публикация



Судья <.>

Дело № 33-2437-2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 августа 2011 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Шихгереева Х.И.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Загирова Н.В.

рассмотрела в судебном заседании от 24 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД на решение Каспийского городского суда от 17 февраля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Шихгереева Х.И., судебная коллегия

установила:

с мая 1993 года проходил военную службу в Службе поселка Ахты Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД и 26 июля 2009 года скончался в результате его неосторожности, допущенной при купании в реке Самур (постановление старшего следователя Магарамкентского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по РД от 30 июля 2009 года).

Приказом № 41-лс от 28 июля 2009 года по Службе поселка Ахты Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД старший прапорщик Гамзатов А.Х. исключен из списков личного состава Службы.

- супруга покойного военнослужащего обратилась в суд с жалобой на бездействие Службы поселка Ахты Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД, Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД и Федеральной службы безопасности России по РД, выразившееся в несвоевременном оформлении и направлении документов в страховую кампанию для рассмотрения вопроса о выплате страховых сумм ей и ее детям, и просила обязать указанные органы направить в страховую кампанию документы для организации выплаты им страховой суммы.

При этом она указала, что перечисленные органы не выполнили возложенные на них обязанности по ее уведомлению о необходимости представления документов для получения страховой суммы, не направили ей бланк заявления о выплате страховых сумм, ее обращения о выплате страховой суммы оставлены без надлежащего реагирования, в связи с чем она не может получить предусмотренные законом выплаты, она не имеют своего жилья, проживает по найму, не имеет материальных возможностей оплачивать наем жилья.

Решением Каспийского городского суда от 17 февраля 2011 года требования Гамзатовой Н.Ш. удовлетворены, бездействие Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД и Службы поселка Ахты Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД, выразившееся в несвоевременной подготовке и направлении документов в страховую кампанию для рассмотрения вопроса о выплате страховой суммы детям Гамзатовой Н.Ш. и погибшего военнослужащего Гамзатова А.Х.: Гамзатовой З.А. и Гамзатовой Ф.А. признаны незаконными, на Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по РД и Службу поселка Ахты Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД возложена обязанность направить в страховую кампанию документы для организации выплаты страховой суммы детям Гамзатовой Н.Ш.: Гамзатовой З.А. и Гамзатовой Ф.А. согласно федеральному закону «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом уголовно-исполнительной системы».

В кассационной жалобе, поданной Паскарь С.В.- представителем Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД, поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд рассмотрел дело в порядке искового производства, тогда как Гамзатова Н.Ш. обжаловала бездействие органов государственной власти и дело подлежало рассмотрению в в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, неправильное определение судом формы производства привело к тому, что суд не применил положения статьи 256 ГПК РФ о сроках обжалования, не применен срок давности обращения Гамзатовой Н.Ш. в суд, не выяснены причины пропуска ею этого срока, а поскольку Гамзатовой Н.Ш. указанный срок пропущен без уважительных причин, то в удовлетворении ее требований должно было быть отказано.

В жалобе указано также и на то, что согласно федеральному закону «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом уголовно-исполнительной системы» правоотношения по выплате страховых сумм носят заявительный характер, что предполагает обязательность обращения Гамзатовой Н.Ш. с соответствующим заявлением, однако, она не обращалась с заявлением о выплате страховой суммы, необходимые документы не представляла, в связи с чем оснований для признания бездействия пограничных органов незаконным не имеется.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД, однако, в решении как представитель Управления указан Алиев Э.У., которого Управление не уполномочивало на участие в деле. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом уголовно-исполнительной системы» в случае их гибели (смерти) военнослужащего страховщиком производится выплата страховых сумм выгодоприобретателям (независимо от места их жительства).

Согласно статье 2 названного закона выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет.

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, было поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормативные правовые акты и формы документов, необходимые для реализации указанного Федерального закона.

Такой нормативный документ- Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих органов федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы утвержден приказом ФСБ РФ от 21 сентября 2009 года № 477 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы».

Пунктом 2 этого приказа руководителям, начальникам подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности, образовательных, научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и предприятий ФСБ России поручено обеспечивать оформление документов, необходимых для принятия решений о выплате страховых сумм, и направление их в страховую организацию не позднее чем в трехдневный срок со дня оформления.

Пунктом 11 указанной Инструкции предусмотрено, что подразделения кадров органов безопасности уведомляют выгодоприобретателей о факте наступления страховых случаев и о необходимости представления документов и материалов, необходимых для принятия решения о выплате им страховой суммы, а также высылают (выдают) выгодоприобретателям бланки заявления.

Этим же пунктом предусмотрено, что документы, необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы, страховщику в отношении военнослужащих, проходящих военную службу в пограничных органах, представляются пограничными органами.

Из приведенных норм материального права следует, что пограничные органы обязаны организовать оформление (в которое входит и уведомление выгодоприобретателя и направление ему заявления установленного образца) необходимых документов и их направление в страховую кампанию для производства выплаты страховой суммы.

Эта обязанность указанных органов за ними сохраняется до оформления документов и направления их в страховую кампанию.

Как следует из материалов дела, Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по РД, ни Служба поселка Ахты Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД эти требования не выполнили и до обращения Гамзатовой Н.Ш. необходимые документы не оформлены и в страховую кампанию не направлены.

Это подтверждено объяснениями представителя Управления ФСБ по РД Алиева Э.У., который в судебном заседании заявил, что материалы по страховым выплатам до сих пор не оформлены и для направления в страховую кампанию к ним не поступили.

Соответственно, суд правильно признал это бездействие перечисленных органов незаконным, нарушающим права заявителя и ее детей на получение страховых выплат.

Рассмотрение дела в порядке искового производства по своему процессуальному значению и форме предоставляет сторонам больше возможностей по представлению и обеспечению доказательств по рассматриваемому делу, чем производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, не влечет ограничение процессуальных прав сторон. Форма производства, в котором рассматривалось дело, не препятствовало установлению соблюдения заявителем предусмотренных статьей 256 ГПК РФ сроков обращения в суд. Соответственно, Управление независимо от формы производства по делу могло заявить ходатайство о применении срока давности обращения, предусмотренной статьей 256 ГПК РФ. Однако, этим правом оно не воспользовалось и ограничилось ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Поэтому, утверждение о нарушении судом формы производства не может влечь отмену решения суда.

Как указано выше, обязанность пограничного органа по оформлению документов на выплату страховых сумм и их направлению в страховую кампанию сохраняется до выполнения им обязанности, т.е. эти правоотношения носят длящийся характер, нарушение права Гамзатовой Н.Ш. продолжало иметь место вплоть по ее обращению в суд, в связи с чем нет оснований утверждать, что Гамзатова Н.Ш. пропустила предусмотренный статьей 256 ГПК РФ срок обращения в суд за защитой своего права.

Соответственно, рассмотрение дела в порядке искового производства не могло повлечь и не повлекло неправильные выводы суда о нарушении ею названных сроков.

Как указано выше, утверждение Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по РД о том, что в отсутствие заявления Гамзатовой Н.Ш. о выплатах страховых сумм его кадровые службы пограничных органов не должны были оформлять документы и направлять их в страховую кампанию, противоречит требованиям вышеназванных постановления Правительства РФ и приказа ФСБ РФ, поскольку уведомление выгодоприобретателя о порядке производства страховых выплат и направление ему бланка заявления являются обязанностью этих служб, что не сделано и не отрицается самим Управлением.

Согласно материалам дела (доверенности Управления Федеральной службы безопасности по РД- л.д. 32) Алиев Э.У. является представителем Федеральной службы безопасности РФ по РД.

В решении суда при изложении объяснений Алиева Э.У. допущена описка, указав перед словами «Управления ФСБ России по РД» слово «Пограничного».

По ходатайству Управления дело было рассмотрено в отсутствие представителя Пограничного Управления ФСБ России по РД, а самим Управлением в кассационной жалобе не приводятся какие-либо заслуживающие внимания доводы о том, что документы по страховым выплатам в пользу Гмазатовой Н.Ш. и ее детей своевременно оформлены и направлены в страховую кампанию. Поэтому, указанная описка, допущенная судом при изложении в решении объяснений представителя Управления ФСБ России по РД Алиева Э.У., не влияет на законность и обоснованность решения суда и не может влечь его отмену.

Таким образом, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Каспийского городского суда от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200