кассационное определение



<.>

дело № 33-1428/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 18 мая 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики в составе председательствующего Сидоренко М.И.

судей Алиевой Э.З. и Хавчаева Х.А.

при секретаре Алиевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы <.> и представителя УФК РФ по РД Козлитиной Ш.Н. на решение Буйнакского районного суда от 11 апреля 2011г., которым постановлено:

«Исковое заявление <.> удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счёт Казны Российской Федерации в пользу <.> компенсацию в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей в счёт возмещения морального вреда причинённого ему в результате незаконных действий органов предварительного следствия».

Заслушав доклад судьи Алиевой Э.З., заключение прокурора Багомаева А.М. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<.> обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. В обоснование он сослался на то, что постановлением дознавателя ОВД по Буйнакскому району от 27.07.2009г. возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 231 Уголовного кодекса Российской Федерации. Его обвинили в совершение преступления предусмотренного ч.2 ст. 231 Уголовного кодекса Российской Федерации. 28.07.2009 в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Со дня возбуждения уголовного дела и в последующих допросах он свою вину не признавал и доказывал свою невиновность.

Постановлением судьи Буйнакского районного суда от 06.12.2010г уголовное дело в отношении него прекращено на основании п.1 ч.2 ст.24 и ч.7 ст.246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием события преступления. Указанным постановлением судьи за ним признано право на реабилитацию. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 07.02.2011г. данный постановление оставлено без изменения.

В связи с указанным, он был незаконно привлечён к уголовной ответственности и в отношении него незаконно применена мера пресечения в виде подписки о невыезде более полутора лет, он не мог выехать на заработки. Действиями органа, возбудившего уголовное дело опорочено его честное имя, причинены нравственные и физические страдания. За это время сильно расшатана его нервная система, что отразилось на состоянии здоровья и членов семьи, которые вместе с ним нервничали и переживали за него. Причинённый ему моральный вред оценивает в 1 000 000 рублей, которые просит взыскать в его пользу за счёт Казны Российской Федерации.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе <.> просит отменить решение, ссылаясь на то, что суд не учел степень перенесенных им страданий в результате незаконного уголовного преследования, применения в качестве меры пресечения – подписки о невыезде в течение 1года и 6 месяцев, ухудшение состояния здоровья, направление на лечение в неврологическое отделение, причиненный ему материальный ущерб, взыскал заниженную сумму компенсации морального вреда.

В кассационной жалобе представитель УФК РФ по РД Козлитина Ш.Н. также просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что взысканная судом сумма – 50000 рублей не отвечает требованиям разумности и справедливости.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Из материалов дела усматривается, что постановлением дознавателя ОВД по Буйнакскому району от 27.07.2009 в отношении <.> возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 231 Уголовного кодекса Российской Федерации. Его обвинили в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 231 Уголовного кодекса Российской Федерации. 28.07.2009г. в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, которая длилась 1год и 6 месяцев.

Постановлением судьи Буйнакского районного суда от 06.12.2010г. уголовное дело в отношении него прекращено на основании п.1 ч.2 ст.24 и ч.7 ст.246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием события преступления и за ним признано право на реабилитацию. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 07.02.2011г. данный постановление оставлено без изменения.

Таким образом требования <.> компенсации морального вреда являются обоснованными.

Однако при определении размера компенсации морального вреда, суд в полной мере не учел характер причиненных ему физических и нравственных страданий. Так, было опорочено его имя, общий срок уголовного преследования <.> составил 1 год 6 месяцев, в течение этого времени он находился под подпиской о невыезде, был ограничен в праве на свободу передвижения, это отразилось на его здоровье и психологическом благополучии.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия находит взысканную судом в пользу <.> компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей заниженной и с учетом требований разумности и справедливости, считает возможным повысить его размер до 80000 рублей.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Буйнакского районного суда от 11 апреля 2011г. изменить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу <.> счет компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием 80000 (восемьдесят) тысяч рублей.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200