Судья - Айбатов М.М. Дело № г. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Махачкала 11 мая 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – Шихгереева Х.И. судей - Загирова Н.В., Галимовой Р.С. при секретаре судебного заседания – Караханове М.Х. рассмотрела кассационную жалобу Эфендиева И.И. на решение Сулейман-Стальского районного суда от 03 марта 2011 года, которым постановлено: «Уточненные исковые требования Казимбекова А.И. удовлетворить. 1. Признать акт от 17. 10. 2006года о проверке документов, подтверждающих право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01. 01. 2005 года в М.О. «Сулейман Стальский район» незаконным, недействительным с момента его составления, а именно с 17. 10. 2006года. 2. Признать 14. 11. 1957года рождения, уроженца и жителя сел. Касумкент Сулейман Стальского района Р.Дагестан гражданином, пострадавшим вследствие радиационных катастроф, нуждающимся в улучшении жилищных условий по Сулейман Стальскому району Республики Дагестан с 20.07.1988 года. 3. Обязать, администрацию Муниципального района «Сулейман Стальский район» РД сформировать учетное дело на участника ЧАЭС Казимбекова А.И., и представить в межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по Р.Дагестан при Министерстве труда и социального развития РД. 4. Обязать межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по РД при Министерстве труда и социального развития РД, обеспечить Казимбекова А.И. жилищным сертификатом (или благоустроенным жильем) или субсидий на строительство или покупку жилья за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации». Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы Казимбекова А.И. и его представителя Шайдаева А.С., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия у с т а н о в и л а: обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Сулейман Стальский район» Р.Дагестан (А.М.О.- далее), Межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о признании акта от 17. 10. 2006года незаконным необоснованным с момента его подписания и утверждения, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, начиная с 20. 07. 1988 года и об обязании Администрацию МО и комиссию Минтруд обеспечить его жилищными сертификатами (или благоустроенным жильем) или субсидий на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Указывая, что он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987году, инвалид. По приезду к месту жительства он обратился по поводу улучшения своих жилищных условий в местные органы власти как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Из-за отсутствия жилищного фонда ему выделили земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Составлялись списки очередностей для получения или улучшения жилищных условий участников ликвидации последствий аварий на ЧАЭС и инвалидов. Эти списки, начиная с 1994 года, ежегодно утверждались подписями руководителей С.Стальского района, велся статистический отчет. Эти списки направляли в гор. Махачкала в республиканские специальные органы. До настоящего времени он не может получить указанные субсидии, а с введением в силу с 01. 01. 2005 года нового жилищного кодекса РФ вовсе отказали в этом. Свой отказ мотивировали тем, что гражданин, вставший на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01. 01. 2005 года обеспечивается жильем за счет средств федерального бюджета, бюджета Российской Федерации, а вставшие на учет после указанной даты - за счет средств местного бюджета уже по новому законодательству РФ в порядке очередности. Комиссия Минтруда вместе с другими документами требует постановление администрации МО «Сулейман-Стальский район» об утверждении списка граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановление об этом принято 16. 08. 2005 года за № 265. Комиссия не признает указанное постановление законным для финансирования за счет средств Федерального бюджета РФ, мотивируя свой отказ тем, что оно датировано 2005годом. В обосновании этого комиссия составила акт от 17. 10. 2006 года с участием трех членов комиссии. Что содержание акта не соответствует фактическим обстоятельствам дела они указывали в своих обращениях в различные органы государственной власти РД в том числе и комиссии. Аналогичные обращения имели место и со стороны руководства Администрации МО. Эти обращения оставлены без должного на то внимания и ответа. Также в судебном заседании истец уточнил свои исковые требования, и просил суд; признать акт от 17. 10. 2006 года о проверке документов, подтверждающих право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01. 01. 2005года в М.О. «Сулейман Стальский район». Судом постановлено вышеуказанное решение. На данное решение подана кассационная жалоба, в которой Эфендиев И.И. просит отменить решение суда, поскольку согласно удостоверению участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 15 июня 2006 года, в котором отсутствует штамп объекта «Укрытие», А.И. Казимбеков относится к числу военнослужащих, привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катасрофы в 1988 году, то есть к числу граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона. В соответствии со статьей 15 на граждан, указанных в пункте 4 статьи 13 Закона меры социальной поддержки по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до или после 1 января 2005 года, жилой площадью, не распространяются. Эти граждане могут состоять на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствие с жилищным законодательством Российской Федерации. В связи с чем, относительно обеспечения А.И.Казимбекова субсидией на улучшение жилищных условий либо благоустроенной жилой площадью за счет средств федерального бюджета являются необоснованными. Гражданам, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 (к которым относится А.И.Казимбеков) части первой статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Также суд в резолютивной части решения суда наряду с администрацией муниципального образования «Сулейман - Стальский район» обязывает обеспечить А.И.