Судья Гасанов Ш.О. Дело № 33-2658/2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Махачкала 09 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Шихгереева Х.И., судей Августиной И.Д., Мустафаевой З.К. при секретаре Алимове Р.М. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мухтарова М.Г. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30 июня 2011 года, которым постановлено: В иске Мухтарова М.Г. к администрации г. Махачкала о признании незаконными действий должностных лиц отказать. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения Мухтарова М.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Мухтаров М.Г. обратился в суд с иском к администрации г. Махачкалы о признании незаконными действий должностных лиц, выразившихся в отказе включить его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, и обязании ответчика предоставить ему жилищный сертификат в части недостающих 39 кв.м. Свои требования истец мотивировал тем, что он проживает с семьей в приватизированной квартире общей площадью 66,3 кв.м., жилой площадью 41,8 кв.м. Данная 3-х комнатная квартира получена его супругой в 1991 году от МВД РД (с 1980 года по настоящее время она работает участковой медицинской сестрой в МСЧ МВД РД). Семья Мухтарова М.Г. состоит из пяти человек. Все проживают в данной квартире. С 25 октября 1991 года истец принят на учет для улучшения жилищных условий в список многодетных семей в администрации Кировского района г. Махачкалы, о чем имеется выписка из протокола общественной жилищной комиссии о принятии на учет граждан района для улучшения жилищных условий от 24 октября 1991 года. В 2009 году Мухтаров М.Г. обратился с письменным заявлением в администрацию Кировского района г. Махачкалы с просьбой о включении его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы. В ответе главы администрации Кировского района г. Махачкалы истцу было сообщено, что согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы имеют право на участие в этой программе граждане, уволенные из органов внутренних дел РФ до 1 января 2005 года, а Мухтаров М.Г. из органов внутренних дел не уволен. В августе 2010 года истец обратился с заявлением в администрацию г. Махачкалы в Отдел по учету, распределению, приватизации, обмену жилой площади, где получил ответ, что в подпрограмме имеют право на участие граждане, уволенные с военной службы до 01 января 2005 года и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Он уволен из органов внутренних дел 28 июня 2010 года, более того он обеспечен жилой площадью, в связи с чем просьба не удовлетворена. Решение администрации Кировского района г. Махачкалы об отказе включения истца в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы является незаконным также и потому, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более (п. 16). Семья истца состоит из пяти человек. Площадь жилья, которую занимает его семья, ниже нормы, установленной законом, в связи с чем он и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, ссылка ответчика на то, что он обеспечен жильем, не состоятельна. Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 07 февраля 2011 года заявление Мухтарова М.Г. было удовлетворено и постановлено обязать Администрацию гор. Махачкалы выделить Мухтарову М.Г. в г. Махачкале жилое помещение с учетом не достающей жилой площади – 38,2 кв.м., либо единовременную выплату на его приобретение, исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого Правительством РФ, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от 25 марта 2011 года данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Республики Дагестан. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Мухтаров М.Г. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая на то, что он состоит в очереди на получение жилья с 25.10.1991 года. Истец неоднократно обращался в администрацию Кировского района г. Махачкалы с просьбой о включении в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы. В ответ на обращения администрацией было сообщено, что он будет включен в списки участников подпрограммы после увольнения со службы. Мухтаров М.Г. уволился со службы 28.06.2010 года и вновь обратился в администрацию Кировского района г. Махачкалы, но ему дали ответ, что он обеспечен жильем, в связи с чем отказывают ему в предоставлении жилья. Суд указал на то, что подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы не функционирует. Однако судом не принято во внимание то, что выполнение федеральной целевой программы и входящих в ее состав подпрограмм продлено до 2015 года распоряжением Правительства РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене. Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов определен постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы». Согласно данному подзаконному акту государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предусматривается, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. В соответствии с ФЗ от 08.12.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Судом установлено, что Мухтаров М.Г. состоит на учете на улучшение жилищных условий в списке многодетных семей в администрации Кировского района г. Махачкалы. Также из дела видно, что истец уволен из органов внутренних дел и имеет выслугу суммарной продолжительностью 30 лет 2 месяца и 16 дней. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы в настоящее время не функционирует. Данный вывод суда является ошибочным. Так, Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2011 года № 561 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153» внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», согласно которым слова «2002-2010 годы» заменены словами «2011-2015 годы». Таким образом, действие федеральной целевой программы «Жилище» продлено до 2015 года. Истец имеет общую продолжительность службы в органах внутренних дел более 10 лет и состоит в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем отказ администрации г. Махачкалы во включении Мухтарова М.Г. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» является незаконным. При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене. Так как обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия находит возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении требований Мухтарова М.Г., не передавая дело на новое рассмотрение. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30 июня 2011 года отменить, по делу вынести новое решение. Обязать Администрацию г. Махачкалы включить Мухтарова М.Г. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Председательствующий Судьи: