Судья ФИО12 Дело № 33-1784 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Махачкала 22 июня 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – ФИО13 судей – ФИО3 и ФИО14 при секретаре судебного заседания ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика – начальника УОПФР по РД в <адрес> ФИО7 на решение Кайтагского районного РД от 18 мая 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО3, объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО5, просившей решение суда отменить по доводам кассационной жалобы, истца ФИО6, просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия установила: ФИО1 обратился в суд с жалобой на действия Судом по результатам рассмотрения дела принято следующее решение: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Признать отказ ГУ-ОПФ РФ по РД в Дахадаевском районе на назначение ФИО1 пенсии за выслугу лет по педагогической деятельности незаконным. Обязать его же - ГУ-ОПФ РФ по РД в Дахадаевском районе назначить пенсию за выслугу лет со дня его предыдущего обращения, имея ввиду, что право на оформление пенсии у ФИО1 0.3. возникло с 15.08.2010 г. Взыскать с ГУ-ОПФ РФ по РД в Дахадаевском районе в пользу ФИО1 210 (двести десять) рублей в счет компенсации расходов по уплаченной сумме госпошлины, В остальной части исковых требований ФИО1 отказать». В кассационной жалобе указывается, что принятое решение противоречит требованиям закона и необоснованно по следующим основаниям. В соответствии с п/п 19 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного статьей 7 данного закона назначается лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 указанного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п/п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях», исчисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г., № 781 с учетом утвержденного этим же постановлением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим пед. деятельность в учреждениях для детей. В Списке «Служба в составе Вооруженных Сил ССР » не предусмотрено, в связи с чем период службы в рядах СА с 31.10.1985 г. по 17.05.1987 г. включению в стаж не подлежит, и его спец. стаж составил менее 25 лет, а именно 24 года 1 мес. 10 дней. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П определено, что «нормы ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало лицо до введения в действие нового правого регулирования». Истец ссылается на п/п «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, а именно, что в стаж работы учителей и других работников просвещения включается, служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывания в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. В силу п. 4 данного Положения время подобной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, т. е. 16 лет 8 мес. от требуемых 25 лет. Конституционный Суд РФ в упомянутом Постановлении указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию, т.е., чтобы сохранить права сначала необходимо их приобрести до 01.10.1993 г. (На основании Постановления СМ РФ от 22.09.1993 № 953 на территории РФ с 01.10.1993 г. не применяется Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397) Стаж ФИО1, который приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию именно до 01.10.1993 г., т. е. в школах, на дату прекращения применения Постановления за периоды с 15.08.1985 г. по 24.10.1985 г., 31.10.1985 г. по 11. 05. 1987 г., 03. 06.1987 г. по 20. 07. 1987 г., 10. 09. 1987 г. по 01.10. 1993 г. составляет 8 лет 10 мес. 29 дней, что меньше 16 лет и 8 мес. В возражениях на кассационную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения. Поверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1)неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2)недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3)несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4)нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие основания для отмены решения суда по настоящему делу имеются. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 по окончании учебы в ВУЗе начал трудовую деятельность с 15.08.1985 г. в качестве педагога. С 31.10.1985 по 17.05.1987 гг. он проходил срочную службу в рядах СА, а по возвращении со службы продолжает по настоящее время педагогическую деятельность. Данные обстоятельства не оспариваются и ответчиком. Однако, правильно установив юридически значимые обстоятельства, суд применил к ним нормы недействующего материального права. Так, суд указал в решении, что отказ в назначении ФИО1 пенсии по выслуге лет неправомерен, поскольку в соответствии с п/п «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР № 1397 от 17.12.1959г. в стаж работы по специальности, дающий право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Ссылку ответчика на позже принятые законы суд признал несостоятельными в силу «отсутствия обратной силы этого закона (ст.4 ГК РФ)» и пришел к выводу о том, что должны применяться те нормы, которые действовали на период возникновения спорных правоотношений, т.е. Положение, утвержденное вышеназванным Постановлением СМ СССР. Выводы суда ошибочны, противоречат требованиям действующего законодательства. В соответствии с п/п 19 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного статьей 7 данного закона назначается лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 указанного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п/п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях», исчисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 с учетом утвержденного этим же постановлением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В Списке служба в составе Вооруженных Сил ССР не предусмотрена. В своем Постановлении №2-П от 29.01.2004 г. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. Регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. Исходя из того, что на момент изменения пенсионного законодательства, истец не приобрел права на получение льготной пенсии (согласно расчетам, представленным УОПФР стаж ФИО1, дающий право на льготную пенсию, составлял 8 лет 10 мес. 29 дней, вместо необходимого 16 лет и 8 мес.), доводы ответчика о несостоятельности решения суда и необходимости его отмены являются обоснованными. Таким образом, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, суд неправильно применил нормы материального права, что влечет отмену судебного решения. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но при их оценке неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила: Решение Кайтагского районного суда РД от 18 мая 2011 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1. Сумму госпошлины в размере 200 (двести) рублей взыскать с истца ФИО1 Председательствующий Судьи
должностных лиц ГУ-ОПФ РФ по РД в Дахадаевском районе. Так, он
обратился за назначением пенсии по выслуге лет по педагогической
специальности (25 лет стажа), т.к. он с <дата> по настоящее
время работает педагогом начальных классов Харбукской СОШ. 25-
летний стаж; у него достиг в августе 2010 г., но ему в назначении
льготной пенсии по выслуге лет отказали, считая, что период службы в
рядах СА с <дата> по <дата>г, не может входить в
специальный стаж: по педагогической деятельности как не предусмотренная перечнем должностей, дающих право на досрочное назначение, пенсии за выслугу лет.