кассационное определение по делу прокурора Хивского района к главе Администрации МО `Хивский район` о признании незаконными действий



Судья Атлуханов С.М.

Дело № 33 – 590 – 2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД

в составе председательствующего Абдуллаевой А.К.

и судей Устаевой Н. Х. и Гасановой Д.Г.

при секретаре Джафарове Д.Г.

с участием прокурора Хивского района Лагметовой Ф.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 6 апреля 2011 г. дело по кассационной жалобе и.о. главы муниципального образования «Хивский район» на решение Хивского районного суда от 24 января 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Хивского района РД Лагметовой Ф.К. удовлетворить.

Признать незаконными действия главы муниципального образования «Хивский район» Мустафаева К.А. по отказу в направлении правовых актов в прокуратуру района и дальнейшее бездействие по непредставлению правовых актов прокурору для осуществления возложенных законом полномочий.

Обязать главу муниципального образования «Хивский район» представлять в прокуратуру Хивского района все правовые акты, принимаемые администрацией муниципального образования «Хивский район»».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения представителя МО «Хивский район» по доверенности Тагирова А.К., просившего решение суда отменить, возражения прокурора Лагметовой Ф.К., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Хивского района РД Лагметова Ф.К. обратилась в суд с заявлением к главе МО «Хивский район» о признании незаконными действий главы администрации МО «Хивский район» Мустафаева К.А. по отказу в направлении правовых актов в прокуратуру района и дальнейшее бездействие по непредставлению правовых актов прокурору для осуществления возложенных законом полномочий, и обязании ответчика представлять в прокуратуру Хивского района все правовые акты, принимаемые администрацией МО «Хивский район».

Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Согласно требованиям ст.ст. 1,21,26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ее органы осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления.

В связи с этим, главе администрации муниципального образования «Хивский район» Мустафаеву К.А. было предложено обеспечить направление в прокуратуру района копий всех правовых актов, принимаемых МО «Хивский район» к каждому 10, 20 и 30 числу текущего месяца, а также направить все распоряжения и постановления, изданные после 20.09.2010 г., поскольку все изданные до 20.09.2010 г. правовые акты в прокуратуру района поступали регулярно.

Кроме того, согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" прокуратурой района в соответствии с названным Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия положений правового акта органа местного самоуправления или его должностного лица закону либо нарушений закона в деятельности указанных субъектов, а также несоблюдения ими прав и свобод человека и гражданина прокурор использует предусмотренные законом правовые акты реагирования на допущенные нарушения.

На противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт местного самоуправления прокурором приносится протест либо в орган местного самоуправления, либо должностному лицу органа местного самоуправления, в зависимости от того, кто является субъектом, издавшим правовой акт.

Однако главой администрации МО «Хивский район» требуемые правовые акты в прокуратуру района для проверки не представляются, вместо них направляются отписки.

Так, на требование прокуратуры района направленное в соответствии со ст.ст.6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 02.12.2010 за №02-01/19-2010 глава администрации МО «Хивский район» Мустафаев К.А. ответил, что администрация направляет нормативные правовые акты, а другие правовые акты в отношении определенной категории лиц направят по запросу прокуратуры, который «должен содержать обоснование конкретной цели получения информации или документов от органа местного самоуправления».

Тем самым, глава МО «Хивский район» препятствует осуществлению полномочий, предоставленных органам прокуратуры Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Бездействие главы муниципального образования «Хивский район» Мустафаева K.A. затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, проживающих на территории Хивского района, а также интересы Российской Федерации.

Просила удовлетворить исковые требования, и признать незаконным действия главы администрации МО «Хивский район» Мустафаева К.А. по отказу в направлении правовых актов в прокуратуру района и дальнейшее бездействие по непредставлению правовых актов прокурору для осуществления возложенных законом полномочий, и обязать ответчика представлять в прокуратуру Хивского района все правовые акты, принимаемые администрацией МО «Хивский район».

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе и.о. главы муниципального образования «Хивский район» просит отменить решение суда по тем основаниям, что они постоянно направляют в прокуратуру нормативные правовые акты длительного характера, а требования прокуратуры о направлении всех правовых актов, считает необоснованными и не соответствующими Федеральному закону №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением надзора не подменяют иные государственные органы, а проверки исполнения законов проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Поводами для проверок являются поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов и непосредственное обнаружение прокурором правонарушения. Основания проведения поверок- наличие данных о признаках состава правонарушения в поступившей в прокуратуру информации либо полученной непосредственно прокурором.

К полномочиям прокурора относится право на месте знакомиться с документами и материалами в целях получения информации о фактах нарушения закона. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных учреждений и организаций, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции того органа, с материалами которого знакомится прокурор. В случае необходимости прокурор вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов. Прокурор вправе требовать от руководителей и должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и других сведений по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о признании незаконными действий главы муниципального образования «Хивский район» Мустафаева К.А. по отказу в направлении правовых актов в прокуратуру района и дальнейшее бездействие по непредставлению правовых актов прокурору для осуществления возложенных законом полномочий, суд первой инстанции исходил из того, что указанные требования основаны на Конституции Российской Федерации и на Законе «О прокуратуре Российской Федерации».

Между тем, по настоящему делу прокурор, требуя признать незаконным действия главы МО «Хивский район», ссылается на то, что им не выполняется их требование о направлении в прокуратуру района всех правовых актов, принимаемых в МО «Хивский район» к каждому 10, 20 и 30 числу текущего месяца.

Однако в действующем законодательстве способы осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления не закреплены.

Учитывая то, что относительно направления в Прокуратуру Хивского района муниципальных нормативных правовых актов спора между сторонами не имеется, суду следовало уточнить, на основании каких норм действующего законодательства прокурор ставит вопрос о представлении в прокуратуру всех муниципальных правовых актов в конкретные, им обозначенные, сроки.

Кроме того, суду следовало уточнить требования прокурора, выяснить, создаются ли прокурору препятствия в ознакомлении с правовыми актами в МО «Хивский район» и получении копий актов, содержание которых вызывает сомнения у прокурора, в чем такие препятствия выражаются – в непредставлении правовых актов в прокуратуру Хивского района или в отказе в направлении им правовых актов.

Вместе с тем, нельзя признать состоятельными доводы ответчика о том, что органы прокуратуры проводят проверки только на основании поступающей в органы прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Так, согласно требованиям ст.ст. 1,21,26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления.

Кроме того, Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" на органы прокуратуры возложены функции по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия положений правового акта органа местного самоуправления или его должностного лица закону либо нарушений закона в деятельности указанных субъектов, а также несоблюдения ими прав и свобод человека и гражданина прокурор использует предусмотренные законом правовые акты реагирования на допущенные нарушения.

Без выяснения вышеуказанных обстоятельств решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду следует более тщательно исследовать доводы сторон, уточнить заявленные требования и на основании закона разрешить возникший спор.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Хивского районного суда от 24 января 2011 года отменить, дело на новое рассмотрение направить в тот же суд.

Председательствующий: Абдуллаева А.К.

Судьи: Устаева Н.Х.

Гасанова Д.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200