кассационное определение



Судья Магомедов А. Ю.

дело № 33-2319/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 10 августа 2011г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Сидоренко М.И.

судей Алиевой Э.З. и Ибрагимова С.Р.

при секретаре Кадырове А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу <.> на решение Буйнакского районного суда от 5 июля 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления <.> отказать».

Заслушав доклад судьи Алиевой Э.З., объяснения <.> и его представителя - адвоката Гебековой У.Н., просивших отменить решение, представителя администрации сельского поселения МО «Село Чиркей» и сельского Собрания депутатов МО «Село Чиркей» <.> просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<.> обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта МО «Село Чиркей» о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Село Чиркей» и признании незаконным регистрации изменений и дополнений в Устав МО «Село Чиркей» в Минюсте РФ по РД.

В обоснование он сослался на то, что27 апреля 2011 года на собрании учителей МОУ «Чиркейский многопрофильный лицей», где он работает, из выступления юриста при администрации МО «Село Чиркей» <.> стало известно об изменениях и дополнениях, внесенных в Устав МО «Село Чиркей» депутатами Сельского собрания в части избрания Главы администрации села не всеобщим голосованием избирателей, а голосованием среди депутатов Сельского собрания, произведенных на сессии депутатов МО «Село Чиркей» в марте 2011 года.

Однако эти изменения и дополнения внесены в Устав МО «Село Чиркей» с грубейшим нарушением самой процедуры внесения изменений и дополнений, что противоречит Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

Не проведены публичные слушания проекта изменений в Устав;

проект устава муниципального образования, не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесений изменений и дополнений в него официально опубликован (обнародован) не был;

устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после их государственной регистрации официально опубликован (обнародован) не был.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе и дополнении к ней <.> просит отменить решение, как необоснованное.

В Устав МО «Село Чиркей» депутатами Сельского собрания изменения в части избрания Главы администрации села не всеобщим голосованием избирателей, а голосованием среди депутатов Сельского собрания, произведенных на сессии депутатов МО «Село Чиркей» в марте 2011 году внесены с грубейшим нарушением самой процедуры и противоречат Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, не проводились публичные слушания, не было возможности ознакомления с ними граждан, не опубликованы сведения об их результатах, решении Сельского собрания было по существу тайным. Представленные документы подготовлены задним числом заинтересованными лицами после получения его заявления. Ни в печати, ни на телевидении эти вопросы не рассматривались.

В возражениях на кассационную жалобу ст. помощник прокурора г.Буйнакска просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В возражениях на кассационную жалобу глава МО сельского поселения «Село Чиркей» <.> и заместитель председателя Собрания депутатов <.> А.К. просят решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

На публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

В соответствии с ч.4 ст. 44 названного закона, проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Аналогичные нормы содержатся в статьях 27, 35, 42, 43, 45, 46 Закона РД от 23 декабря 2004 г. № 43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан».

Названным нормам федерального и республиканского законодательства соответствуют и п.З ст. 16, п.З ст. 17, п.2 ст. 19, п.4 ст.21 Устава МО «Село Чиркей».

Таким образом, действующее законодательство предусматривает механизм ознакомления и обсуждения проекта изменений в устав, как путем опубликования, так и путем их обнародования.

Из пункта 2 ст. 30 «Глава сельского поселения» Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей» Буйнакского района Республики Дагестан, принятого 13.05.2008г. Собранием депутатов сельского поселения «Село Чиркей» Буйнакского района, следует, что Глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

Этот же пункт 2 ст. 30 «Глава сельского поселения» Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей» Буйнакского района Республики Дагестан, с изменениями принятыми 01.04.2011г. Собранием депутатов сельского поселения «Село Чиркей» Буйнакского района, гласит: «Глава сельского поселения избирается Собранием депутатов сельского поселения из своего состава на срок его полномочий».

Согласно свидетельства о государственной регистрации, Устав муниципального образования «село Чиркей» Буйнакского района Республики Дагестан с внесенными в него изменениями и дополнениями зарегистрирован 13 апреля 2011 г. за № RU055183102011001.

Доводы заявителя о допущенных нарушениях при внесении изменений и дополнений в Устав МО «село Чиркей» Буйнакского района опровергаются представленными администрацией МО «Село Чиркей» следующими доказательствами.

Решением Собрания депутатов сельского поселения МО «Село Чиркей» от 21.02.2011 г. № 2 «О принятии проекта Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей», из которого усматривается, что принят проект Устава, главе сельского поселения поручено обнародовать проект Устава в срок до 20.03.2011г. путем вывешивания текста проекта в общественных местах. Для организации подготовки к публичным слушаниям и проведения обсуждения проекта Устава создана комиссия Собрания депутатов, которая принимает предложения граждан в письменной форме с 21.02.2011г. по 20.03.2011г. в администрации села ежедневно с 10 до 16 часов. Председателю комиссии поручено организовать проведение публичных слушаний 21.03.2011 г. в 14 часов в здании администрации села, утвержден порядок проведения публичных слушаний, установлено что протокол и результаты публичных слушаний подлежат обнародованию в срок с 22.03.2011 г. по 31.03.2011 г., определен срок заседания Собрания депутатов 01.04.2011 г. для учета предложений по Уставу и принятия Устава.

Приложением №1 и 2 к Решению от 21.02.2011 г. № 2 усматривается, что создана комиссия в составе 3-х депутатов и установлен «Порядок проведения публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей».

Объявлением «Об оповещении жителей о месте и времени проведения публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей», в котором указаны основания проведения публичных слушаний, место и время их проведения, а также о принятии предложений граждан по проекту Устава в письменном виде комиссией Собрания депутатов с 21.02.2011 г. до 20.03.2011 г.

Актами от 22.02.2011 г. о вывешивании объявлений о дате и месте проведения публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в Устав МО «Село Чиркей», о вывешивании объявлений в Чиркейском многопрофильном лицее им.А.Омарова, детском садике, ГУП «Чиркейское», Чиркейской участковой больнице.

Справкой от 20 марта 2011г. «Об обнародовании проекта Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей» и Решения Собрания депутатов сельского поселения «Село Чиркей», подписанной главой сельского поселения <.>, из которого видно, что указанные акты были обнародованы в срок с 21.02.2011 г. по 20.03.2011 г.

Протоколом публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей» Буйнакского района от 21.03.2011 г.

Заключением от 21.03.2011 г. по результатам публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей» Буйнакского района, из которого следует, что по результатам публичных слушаний путем голосования единогласно одобрен проект Устава.

Справкой от 31 марта 2011 г. «Об обнародовании протокола публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей» и Заключением по результатам публичных слушаний, подписанных главой сельского поселения <.> из которых усматривается, что указанные акты были обнародованы в срок с 22.03.2011 г. по 31.03.2011 г.

Из протокола заседания Собрания депутатов сельского поселения «Село Чиркей» и решением от 01.04.2011 г. «О принятии Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей», где присутствовали все 11 депутатов Собрания, видно, что единогласно было принято решение принять Устав, зарегистрировать его в Управлении Минюста РФ по РД, обнародовать в 30-тидневный срок.

Имеются протоколы обнародования Устава МО «Село Чиркей» в Чиркейском многопрофильном лицее им.А.Омарова от 27.04.2011 г., от 21.04.2011 г. и 05.05.2011 г. в детском садике, Чиркейской участковой больнице, в сельском клубе, библиотеке и почте.. Из них усматривается, что глава сельского поселения <.> зам председателя Собрания депутатов <.> зам главы администрации села <.> выступили перед избирателями и ознакомили их с внесенными изменениями и дополнениями в Устав муниципального образования сельского поселения Чиркей.

Доводы администрации МО «село Чиркей» о наличии вывешенных объявлений в общественных местах о проведении публичных слушаний, о возможности представления своих предложений в комиссию, подтвердили допрошенные по делу в качестве свидетелей депутаты сельского Собрания МО «Село Чиркей» <.> <.>

Из Справки от 12 мая 2011 г. «Об обнародовании Устава муниципального образования сельского поселения «Село Чиркей», подписанной главой сельского поселения <.> М.Б., усматривается, что Устав был зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по РД 14 апреля 2011 г. и обнародован до 7 мая 2011 г.

Прокуратурой г.Буйнакска рассматривалось жалоба жителей с.Чиркей Буйнакского района по поводу внесения изменений и дополнений в Устав МО «Село Чиркей». Из ответа прокуратуры г.Буйнакска <.> от 25.05.2011 г. № 96ж-2011г. следует, что принятое решение о внесении изменений в Устав МО «Село Чиркей» не противоречит требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Изменения, внесенные в Устав зарегистрированы в Минюсте РД и выдано свидетельство о государственной регистрации. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Эти доказательства в своей совокупности, опровергают доводы заявителя о допущенных нарушениях при внесении изменений и дополнений в Устав МО «село Чиркей» Буйнакского района.

Заявителем же не представлено суду достаточных и достоверных доказательств таких нарушений.

Показаниям свидетелей <.> Курахмаева P.M., Абакарова A.M., <.> о том, что объявлений и самих публичных слушаний о внесении в Устав изменений не было, о проекте изменений в Устав они не знали, в решении дана надлежащая оценка. Суд расценил их как субъективное мнение, основанное на неполучении ими соответствующей информации.

То обстоятельство, что они не знали, не слышали о проекте изменений, объявления о публичных слушаниях и принятом решении о внесении изменений в Устав МО «село Чиркей» при отсутствии других достоверных доказательств, подтверждающих доводы заявителя <.> суд правильно посчитал недостаточными для вывода, что эти нарушения в действительности были допущены, что имеются основания для удовлетворения заявления и признания внесенных изменений и дополнений в Устав незаконными.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Буйнакского районного суда от 5 июля 2011 года оставить без изменения. а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200