<.> Дело № г. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е <адрес> <дата> Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда <адрес> в составе: председательствующего – ФИО3, судей - ФИО11, ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО12 рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе главы администрации МО «Хасавюртовский район» ФИО5 на решение Хасавюртовского районного суда от <дата> гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов ФИО1 P.M. к МО «Хасавюртовский район», Министерству образования и науки РД и Министерству Финансов РД об обеспечении ФИО1 P.M., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Заслушав доклад судьи Верховного Суда <адрес> ФИО11, объяснения представителя МО « <адрес>» по доверенности от <дата> ФИО6, по мнению которого решение суда подлежит отмене как незаконное, а также прокурора ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия у с т а н о в и л а: <адрес> РД в интересах ФИО1 P.M. обратился в суд с иском к МО «Хасавюртовский район», Министерству образования и науки РД и Министерству Финансов РД об обеспечении ФИО1 P.M., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что ФИО1 P.M., <дата> года рождения, является сиротой, оставшийся без попечения родителей. С <дата> он, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, первым состоит в списках очередников <адрес> РД по категории «Дети-сироты». В соответствии со ст.8 Федерального закона № от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства <адрес> за № от <дата> «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета РД», Закона <адрес> от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, органами исполнительной власти вне очереди по месту жительства обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных норм. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета РД Зиявдинову P.M. не предоставлялась. Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает ответчика от исполнения обязательств, предусмотренных законодательством. Поскольку ФИО1 P.M. относится к малоимущим слоям населения, находится в тяжелом материальном положении, что не позволяет ему самому обратиться в суд, оплатить услуги адвоката, не обладает необходимыми юридическими знаниями для защиты своих прав самостоятельно, прокурор вправе обратиться в суд в защиту его интересов. По изложенным основаниям прокурор просил удовлетворить его исковые требования. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 иск поддержал и просил удовлетворить его по указанным в нём основаниям. Заинтересованное лицо ФИО1 P.M., в чьих интересах подан иск, исковые требования поддержал и пояснил суду, что его отец Магомедзагир умер <дата>-м году, а мать умерла <дата>. У него два брата и восемь сестер, он - самый младший в семье. В 2001-м году он был включен в список детей - сирот, нуждающихся в жилье. Жилого дома у него не нет, в связи с чем он вынужден со своей семьей проживать в доме своего брата. Представитель МО «Хасавюртовский район» ФИО9 иск не признал и пояснил суду, что ФИО1 P.M., хотя и является сиротой и включен в список детей сирот, нуждающихся в жилье, вместе со своими братьями и сестрами является наследником имущества, оставшегося после смерти родителей, в частности, жилого дома, расположенного в <адрес>. наследования. В настоящее время ФИО1 P.M. проживает в доме своего брата. По указанным основаниям он просил отказать в удовлетворении иска. Представитель отдела опеки и попечительства МО «Хасавюртовский район» ФИО10 иск также не признал и пояснил суду, что ФИО1 P.M. включен в списки детей - сирот, нуждающихся в жилье. Однако, он, как наследник, после смерти своих родителей имеет свою долю в наследственном доме, оставшемся от родителей. Проверкой установлено, что за ФИО1 P.M. право на жилье не зарегистрировано, однако, место для проживания у него имеется, что позволяет признать требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель Министерства образования и науки РД, а также представитель Министерства Финансов РД, от которого поступили возражения на иск, в суд не явились, хотя были надлежащим образом извещены о дне, месте и времени судебного заседания, в связи с чем дело судом рассмотрено без их участия. Решением Хасавюртовского районного суда от <дата> постановлено: «Исковое заявление прокурора <адрес> РД в защиту интересов ФИО1 P.M. к МО «Хасавюртовский район». Министерству образования и науки РД и Министерству Финансов РД об обеспечении ФИО1 P.M., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм удовлетворить частично. Обязать администрацию МО «Хасавюртовский район» обеспечить ФИО1 жильем не ниже установленных законом норм с учетом очередности списка, утвержденного администрацией МО «Хасавюртовский район». В остальной части иска отказать». В кассационной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу ФИО2 решения об отказе в иске. Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела судом допущены нарушения норм материального и процессуального права. Согласно справки администрации с. ФИО2 Костек у ФИО1 P.M. имеется оставшееся после смерти родителей домовладение, общей площадью 170 кв.м. Ссылка истца на ст. 8 Федерального закона № от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не уместна, поскольку указанная норма предусматривает обеспечение жильем детей - сирот, у которых не имеется закрепленное за ним жилье. Средства на указанные цели выделяются за счет средств республиканского бюджета, предоставляемых в виде субвенций. ФИО1 на учёт лиц, нуждающихся в - документы, содержащие сведения о жилом помещении, в котором проживал ребенок на момент утраты родительского попечения; - копии правоустанавливающих документов на жилое помещение по месту проживания (регистрации) ребенка и его родителей (ордер, договор приватизации, купли-продажи, мены, дарения, выписка из домовой книги); - справка органов местного самоуправления об отсутствии у ребенка и его родителей жилого помещения. В материалах дела указанные документы отсутствуют. В соответствии со ст.86 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Судом не принято во внимание ходатайство Министерства Финансов о применении к заявленным требованиям сроков исковой давности предусмотренных ст. 196 ГК РФ. Суд в мотивировочной части решения не указал доводы, по которым отвергает представленные ответчиком доказательства. В возражениях помощника прокурора <адрес> РД ФИО8 указано на несостоятельность изложенных в кассационной жалобе доводов, поскольку выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона. Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке. Из материалов дела усматривается и судом установлено, что родители ФИО1 умерли <дата> ( отец) и <дата> ( мать), ФИО1, <дата> года рождения, является сиротой, оставшийся без попечения родителей, в связи с чем администрацией <адрес> РД <дата> он включен в списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории « Дети-сироты» за №. Ответчиком в суд не представлены доказательства обеспеченности ФИО1 Р.М. жильем, а из справки – письма директора ФГУП « Ростехинвентаризация» филиала по РД за № от <дата> следует, что за ФИО1 в сел. ФИО2 <адрес> РД недвижимое имущество не зарегистрировано. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Приведенные нормы позволяют признать обоснованными изложенные в решении выводы суда о том, что предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и оно не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Из решения суда видно, что при рассмотрении дела суд правильно исходил из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных обстоятельств, к числу которых относятся в том числе и заявленные ответчиком по делу отсутствие свободного жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений и т.д. Судом также установлено, что в соответствии с Законом РД « О республиканском бюджете <адрес> на 2010 год и на плановый период 2011 -2012 годов» № от <дата> ( ред. От <дата>) на осуществление полномочий по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, МО « <адрес>» выделено 2011,6800 рублей. В силу п.2 Постановления Правительства РД № 161 от <дата> « Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета <адрес>» ( ред. Пост. Прав. РД от <дата>№) Министерство образования и науки РД определен уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий РД по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, а жалоба не содержит предусмотренных ст.ст. 362-364 ГПК РФ оснований, влекущих его отмену или изменение решения суда кассационном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение суда <адрес> от <дата> по делу по иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов ФИО1 оставить без изменения, а кассационную жалобу – представителя МО « <адрес>» - без удовлетворения. Председательствующий – Судьи: также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу требований абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <дата> №159-ФЗ (в ред. Федеральных законов от <дата> N 17-ФЗ. от <дата> N 122-ФЗ, от <дата> N 34-ФЗ, от <дата> N 8-ФЗ. от <дата> N 122-ФЗ, от <дата> N 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как видно из письма директора ФГУП «Ростехинвертизация» филиал по РД за № от <дата> за ФИО1 P.M. в <адрес> недвижимое имущество не зарегистрировано. Согласно свидетельств о смерти от <дата>, выданных отделом ЗАГС а МО «Хасавюртовский район», родители ФИО1 P.M. умерли <дата> и <дата> В соответствии с Законом РД «О республиканском бюджете <адрес> на 2010г. и на плановый период 2011г. и 2012г.» № от <дата> (ред. от <дата>) на осуществление полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, МО «Хасавюртовский район» выделено 2011.6800 руб. Из системного анализа названных выше законов следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства. Причем лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижению ими указанного возраста по обстоятельствам, не зависящих от их воли, сохраняют право на получение жилого помещения. В силу п.2 Постановления Правительства РД №161 от <дата> «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета <адрес>» (в ред. Постановления Правительства РД от <дата> №) Министерство образования и науки РД определен уполномоченным органом. осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Согласно п.7 указанного Порядка на Министерство финансов РД возлагается при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривать необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем лиц, указанных в п.2 настоящего Порядка. Согласно ст. 1 Закона РД от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона <адрес> от <дата> N 38) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. В силу требований ч.2 ст.4 упомянутого закона органы государственной власти РД обязан своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов РД субвенции на осуществлении государственных полномочий. Исходя из приведенных правовых норм, суд считает необоснованными требования, предъявленные в иске к Министерству образования и науки РД и Министерству Финансов РД, поскольку, как указывалось выше, дети - сироты обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту их жительства. Надлежащим ответчиком при таком положении является администрация МО «Хасавюртовский район». С учетом указанных обстоятельств в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> РД к Министерству образования и науки РД и Министерству Финансов РД следует отказать. Удовлетворяя частично иск, суд считает необходимым обязать администрацию МО «Хасавюртовский район» обеспечить ФИО1 P.M. жилым помещением не ниже установленных социальных норм с учетом очередности списка, утвержденного администрацией МО «Хасавюртовский район». 1*
улучшении жилищных условий, принят <дата>, т.е. после достижения восемнадцати лет. Какие-либо документы, обосновывающие правомерность или необходимость принятия его на учёт в таком возрасте в материалах дела не имеются и прокуратурой в суд не представлены. Кроме того, согласно п.3 Порядка для постановки на учет представляются: