., Михралиевой Н.И., Гашимовым Н.А., Гусейновым Х.И., Шихалиевой Э.Г., Султановой Н.Х., Ахмедовым О.А., Алекперовым З.А., Алиевым Э.И. и Ризаевой М.У. муниципальные правовые акты администрацией ГО «город Дербент» приняты за пределами своих полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отказывая в удовлетворении требований Гусейновой Т.Г., Агамирзаевой С.Д., Михралиевой Н.И., Гашимову Н.А., Гусейнову Х.И., Шихалиевой Э.Г., Султановой Н.Х., Ахмедову О.А., Алекперову З.А., Алиеву Э.И. и Ризаевой М.У., суд не дал правильную правовую оценку их доводам, не применил приведенные нормы законов, ограничивающие право органа местного самоуправления на отмену муниципальных правовых актов, что привело суд к неправильным выводам о неограниченном праве органа местного самоуправления на отмену собственных постановлений. Неправильное применение и толкование норм материального права в соответствии с требованиями статьи 363 ГПК РФ является основанием для отмены судебного решения. Поэтому, решение суда об отказе в удовлетворении требований Гусейновой Т.Г., Агамирзаевой С.Д., Михралиевой Н.И., Гашимову Н.А., Гусейнову Х.И., Шихалиевой Э.Г., Султановой Н.Х., Ахмедову О.А., Алекперову З.А., Алиеву Э.И. и Ризаевой М.У. о признании незаконными и отмене постановлений администрации ГО «город Дербент» от 30 декабря 2010 года № 378 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\3 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », от 30 декабря 2010 года № 381 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\2 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность », от 30 декабря 2010 года № 383 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», от 31 декабря 2010 года № 408 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», от 31 декабря 2010 года № 409 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », от 31 декабря 2010 года № 410 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\1 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. » подлежит отмене. Поскольку постановления администрации ГО «город Дербент» о предоставлении земельных участков заявителям администрацией ГО «город Дербент» отменены в результате административного усмотрения и злоупотребляя своим правом, предусмотренным статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с нарушением пределов своих полномочий? а также недозволенным способом, т.е. с нарушением требований закона, требования заявителей подлежит удовлетворению. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит нормы права, согласно которой орган местного самоуправления полномочен обращаться в суд с требованиями об оспаривании собственных решений и сделок, заключенных им по вопросам местного значения в порядке выполнения публичных функций. Не содержит такой нормы закона и Закон РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан». Не содержат эти законы и нормы, согласно которой орган местного самоуправления полномочен обращаться в суд в интересах других лиц. Отсюда следует и то, что орган местного самоуправления, в данном случае, администрация ГО «город Дербент» не является органом, который в соответствии со статьей 46 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поэтому, доводы администрации ГО «город Дербент» о том, что она обращается в суд в интересах населения города, которое не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, не могут свидетельствовать о полномочиях администрации «город Дербент» на обращение в суд и наличии оснований по ее иску признавать недействительными документы, выданные Гусейнову Х.И., Султановой Н.Х. и Ахмедову О.А. В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отсюда следует, что обращаясь в суд с требованиями о признании заключенных с Гусейновым Х.И., Султановой Н.Х. и Ахмедовым О.А. договоров передачи в собственность земельных участков, а также правоустанавливающих документов, выданных им на предоставленные им в собственность земельные участки, администрация ГО «город Дербент» должна указать нарушенное названными документами ее право или законный интерес. Как это следует из иска, администрация обращается в суд только по мотивам, что земельные участки заявителям предоставлены с нарушением земельного законодательства и прав населения г. Дербента. Между тем, само по себе нарушение земельного законодательства при предоставлении земельных участков не может свидетельствовать о нарушении прав и интересов администрации ГО «город Дербент», а также о ее праве на обращение в суд. Кроме того, нарушение законодательства допущены самой администрацией ГО «город Дербент», являющейся стороной договорных правоотношений, что не может служить свидетельством нарушения прав этой стороны и основанием для оспаривания этой стороной заключенных договоров. Кроме того, ни администрация ГО «город Дербент», ни суд первой инстанции не привел норму закона (статьи 166-179 ГК РФ), на основании которой заключенные с заявителями сделки должны признаваться недействительными. Как это следует из умозаключений суда первой инстанции, такими основаниями является то, что администрация отменила свои постановления о предоставлении земельных участков. Однако, такое основание для признания сделок законом не предусмотрено. Кроме того, в связи с отменой решения суда об отказе в удовлетворении требований заявителей с принятием нового решения, это основание также отпадает. В суде кассационной инстанции представитель администрации ГО «город Дербент» нарушением права администрации ГО «город Дербент» посчитал то, что земельные участки предоставлены из земель рекреационной зоны, расположенной в границах города Дербента. Однако, само по себе нахождение земель в границах муниципального образования не может свидетельствовать о правах муниципального образования на эти земли. В подтверждение прав, которые предоставлением земельных участков заявителям нарушены и подлежат судебной защите, администрация ГО «город Дербент» ссылается на Постановление Совета Министров РСФСР № 105 от 10 февраля 1977 года «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения», согласно которому побережье Каспийского моря от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР отнесены к курортам республиканского (РСФСР) значения, а также на постановление Совета Министров -Правительства РФ № 498 от 27 мая 1993 года «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан», которым установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Помимо этих норм закона судом применены Федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно которым курорты общереспубликанского и федерального значения относятся к федеральной собственности. Между тем, эти нормы не подтверждают право и полномочия администрации ГО «город Дербент» на обращение в суд. Постановление Совета Министров -Правительства РФ № 498 от 27 мая 1993 года «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан» лишь определяет границы округа санитарной охраны курортной зоны, но не права и полномочия органа местного самоуправления на обращение в суд. Постановлением Совета Министров РСФСР № 105 от 10 февраля 1977 года «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к постановлению Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморье) в соответствии с проектом планировки Приморского промышленного района, утвержденным Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 4 ноября 1971 г. N 429, отнесено к курортам республиканского значения. Федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 2, 32) и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», определяющими, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, а также то, что курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью, на что указал и суд первой инстанции, также не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления на обращение в суд в интересах Российской Федерации. Рассматривая требования о признании заключенных с Гусейновым Х.И., Султановой Н.Х. и Ахмедовым О.А. договоров передачи в собственность земельных участков, а также правоустанавливающих документов, выданных им на предоставленные им в собственность земельные участки, недействительными, суд не учел, что для обращения в суд в целях защиты права федеральной собственности администрация ГО «город Дербент» должна иметь соответствующие полномочия, а она не имеет таких полномочий, что в силу статьи 46 ГПК РФ, как указано выше, исключает признание этих документов недействительными по иску администрации ГО «город Дербент». Соответственно, решение суда о признании недействительными заключенных с Гусейновым Х.И., Султановой Н.Х. и Ахмедовым О.А. договоров передачи в собственность земельных участков, а также правоустанавливающих документов, выданных им на предоставленные им в собственность земельные участки, подлежит отмене как вынесенное по требованиям лица, чьи права не нарушаются и по требованию лица, не имеющего право на обращение в суд. Поскольку эти обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом в нарушение закона не были учтены, а они установлены материалами дела, судебная коллегия находит возможным отменить решение суда и в этой части с принятием решения об отказе в удовлетворении требований администрации ГО «город Дербент». Доводы возражений на кассационные жалобы о том, что документом, подтверждающим права администрации ГО «город Дербент» на обращение в суд, является генеральный план г. Дербента, в границах которого расположена рекреационная зона, в границах которой предоставлены земельные участки, также не могут свидетельствовать о нарушении права администрации ГО «город Дербент» и его полномочиях на обращение в суд, поскольку само по себе нахождение земель, отнесенных к курортам республиканского значения (в данном случае- федерального значения), не может свидетельствовать о принадлежности земель к муниципальной собственности, соответственно, и о праве на обращение в суд. Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Дербентского городского суда от 23 июня 2011 года отменить. Требования Гусейновой Т.Г., Агамирзаевой С.Д., Михралиевой Н.И., Гашимова Н.А., Гусейнова Х.И., Шихалиевой Э.Г., Султановой Н.Х., Ахмедова О.А., Алекперова З.А., Алиева Э.И. и Ризаевой М.У. о признании незаконными и отмене постановлений администрации ГО «город Дербент» от 30 декабря 2010 года № 378 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\3 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », от 30 декабря 2010 года № 381 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\2 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность », от 30 декабря 2010 года № 383 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», от 31 декабря 2010 года № 408 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», от 31 декабря 2010 года № 409 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. », от 31 декабря 2010 года № 410 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\1 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. » удовлетворить. Постановления администрации ГО «город Дербент»: от 30 декабря 2010 года № 378 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\3 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. »; от 30 декабря 2010 года № 381 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\2 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность »; от 30 декабря 2010 года № 383 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома»; от 31 декабря 2010 года № 408 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; от 31 декабря 2010 года № 409 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. »; от 31 декабря 2010 года № 410 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 6 октября 2009 года № 104\1 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. » признать незаконными и отменить. Администрации ГО «город Дербент» в удовлетворении требований к Гусейнову Хуршуд И.Ш. Ирзаевичу, , , Дербентскому межрайонному отделу №2 ФГУ ЗКП по РД, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании недействительными договоров о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков, заключенных между Комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Гусейновым X. от 18 сентября 2009 года № 1059, Ахмедовым О. А. от 21 апреля 2010 года № 520, Султановой Н. X. от 21 апреля 2010 № 517; свидетельств о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2009 года на имя , от 07 мая 2010 года на имя и от 7 мая 2010 года на имя , а также кадастровых паспортов на земельные участки от 09 сентября 2009 года №, от 15 апреля 2010 года №, и от 16 апреля 2010 года №, выданных этим лицам, отказать. Председательствующий Судьи