о предоставлении жилищного сертификата



Судья Абдулгапуров К.А.

Дело № 33-844/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 25 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Шихгереева Х.И., судей Августиной И.Д., Гаджиева Б.Г.

при секретаре Алиханове Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Махачкалы Магомедовой Р.Б.

на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 07 февраля 2011 года, которым постановлено:

Заявление Мухтарова М.Г. удовлетворить.

Обязать Администрацию гор. Махачкалы выделить Мухтарову М.Г. в г. Махачкале жилое помещение с учетом не достающей жилой площади – 38,2 кв.м., либо единовременную выплату на его приобретение, исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого Правительством РФ, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения Мухтарова М.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мухтаров М.Г. обратился в суд с иском к администрации г. Махачкалы о признании незаконными действий должностных лиц, выразившихся в отказе включить его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, и обязании ответчика предоставить ему жилищный сертификат в части недостающих 39 кв.м.

Свои требования истец мотивировал тем, что он проживает с семьей в приватизированной квартире общей площадью 66,3 кв.м., жилой площадью 41,8 кв.м.

Данная 3-х комнатная квартира получена его супругой в 1991 году от МВД РД (с 1980 года по настоящее время она работает участковой медицинской сестрой в МСЧ МВД РД).

Семья Мухтарова М.Г. состоит из <.> человек. Все проживают в данной квартире.

С 25 октября 1991 года истец принят на учет для улучшения жилищных условий в список многодетных семей в администрации Кировского района г. Махачкалы, о чем имеется выписка из протокола общественной жилищной комиссии о принятии на учет граждан района для улучшения жилищных условий от 24 октября 1991 года.

В 2009 году Мухтаров М.Г. обратился с письменным заявлением в администрацию Кировского района г. Махачкалы с просьбой о включении его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы.

В ответе главы администрации Кировского района г. Махачкалы истцу было сообщено, что согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы имеют право на участие в этой программе граждане, уволенные из органов внутренних дел РФ до 1 января 2005 года, а Мухтаров М.Г. из органов внутренних дел не уволен.

В августе 2010 года истец обратился с заявлением в администрацию г. Махачкалы в Отдел по учету, распределению, приватизации, обмену жилой площади, где получил ответ, что в подпрограмме имеют право на участие граждане, уволенные с военной службы до 01 января 2005 года и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Он уволен из органов внутренних дел 28 июня 2010 года, более того он обеспечен жилой площадью, в связи с чем просьба не удовлетворена.

Решение администрации Кировского района г. Махачкалы об отказе включения истца в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы является незаконным также и потому, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более (п. 16). Семья истца состоит из <.> человек.

Площадь жилья, которую занимает его семья, ниже нормы, установленной законом, в связи с чем он и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, ссылка ответчика на то, что он обеспечен жильем, не состоятельна.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации г. Махачкалы Магомедова Р.Б. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 предусматривается, что для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

Согласно дополнению от 08.05.2009 года к вышеуказанному постановлению Правительства от 21.03.2006 года истец может получить недостающую жилую площадь к имеющейся квартире за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Также согласно данному закону с 01.01.2011 года военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий не будут выдаваться жилищные сертификаты.

Таким образом, роль органов местного самоуправления заключается в ведении установленного законом учета лиц, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, а также предоставлении сведений об указанных лицах в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.

Как сотрудник органов внутренних дел, прослуживший более 10 лет и уволившийся со службы по причине болезни, вставший на жилищный учет до 01.01.2005 года, истец имеет право на участие в данной подпрограмме. Однако предоставление истцу, как лицу, имеющему право на улучшение жилищных условий, жилого помещения либо единовременной выплаты на его приобретение или строительство осуществляется органами государственной власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

Решением суда предоставление недостающей жилой площади либо единовременной выплаты на его приобретение было возложено на администрацию г. Махачкалы, что является нарушением норм законодательства РФ о предоставлении жилья по федеральной целевой программе «Жилище».

Кроме того, судом в мотивировочной части решения в качестве представителя администрации г. Махачкалы указан главный специалист отдела по учету, регистрации, обмену и приватизации Хасбулатов А.Ю., не имеющий доверенности на право представительства администрации г. Махачкалы в качестве стороны по делу, и соответственно, не имеющий право представлять интересы администрации г. Махачкалы в судах общей юрисдикции и иных учреждениях.

В возражении на кассационную жалобу Мухтаров М.Г. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из заявления Мухтарова М.Г. видно, что он обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий должностных лиц, выразившихся в отказе включить его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, и обязании ответчика предоставить ему жилищный сертификат в части недостающих 39 кв.м.

В судебном заседании 07 февраля 2011 года Мухтаров М.Г. изменил свои требования и просил суд обязать Администрацию гор. Махачкалы выделить его семье жилое помещение с учетом не достающей жилой площади в размере 38,2 кв.м., либо единовременной выплаты на его приобретение, исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого Правительством РФ, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта РФ.

Из содержания указанных требований следует, что истец изменил предмет и основание ранее предъявленного иска, то есть им заявлен новый иск.

Согласно ст.ст. 131, 132 ГПК РФ исковое заявление подается в суд в письменной форме, в котором указываются наименование суда, в который подается заявление; наименование истца, его место жительства; наименование ответчика, его место жительства или нахождения; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти доказательства и другие сведения. Исковое заявление подписывается лично истцом или его представителем при наличии у него соответствующих полномочий. К исковому заявлению прилагаются копии заявления, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования и другие необходимые документы.

Однако письменное заявление представлено не было, в связи с чем ответчик был лишен возможности представить свои возражения по существу новых требований.

Таким образом, суд в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований, фактически вынес решение об удовлетворении требований, которые в установленном ст.ст. 131, 132 ГПК РФ порядке не были предъявлены.

В соответствии со ст. 19 ГПК РФ решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

В нарушение указанной нормы права суд не привел норму материального права, на основании которой возложил обязанность на администрацию г. Махачкалы выделить жилое помещение Мухтарову М.Г. с учетом не достающей жилой площади.

Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов определен постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы».

Согласно данному подзаконному акту государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Предусматривается, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

В соответствии с ФЗ от 08.12.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С учетом указанных норм материального права суду надлежит исследовать вопрос о надлежащем ответчике по делу.

При допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, в соответствии со ст. 12 ГПК РФ создать условия для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и в соответствии с законом разрешить спор.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 07 февраля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200