публикация



Судья <.>

Дело № 33-2323-2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 августа 2011 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Шихгереева Х.И.,

судей Галимовой Р.С. и Загирове Н.В.

при секретаре судебного заседания Чоракаеве Т.Э.

рассмотрела в судебном заседании от 26 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Темирханова А.И. на

решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 20 июня 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Аминарслановой У.М. и ее представителя Мазанаева Ю.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обратился в суд с иском к , , , администрации г. Махачкалы, администрации поселка Семендер г. Махачкалы, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД, Управлению Росеестра по РД об устранении препятствий в пользовании земельным участком в МКР в <адрес> путем сноса незаконно возведенного на этом участке строения, признании недействительными свидетельства серии от 21 июля 2008 года о государственной регистрации (запись от 21 июля 2008 года) права собственности Аминарслановой У.А. на 1\2 долю земельного участка в МКР в <адрес>, свидетельства серии от 26 сентября 2008 года о государственной регистрации (запись за от 26 сентября 2008 года) права собственности Шахрудинова М.М. на 1\2 долю земельного участка в МКР в <адрес>.

В обоснование своих требований он указал, что спорный участок был предоставлен ему под индивидуальное жилищное строительство на основании постановления Администрации г. Махачкала № 115 от 15 декабря 1993 года, по тогдашнему временному плану распределения земельных участков в <адрес> этот участок имел сектора 57, ему был выдан талон с указанием этих данных места расположения участка, участок был отведен на месте, после утверждения Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы 5 мая 1999 года генерального плана поселка этому участку присвоен номер в МКР поселка <адрес>, в 2005 году он продал участок , выдав ей доверенность на распоряжение земельным участком, завезла на участок камень, огородила его, в октябре 2007 года Сааева М.М. обратилась в администрацию поселка <адрес> за получением справки о принадлежности участка для получения строительного паспорта на его имя, такая справка была выдана, однако, в 2009 году Сааеву М.М. пригласили в администрацию поселка <адрес>, где заместитель главы администрации выхватил справку у нее из рук и порвал, однако, в журнале поселка <адрес> о выдаче справок на получение строительных паспортов сохранилась запись о выдаче этой справки, при этом выяснилось, что на этот участок справка о его принадлежности выдана Ирбаинову А.И., который начал осуществлять строительство на его участке, Ирбаинов А.И. по договору купли-продажи от 27 марта 2008 года продал участок Шахрудинову М.М., который затем по договору купли-продажи от 24 июня 2008 года продал 1\2 часть участка Аминарслановой У.М.

Данными документами нарушено его право, поскольку земельный участок выделялся ему, выдачей документов ответчикам нарушено его право на земельный участок.

Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 20 июня 2011 года Темирханову А.И. отказано в удовлетворении его требований.

В кассационной жалобе Эминовой Э.В.- представителя Темирханова А.И. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным в судебном заседании показаниями свидетелей Валиевой З.Р., Магомедова М.А. и Ибадуллаевой П.Х., суд не дал надлежащую оценку объяснениям Абдуллаева А.А.- представителя администрации поселка <адрес>, который не смог дать ответы на некоторые вопросы, поставленные перед ним, судом не истребован и не исследован генеральный план поселка, а также журнал регистрации справок на получение строительных паспортов, судом не устранены противоречия в объяснениях Ирбаинова А.И. и Абдуллаева А.А., судом вопреки возражениям истца в качестве свидетелей допрошены Гильдиев З. и Гильдиева П., личности которых не установлены, без надлежащей оценки этих обстоятельств суд не мог придти к правильным выводам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 3 и 60 ГПК РФ судебной защите подлежит действительное, а не предполагаемое право лица, обращающегося в суд, обстоятельства, которые могут быть доказаны определенными средствами доказывания, не могут быть доказаны никакими другими доказательствами.

Отсюда следует, что право лица, обращающегося за его защитой в суд, должны подтверждаться теми доказательствами, которые предусмотрены законодательством.

Порядок предоставления земельных участков и возникновения прав на них в 1993 году регулировался законом РД «О земле», постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 года «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного, наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», указанием Госкомзема ДССР от 23 января 1992 года № 07-5-4 «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно статьям 14 и 15 Закона РД «О земле» от 1991 года, действовавшего с 1991 года до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, и совокупности приведенных выше нормативных актов предоставление земель в 1993 года и до 29 октября 2001 года производилось путем отвода участка на местности и установления границ земельного участка на местности, т.е. путем проведения специальных землеустроительных работ.

Землеустроительный процесс, согласно статьям 113 и 114 Земельного кодекса РСФСР, который действовал с 1991 года до 29 октября 2001 года, состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, составления проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований, перенесения проектов в натуру (на местность), отвода земельных участков в натуре, оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В соответствии с Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» (пункты 6, 8, 10, 14), данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении, проведении землеустройства, сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель и содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, регистрация данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, а владение, пользование и аренду участков после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов.

Согласно статье 14 Закона РД «О земле», действовавшего с 1991 года до 29 октября 2001 года, приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется Государственным актом, который регистрируется и выдается соответствующим Советом народных депутатов.

Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Применение этого акта на территории Республики Дагестан предусмотрено постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 года № 1 «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Составной частью этого акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.

Пунктами 9.1 и 9. 2 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (на практике- акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).

Совокупность приведенных нормативных актов позволяет установить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до 29 октября 2001 года должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.

Соответственно, такие доказательства должен представлять и Темирханов А.И., оспаривающий права ответчиков и выданные им правоустанавливающие документы.

О своих правах на спорный земельный участок Темирханов А.И. утверждают со ссылкой на постановление администрации г. Махачкалы № 115 от 15 декабря 1993 года о выделении ему земельного участка площадью 0.1 га на землях ОПХ в <адрес> в районе Новой автостанции <адрес>.

Однако, данное постановление не содержит данные, позволяющие индивидуализировать предоставленный истцу участок.

Поэтому, он должен представить суду документы, предусмотренные вышеназванными нормативными актами, которые могут служить подтверждением предоставления ему спорного участка.

В соответствии постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 года N 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» и разработанными в соответствии с этими нормативными актами Роскомземом «Методическими указаниями о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость», которые были направлены уполномоченным органам письмом Роскомзема от 31 августа 1994 года N 2-14/1316 «О государственном земельном кадастре и регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость» на всей территории Российской Федерации велся государственный земельный кадастр, в котором осуществлялись регистрация прав на земельные участки, на основании этого кадастра оформлялись документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, позволяющие обеспечить защиту прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, при этом каждому предоставленному в собственность, владение, пользование гражданину или юридическому лицу земельному участку присваивался индивидуальный кадастровый номер - уникальный номер, который сохраняется за участком до тех пор, пока он существует как единое целое.

Уникальность этого кадастрового номера заключается в том, что исходя из этого номера наряду с другими сведениями определялись размеры и местоположение участка и на территории Российской Федерации не может быть двух участков, имеющих одинаковые кадастровые номера.

Однако, Темирханов А.И. не представил суду предусмотренные приведенными нормативными актами документы.

В то же время ответчики представили суду не только выписку из постановления администрации г. Махачкалы № 116 от 15 декабря 1993 года о предоставлении земельного участка Ирбаинову А.И., но и акт отвода от 15 декабря 2005 года, которым определены границы и местоположение участка, предоставленного Ирбаинову А.И.

Впоследствии Ирбаиновым А.И. произведены межевание и кадастровый учет участка, при котором предоставленному ему участку присвоен кадастровый номер , им получен кадастровый план (выписка из государственного земельного кадастра) от 18 марта 2008 года за .

Отсюда следует, что ответчиками суду представлены предусмотренные законодательством доказательства возникновения у Ирбаинова А.И. прав на спорный земельный участок в МКР поселка <адрес>. Однако, оспаривая подтвержденные в установленном порядке права Ирбаинова А.И., заодно и права Аминарслановой У.М. и Шахрудинова М.М., которые приобрели участок на основании заключенных ими договоров купли-продажи участков, Темирханов А.И. не представил предусмотренные законодательством доказательства как возникновение у него прав на спорный земельный участок и нарушения этого права выдачей ответчикам правоустанавливающих документов.

Как указано выше, постановление администрации г. Махачкалы от 15 декабря 1993 года о предоставлении земельного участка Темирханову А.И. не содержит сведения, позволяющие индивидуализировать предоставленный Темирханову А.И. участок и его местоположение.

Справка о принадлежности земельного участка в МКР поселка <адрес> Темирханову А.И., который якобы выдавался ему и подтверждает принадлежность участка, не может служить подтверждением прав Темирханова А.И., поскольку законодательством не предусмотрена такая справка как документ, подтверждающий права на земельные участки.

В соответствии со статьями 14 и 15 закона РД «О земле» и постановлением Совета Министров ДССР от 11 декабря 1991 года N 250 "Об утверждении положений «О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям» советы народных депутатов (в соответствии с Указом Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»- администрации поселений) лишь рассматривают заявления гражданина и с учетом проекта планировки и застройки населенного пункта либо других планировочных решений совместно с районным, городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, а в необходимых случаях и с органами архитектуры в 10-дневный срок принимает решение о выделении гражданину земельного участка в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными нормами, а закрепление границ отведенного земельного участка (с составлением соответствующего документа) в натуре (на местности) и изготовление Государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей производится органами Госкомзема ДССР с привлечением проектных организаций по землеустройству.

Поэтому, данный документ, выданный главой администрации поселка <адрес>, не может быть признан правоустанавливающим документом.

При отсутствии допустимых доказательств предоставления спорного участка Темирханову А.И. показания свидетелей, которые утверждают о предоставлении спорного участка Темирханову А.И., в силу требований статьи 60 ГПК РФ не могут быть приняты во внимание и положены в основу решения суда.

Земельный участок в МКР поселка <адрес> Аминарслановой У.М. и Шахрудинова М.М. приобретен у Ирбаинова А.И. в установленном порядке с заключением соответствующего договора и регистрацией права на него.

Поскольку согласно материалам дела спорный земельный участок предоставлялся Ирбаинову А.И., об этом ему выданы соответствующие документы, предусмотренные земельным законодательством, оснований для признания недействительными его правоустанавливающих документов на земельный участок не имеется, как нет оснований для признания недействительными и правоустанавливающих документов, выданных на этот же участок Аминарслановой У.М. и Шахрудинову М.М.

Поэтому, суд правильно отказал в удовлетворении требований Темирханова А.И.

Совокупностью приведенных нормативных актов и обстоятельств опровергаются доводы кассационной жалобы, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 20 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200