кассационное определение по делу по иску Шейдаева Р.Я. к Минфину РФ о компенсации морального вреда



Судья Яралиев Т.М.

Дело № 33 – 1941 – 2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июля 2011 г. Махачкала.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе: председательствующего Абдуллаевой А.К.

судей Устаевой Н.Х. и Абдулхалимова М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 6 июля 2011 г. дело по кассационной жалобе представителя ответчика по доверенности Абдулгалимова Р. – на решение Дербентского городского суда от 6 июня 2011 года, которым постановлено:

«Иск Шейдаева Р.Я. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу в счет компенсации морального вреда 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., судебная коллегия

установила:

Шейдаев Р.Я. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации за счет казны Российской Федерации морального вреда, причиненного незаконным привлечением его к уголовной ответственности.

Свои требования он мотивировал тем, что 9 мая 2010 года в отношении него было возбуждено уголовное дело, и он привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 222 ч.1 УК РФ, в этот же день помещен в ИВС ОВД по г. Дербента.

В отношении него 11 мая 2010 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

13 мая 2010 года в отношении него возбуждено уголовное дело по ст. 208 ч.2 УК РФ, а уголовное преследование по ст. 222 ч.1 УК РФ прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

Избранная мера пресечения – заключение под стражу неоднократно продлевалась.

В течение шести месяцев и десяти дней он был изолирован от общества, не имел возможности получить надлежащее питание и квалифицированную медицинскую помощь, находясь на учете в Дербентском противотуберкулезном диспансере и страдая туберкулезом.

Незаконное привлечение к уголовной ответственности и заключение под стражу причинило ему моральный вред, размер которого он оценивает в 2000 000 руб.

Судом принято указанное выше решение.

В кассационной жалобе представителя УФК ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что в соответствии с ч.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Считает, что присужденная к взысканию сумма морального вреда в размере 500 000 рублей является завышенной и несоразмерной незаконному привлечению к уголовной ответственности истца.

Ссылается на то, что уголовное дело в отношении истца было прекращено на стадии предварительного расследования, обвинительного приговора судом не выносилось, т.е. официально, государством, Шейдаев Р.Я. преступником признан не был.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно постановлению дознавателя ОД ОВД по г.Дербенту Марданова М.Г. от 9 мая 2010г. против Шейдаева Р.Я. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1. ст.222 УК РФ.

Из протокола задержания подозреваемого от 9 мая 2010года следует, что Шейдаев Р.Я. задержан.

Постановлением суда от 11 мая 2010 года в отношении него избрана мера пресечения – заключение под стражу.

15 мая 2010 года в отношении него вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого по ч.2 ст. 208 УК РФ, 3 августа 2010 года – по ч.5 ст. 33 и ч. 2 ст. 208 УК РФ.

6 октября 2010 года срок содержания под стражей продлен до 9 ноября 2010 года, 8 ноября продлен до 9 декабря 2010 года. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан постановление суда отменено и Шейдаев Р.Я. освобожден из под стражи.

1 декабря 2010 года в отношении Шейдаева Р. Я. уголовное преследование прекращено и ему разъяснено право на реабилитацию.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Шейдаев Р.Я. незаконно был привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу в течение 6 месяцев 10 дней. Весь указанный период истец был лишен права передвижения, выбора места нахождения и общения, весь указанный период находился под следствием.

Это усматривается из исследованных судом материалов данного дела.

Таким образом, Шейдаев Р.Я. был незаконно привлечен к уголовной ответственности, избрана в отношении него мера пресечения в виде заключения под стражу в связи с чем суд правильно посчитал, что требования истца о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда являются обоснованными.

Согласно п.1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания возмещается за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При определении суммы, подлежащей взысканию, суд исходил из того, что истец находился под стражей в течение 6 месяцев и 10 дней, подвергся обвинению в совершении тяжких преступлений, нервным переживаниям, связанным с незаконным уголовным преследованием, он был лишен права передвижения в пространстве и времени, выбора места нахождения и общения, распространение несоответствующих действительности сведений, утрата доверия и авторитета среди друзей и знакомых.

С учетом анализа представленных в суд доказательств, степени вины нарушителя, степени физических и нравственных страданий связанных с индивидуальными особенностями истца, а также исходя из принципов разумности и справедливости, судом определен размер компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей, полагая, что он будет наиболее реальной компенсацией за причиненные истцу нравственные страдания.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что принцип разумности и справедливости судом первой инстанции учтен не в должной мере и снижает размер компенсации морального вреда до 350000 рублей.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дербентского городского суда от 6 июня 2011 года изменить, снизить размер компенсации морального вреда до 350 тысячи рублей.

Председательствующий: Абдуллаева А.К.

Судьи: Устаева Н.Х.

Абдулхалимов М.М.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200