Казимбекова жилищным сертификатом (или благоустроенным жильем) или субсидией на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по Республике Дагестан при Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан, что не соответствует действительности. В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2004 года № 283 «Вопросы Межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» указано преобразовать Правительственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф в Межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и утвердить ее состав. Также постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2004 года № 283 предусмотрено, что в целях совершенствования работы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы» Межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Дагестан принять меры по реализации подпрограммы. При этом в постановлении Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2004 года № 283 не указано, что Межведомственная комиссия по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф обладает полномочиями по обеспечению жилищными сертификатами (благоустроенным жильем) или субсидией на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "(5 социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы. Пунктом 2 части 1 ст. 14 указанного Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что составлялись списки очередностей для получения или улучшения жилищных условий участников ликвидации последствий аварий на ЧАЭС инвалидов. Указанные списки, начиная с 1994 года, ежегодно утверждались подписями руководителей Сулейман-Стальского района, которые направлялись в республиканские органы, по этому поводу велась статистическая отчетность. Согласно акту межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф решений и подшивок решений Сулейман-Стальского райисполкома, подтверждающих о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ктастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года не найдены. Казимбеков А.И. обжалует этот акт по тем мотивам, что администрацией района ранее не издавались постановления о постановке Казимбекова А.И. и других лиц указанной категории на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как такое постановление от них не требовали, в списки, представляемые в Министерство труда и социального развития РД, Казимбеков А.И. не включен по неизвестной причине, вины его в этом не имеется. Эти доводы заслуживают внимание, вступившими в законную силу решениями суда от 17 марта 2010 года и 17 ноября 2010 года этот акт признан незаконным и недействительным. Поскольку вины Казимбекова А.И. в том, что Администрацией Сулейман-Стальского района не издавались постановления о постановке Казимбекова А.И., то судом первой инстанции правильно и обоснованно акт межведомственной комиссии от 17.10.2006 года признан недействительным. Поэтому оснований для отмены решение суда в этой части, судебная коллегия не усматривает. В тоже время решение суда в остальной части не может быть признано правильным. Признавая Казимбекова А.И. пострадавшим вследствие радиационных катастроф, нуждающимся в улучшении жилищных условий с 20.07.1988 года, возлагая на администрацию Муниципального района «Сулейман-Стальский район» сформировать учетное дело и представить в межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по Республике Дагестан при Министерстве труда и социального развития РД, а также, возлагая на межведомственную комиссию обязать обеспечить Казимбекова А.И. жилищным сертификатом (или благоустроенным жильем) или субсидием на строительство или покупку жилья за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации, суд фактически признал Казимбекова А.И. лицом, имеющим право на получение жилья, как лицом, принятым на учет, нуждающимся в жилье, до 01 января 2005 года. Однако такой вывод суда нельзя признать правильным. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991 года «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на получение жилья или субсидия на приобретение жилья в зависимости от их постановки на учет по состоянию на 01.01.2005 года, имеют лица указанные в пунктах 1 и 2 ст. 13 Закона. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 ст. 13 Закона такими лицами являются граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы. Из материалов дела следует, что Казимбеков А.И. не относится к числу граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 13 Закона. Однако суд, удовлетворяя требования Казимбекова А.И., это обстоятельство не учел. Казимбеков А.И. утверждает, что имеет удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на основании которого он имеет право, предусмотренное Законом «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако это удостоверение не может свидетельствовать о наличии у него прав, предусмотренных для граждан указанных в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 13 Закона. Согласно справке МСЭ Казимбеков А.И. признан инвалидом 3 группы по общему заболеванию. Из этого документа не следует, что его инвалидность связана с вредом радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Поэтому, согласно этому удостоверению и характеристики его участия в ликвидации последствий аварий на ЧАЭС, Казимбеков А.И. относится к категории граждан, указанных в пункте 4 части 1 ст. 13 Закона «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Между тем, лица, указанные в пункте 4 части 1 ст. 13 Закона в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона также имеют право на получение жилья в соответствии с жилищным законодательством. Однако суд это обстоятельство также не учел. Как усматривается из материалов дела и акта межведомственной комиссии, в отношении Казимбекова А.И. имелось учетное дело. Однако оно в судебном заседании не исследовалось и содержащим в нем материалам оценка не дана. Таким образом, при изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия установила: Решение Сулейман-Стальского районного суда от 03 марта 2011 года в части признания акта от 17.10.2006 года о проверке документов, подтверждающих право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в МО «Сулейман-Стальский район» незаконным недействительным с момента его составления, а именно с 17.10.2006 года оставить без изменения, в остальной части решение суда отменить и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий Судьи: