Судья <.> Дело № 33 – 2205 – 2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Махачкала 27 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – Мамаева И.М. судей – Абдулхалимова М.М. и Магадовой А.В. при секретаре – Шуаеве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе и.о. главы МО «сельсовет Первомайский» А.Ч.Р. на решение Каякентского районного суда РД от 06 июля 2011 года, которым постановлено: «1. Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД к администрации МО «сельсовет Первомайское» Каякентского района РД о признании незаконными бездействия администрации МО «сельсовет Первомайское» и ООО «Первомайское» Каякентского района РД, понуждении к действиям, присуждении к исполнению обязанности в натуре, пресечений действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения удовлетворить. 2. Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования - сельского поселения «село Первомайское» Каякентского района РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения. 3. Обязать администрацию МО «село Первомайское» Каякентского района организовать санитарную очистку территории поселения от мусора, сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах поселения в соответствии с действующим законодательством: - организовать уборку мест общего пользования на территории с. Первомайское Каякентского района от твердых бытовых отходов и мусора, обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88; - организовать разработку и принятие в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории с. Первомайское Каякентского района РД, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) в срок до 01.09.2011 г.; - организовать в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» выполнение в срок до 10.01.2012 г. следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: а) разработку и представление на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; б) утвердить технические задания по разработке инвестиционной программы организаций коммунального комплекса - программы финансирования строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, обеспечить ее разработку, рассмотрение и утверждение; - в срок до 10.01.2012 г. разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории с. Первомайское Каякентского района; - в срок до 01.11.2011 г. в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов; - в срок до 10 01.2012 г. в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. организовать выбор места для оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории МО «село Первомайское», предоставление земельного участка для этих целей конкретному пользователю (арендатору) и оборудование полигона для указанной цели. 4. Обязать ООО «Первомайское» Каякентского района: - обеспечить вывоз бытовых отходов по заключенным договорам с потребителями с. Первомайское в соответствии с санитарными правилами и нормами – СанПиН 42-128- 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Минздравом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, ГОСТом Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 г. N 158-СТ, Правилам и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Pocсии от 27 сентября 2003 г. N 170, с учетом сезонных и климатических условий; - осуществить размещение бытовых отходов, полученных от потребителей услуг в с. Первомайское, на оборудованном в соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства полигоне отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов; - в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, вывесить в с. Первомайское, в удобном для ознакомления потребителей месте Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, установленные органом местного самоуправления, тарифы по оказанию услуг, гарантийные обязательства исполнителя услуг, сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей; - получить лицензию на оборот опасных отходов; - запретить размещение ТБО на земельном участке в кадастровом квартале 05:08:000024, расположенном в южной стороне в 2-х км. от сел. Первомайское Каякентского района размерами 100 х 30 и высотой 1.5 метра. - в срок до 10.01.2012 г. на использованном для размещения бытовых отходов полигоне, расположенном в южной стороне на окраине села Первомайское Каякентского района на расстоянии 2-х км. от окраины села, на земельном участке произвести санацию и рекультивацию». Заслушав доклад судьи Абдулхалимова М.М., объяснения прокурора Б.А.М., просившего решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА : Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «село Первомайское» Каякентского района РД и ООО «Первомайское» Каякентского района РД о признании незаконным бездействия администрации МО «село Первомайское» Каякентского района РД по надлежащей организации санитарной очистки территории муниципального образования от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения и о возложении на администрацию МО «село Первомайское» Каякентского района и ООО «Первомайское» обязанности по организации санитарной очистки территории поселения от мусора, сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов в границах поселения в соответствии с действующим законодательством. В обоснование указал, что в ходе проведенной Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены грубые нарушения требования законодательства, связанные с оборотом отходов производства и потребления на территории МО «село Первомайское» Каякентского района РД. В частности, в местах общего пользования на территории села отсутствуют контейнеры для сбора мусора; на окраине села и в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов; планово-санитарная очистка территории села не налажена; вывозимые отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне, расположенном на окраине села. Администрацией МО «село Первомайское» Каякентского района и ООО «Первомайское», осуществляющим деятельность по сбору твердых бытовых отходов и их вывозу на основании заключенного договора от 11.01.2011 г., необходимые меры по устранению выявленных нарушений не предпринимаются, чем нарушаются права и интересы неопределенного крага лиц, проживающих на территории МО «село Первомайское» Каякентского района РД. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе и.о. главы МО «сельсовет Первомайский» А.Ч.Р. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование указывает, что, несмотря на наличие в действительности указанных в решении суда недостатков, связанных со сбором и вывозом бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования, суду следовало отказать в удовлетворении иска, поскольку у Администрации МО «сельсовет Первомайский» денежные средства на устранение указанных недостатков отсутствуют, а Администрацией муниципального района «Каякентский район» денежные средства на указанные цели не выделяются. В возражении на кассационную жалобу помощник Махачкалинского природоохранного прокурора А.А.Г. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по организации очистки территорий муниципального образования от мусора, его сбору и вывозу, независимо от их финансовых возможностей. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что по результатам проведенной проверки исполняющему обязанности главы МО «сельсовет Первомайский» А.Ч.Р. внесено представление от 09 марта 2010 года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления с указанием на изложенные в исковом заявлении нарушения закона. Однако на день контрольной проверки 25 мая 2011 года и рассмотрения дела в суде указанные нарушения закона ответчиками не устранены и имеют место, что следует из справки о результатах проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципальных образований Каякентского района и в частности в МО «сельсовет Первомайский». Из акта обследования территории МО «сельсовет Первомайский» от 21 июня 2011 года следует, что свалка (полигон) для размещения отходов организован без проведения экологических и санитарных обследований земельного участка, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения на отводимый земельный участок; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; без разработанного регламента и режима работы полигона, а также инструкции по приему бытовых отходов. Свалка (полигон) не сформирован как объект гражданских правоотношений, то есть не имеется сведений о кадастровом номере земельного участка под полигоном, он не описан и не индивидуализирован. Отсутствуют ограждения вокруг свалки, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта. На свалке (полигоне) не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО владельцем полигона не разработана. ООО «Первомайское» Каякентского района осуществляет деятельность по размещению твердых бытовых отходов на данном земельном участке без каких-либо правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на него. Как следует из письма начальника Управления Роспотребнадзора по РД в городе Избербаш от 26 мая 2011года, ТО Управления Роспотребнадзора по РД не выдало санитарно–эпидемиологическое заключение на мусоросвалку ТБО в Каякентском районе, так как полигоны (свалки мусора) на территории района не отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам. Из письма руководителя Избербашского межрайонного комитета экологии природопользования и акта обследования следует, что полигон для хранения ТБО МО «сельсовет Первомайский» Каякентского района не внесён в государственный реестр объектов размещения отходов из-за несоблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Проанализировав в совокупности, перечисленные выше доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования Махачкалинского природоохранного прокурора обоснованны, полностью подтверждаются исследованными в суде доказательствами, признаются ответчиками, и подлежат удовлетворению в полном объёме. Доводы, изложенные в кассационной жалобе главы МО «сельсовет Первомайский» Каякентского района, о том, что исковые требования к нему необоснованны, так как в бюджете МО «сельсовет Первомайский» не заложены денежные средства на устранение указанных в исковом заявлении нарушений закона, были предметом судебного исследования и правомерно признаны судом необоснованными. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления подп. 1 и 3 п. 1 ст. 16, подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подп. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 15 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений; размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых вопросов и т.д. В соответствии со ст. ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями. Доводы возражения на кассационную жалобу в данной части судебная коллегия находит обоснованными. На основании изложенного судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : Решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 06 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи