о взыскании пособий по временной нетрудоспособности



Судья Гасанов Ш.О.

Дело № 33-2172/2011г

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 26 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Августиной И.Д.,

судей – Биремовой А.А. и Устаевой Н.Х.,

при секретаре – Магомедове О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителей прокуратуры РД Эфендиевой И.М. и Джарулаева А.К. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 2 июня 2011 года, которым постановлено:

«Иск Гаджимагомедова Р.И. удовлетворить.

Обязать прокуратуру Республики Дагестан выплатить Гаджимагомедову Р.И. пособия по временной нетрудоспособности согласно неоплаченных листков нетрудоспособности и денежной компенсации за непредставление в 2006-2007г.г. отпуска».

Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., объяснения­­ прокурора Джарулаева А.К., просившего решение суда отменить, объяснения представителя ГУ- Региональное отделение фонда социального страхования РФ по РД Аджиева Г.М. (доверенность на л.д.119), просившего решение суда отменить, объяснения представителя истца –адвоката Умаева Р. (ордер №83 от 5 августа 2011 года), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Гаджимагомедов Р.И. обратился в суд с иском к прокуратуре Республики Дагестан о взыскании пособий по временной нетрудоспособности и компенсации за неиспользованный отпуск, мотивируя свои требования тем, что с 1983 года он проходил службу в органах прокуратуры на различных должностях, с января 2007 года работал в должности <.>. В мае 2008 года он был освобожден от занимаемой должности. В связи с явной несправедливостью и открытым преследованием его со стороны руководства состояние его здоровья резко ухудшилось и он длительное время с 13 мая 2008 года по 23 января 2010 года находился на лечении как стационарно, так и амбулаторно в различных медицинских учреждениях Республики Дагестан и города Москвы. 26 января 2010 года приказом прокурора Республики Дагестан он назначен на должность <.> и в указанной должности работает по настоящее время. Листки нетрудоспособности за время временной нетрудоспособности представлялись им для оплаты в прокуратуру РД, однако выплата пособий по ним ему не производилась со ссылками на ошибки, допущенные медицинскими работниками при их заполнении и выдаче. Из 18 представленных на оплату листков нетрудоспособности выплаты были произведены только по 7 листкам. Его вины в том, что медицинскими учреждениями допущены нарушения при оформлении листков нетрудоспособности, нет. Указанные незначительные ошибки им в последующем были устранены.

Истец также просит взыскать невыплаченную денежную компенсацию за неиспользованные 20 дней отпуска в 2006 году и за 2007 год.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представители прокуратуры РД Эфендиева И.М. и Джаруллаев А.К. просят отменить решение суда, указывая на то, что истцом было представлено 18 листков нетрудоспособности за период с 13 мая 2008 года по 23 января 2010 года. Из указанных листков нетрудоспособности оплате подлежали только те, которые в соответствии с разъяснениями ФСС РФ по РД от 28.06.2010 года оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования. Из 18 представленных Гаджимагомедовым Р.И. листков нетрудоспособности прокуратурой РД в августе 2010 года за счет средств обязательного социального страхования оплачено 7 листков нетрудоспособности. В оплате остальных 11 листков нетрудоспособности отказано, поскольку они по форме и порядку их заполнения не отвечают требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвития от 1 августа 2007 г. № 514. Листки нетрудоспособности за за период с 10.03.2009 года по 23.01.2010 года не подлежали оплате, поскольку они были выданы истцу с нарушением пункта 28 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 1 августа 2007 года №514, в соответствии с которым истец при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев, подлежал направлению на медико-социальную экспертизу. Обоснованность действий кадровой службы прокуратуры РД подтверждена разъяснениями и ответами регионального отделения ФСС РФ пор РД, Министерства здравоохранения РД. Выводы суда о законности требований Гаджимагомедова Р.И. о выплате денежной компенсации за неиспользованные им в 2006-2007 г.г. отпуска не основаны на законе. Гаджимагомедову Р.И. с учетом стажа службы может быть предоставлен отпуск продолжительностью 45 дней. Им использована часть отпуска за 2005-2006 рабочий год продолжительностью 19 календарных дней. В соответствии со ст. 126 ТК РФ Гаджимагомедову Р.И. в последующем по его письменному заявлению мог бы быть предоставлен отпуск за период службы 2005-2006 рабочий год в количестве 9 календарных дней, остальная часть отпуска в количестве 17 календарных дней могла быть компенсирована. Аналогично за период службы 2006-2007 рабочий год по письменному заявлению истца возможно предоставление отпуска продолжительностью 28 календарных дней, остальная часть отпуска в количестве 17 календарных дней либо меньшая его часть могла быть ему компенсирована. С соответствующими рапортами Гаджимагомедов Р.И. в прокуратуру республики не обращался. Возможность денежной компенсации за все неиспользованные отпуска прямо оговорена в ст. 127 Трудового кодекса РФ и возможна лишь при увольнении работника. Вывод суда о выплате пособий и компенсаций за неиспользованные отпуска в процентном отношении к среднему заработку, поскольку пенсионные надбавки входят в среднемесячный заработок, не основан на законе. Согласно Положению о порядке установления и перерасчета ежемесячной надбавки работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет, утвержден­ному приказом Генерального прокурора РФ от 18.08.2008 № 908-к, соответствующая надбавка устанавливается на основании пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О проку­ратуре Российской Федерации» прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим выслугу не менее 20 лет и классный чин, в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет, которая могла быть им назначена. Ежемесячная надбавка в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет за период временной нетрудоспособности Гаджимагомедову Р.И. не устанавливалась и не выплачивалась, поскольку на дату открытия листка нетрудоспособности от занимаемой штатной должности <.> он был освобожден, а на другую штатную должность назначен не был.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель истца –адвокат Умаев Р.М. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, Гаджимагомедовым Р.И. было представлено к оплате 18 листков нетрудоспособности за период нахождения его на стационарном и амбулаторном лечении с 13 мая 2008 года по 23 января 2010 года.

Из указанных истцом 18 листков нетрудоспособности выплата пособия по временной нетрудоспособности была произведена ему только по 7 листками нетрудоспособности.

Отказывая в назначении и выплате пособий по остальным листкам нетрудоспособности, ответчик сослался на то, что указанные листки нетрудоспособности по форме и по порядку их выдачи выданы истцу с нарушением установленных законодательством требований.

Отвергая эти доводы ответчика, суд пришел к обоснованному выводу, признав установленным, что правовых оснований для отказа истцу в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности не имелось.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования» одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ " Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию», действовавшего на момент наступления страховых случаев по данному делу, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе и утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

В силу пункта 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.

Таким образом, из приведенных норм следует, что пособия по временной нетрудоспособности могут быть выплачены в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.

В соответствии с частью 2 статьи 9 указанного Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: 1) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; 2) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Как видно из дела, указанных оснований для отказа в назначении и выплате истцу пособий по временной нетрудоспособности не имелось.

Доводы ответчика о том, что листки нетрудоспособности за за период с 10.03.2009 года по 23.01.2010 года не подлежали оплате ввиду того, что они были выданы истцу с нарушением пункта 28 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 1 августа 2007 года №514, в соответствии с которым истец при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев, подлежал направлению на медико-социальную экспертизу, судом обоснованно опровергнуты, поскольку, как следует из указанного Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, а также объяснений представителя ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РД <.> в судебном заседании (л.д.125), обязанность инициировать вопрос о направлении истца на медико-социальную экспертизу возложена не на него самого, а на соответствующие лечебные учреждения.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормативными правовыми актами, а также, учитывая, что сами факты наличия страховых случаев (заболевания истца) ответчиком не оспаривались, суд принял правильное решение, обязав ответчика произвести выплату истцу пособий по всем неоплаченным листкам нетрудоспособности.

Решение суда в этой части судебная коллегия считает законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на следующие листки нетрудоспособности, подлежащие оплате :

Проверяя доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на ответчика обязанности по выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска, судебная коллегия установила, что судом первой инстанции в этой части сделаны правильные выводы.

Доводы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца в части компенсации всех неиспользованных отпусков за прошедшие периоды во время прохождения службы, в соответствии со статьей 127 ТК РФ такая компенсация выплачивается работнику только при увольнении, несостоятельны.

В силу статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

В соответствии с частью 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Выплата работнику денежной компенсации за неиспользованные отпуска является безусловной обязанностью работодателя.

Из материалов дела усматривается, что истец работал в должности <.> и был уволен из органов прокуратуры в мае 2008 года.

Со дня прекращения трудовых отношений истцу отпуск за указанный им период (2006-2007гг) не предоставлялся, денежная компенсация за неиспользованный отпуск не выплачивалась.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал за истцом право на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск и обоснованно обязал ответчика произвести причитающиеся ему денежные выплаты.

Вместе с тем, при определении размера денежной компенсации за неиспользованный отпуск и пособий по временной нетрудоспособности, исходя из среднемесячного заработка, суд указал в мотивировочной части решения на то, что выплаты пособий и компенсаций следует произвести в процентном соотношении к среднему заработку, поскольку пенсионные надбавки входят в среднемесячный заработок.

Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

Судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии со статьями 126, 127, 139, 183 Трудового кодекса Российской Федерации РФ и статьей 14 Федерального закона от <дата> N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" размеры пособий по временной нетрудоспособности и компенсаций за неиспользованный отпуск исчисляются исходя из среднего заработка, который определяется по правилам, предусмотренным названными нормами трудового законодательства и Федерального закона N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Частью 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Пунктом 2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на доходы физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Из изложенного следует, что ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть назначена прокурорам, не относится к вышеуказанным выплатам физическим лицам, не является составной частью заработной платы и не связана с квалификацией, характером и результатами работы прокурора, а фактически относится к государственному пенсионному обеспечению прокуроров.

Таким образом, суммы ежемесячной надбавки к заработной плате прокурорам в размере 50 процентов пенсии, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом.

При изложенных обстоятельствах, включение пенсионной надбавки в средний заработок истца при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и компенсации за неиспользованный отпуск является неправильным и указание на это подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 2 июня 2011 года оставить без изменения, исключив из мотивировочной части решения указание на то, что пенсионные надбавки входят в среднемесячный заработок.

Резолютивную часть решения дополнить следующей редакцией: «Обязать прокуратуру Республики Дагестан выплатить Гаджимагомедову Р.И. пособия по временной нетрудоспособности согласно неоплаченным листкам нетрудоспособности:

председательствующий: И.Д.Августина

судьи: А.А.Биремова

Н.Х.Устаева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200